Смотр-конкурс РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНИК


Свердловская область

Машиностроение

Самой первой продукцией Уралмаша была подкова. Воз, нагруженный этими немудреными изделиями, сопровождал через проходную заводской оркестр. Но не подкова прославила завод. В 1935 г. уралмашевцы обратились к правительству с предложением прекратить импорт всего металлургического оборудования и поручить его изготовление Уралмашу. Завод таким образом взял на себя всю ответственность за многие важнейшие разделы программы индустриализации.

Отличительные особенности машиностроения Среднего Урала — высокий удельный вес   металлоемкого тяжелого машиностроения, высокий уровень заводской и территориальной концентрации, преобладание универсальных предприятий с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.
Главная роль принадлежит четырем подотраслям: тяжелому машиностроению, на долю которого приходится около 34% всей машиностроительной продукции, электротехническому машиностроению (около 23%), транспортному машиностроению (19%), нефтегазовому и химическому машиностроению (11%).
Факторами, способствовавшими развитию тяжелого машиностроения, стали наличие большого количества черных металлов и потребность металлургической, горнодобывающей, энергетической промышленности в машинах и оборудовании. Все машиностроительные гиганты, построенные в годы индустриализации, ориентировались не только на удовлетворение нужд собственной, уральской промышленности, но и на потребности других регионов СССР.
Основным предприятием, не имевшим себе равных в отрасли по производству горно-шахтного и металлургического оборудования, до конца 80-х годов был Уралмашзавод (Екатеринбург). Это типичный пример универсального предприятия, где кроме механических, сборочных цехов имеются мощные металлургические цехи, объем продукции которых можно приравнять к Верх-Исетскому заводу, а инструмента он изготавливает столько же, сколько Свердловский инструментальный завод. Дочерние филиалы у завода есть в городе Верхняя Пышма и в поселке Буланаш. Для Уралмашзавода характерна предметная специализация. Здесь изготовляют установки непрерывной разливки стали, прокатное оборудование, оборудование доменных печей, буровые установки, в том числе для сверхглубокого бурения, шагающие экскаваторы. И это далеко не полный перечень продукции завода-гиганта. Часто завод работал над единичными, уникальными образцами, больше не повторяющимися.
Горно-шахтное оборудование производится также на Карпинском машиностроительном заводе, который был организован в годы войны на месте медеплавильного завода. Его продукция — буровые установки для открытых месторождений, зарядно-доставочные машины — работают на многих месторождениях с открытой разработкой полезных ископаемых как в России, так и за ее пределами. В объединение горно-шахтного машиностроения входит Артемовский машиностроительный завод. Он производит мощные вентиляторы для горно-рудной, металлургической промышленности и метрополитенов, ленточные конвейеры для открытых карьеров. Производством запасных частей и ремонтом горного оборудования занимается Первоуральский завод по ремонту горного оборудования.
Сеть машиностроительных предприятий, специализирующихся на производстве энергетического и электротехнического оборудования, возглавляют такие гиганты, как Уралэлектротяжмаш и Турбомоторный завод (Екатеринбург).
Уралэлектротяжмаш выпускает тяжелое оборудование, например, гидрогенераторы массой 1 240—1 400 т и высотой с четырехэтажное здание. Для отправки такого гидрогенератора на Усть-Илимскую ГЭС потребовался состав из 75 железнодорожных вагонов. Производятся также высоковольтные выключатели, трансформаторы для преобразовательной техники, мощные вертикальные электродвигатели для насосов и синхронных компенсаторов, масляные выключатели с автономным приводом, которые необходимы для сверхдальних ЛЭП.

Начало электротехнической подотрасли машиностроения положил Баранчинский электромеханический завод, основой которого стал эвакуированный в 1916 г. из Ревеля (Таллин) завод «Вольта». Сейчас это довольно крупное предприятие по выпуску генераторов, электродвигателей, преобразователей тока.

В непосредственной близости от Уралэлектротяжмаша находится Турбомоторный завод — предприятие, которое работает также на энергетику страны, выпуская паровые и газовые турбины. Это весьма мощные агрегаты: одна теплофикационная турбина мощностью 250 тыс. кВт может обеспечить теплом и светом целый город с населением до 300 тыс. жителей. Уникальные газовые утилизационные турбины могут использовать доменный газ для производства дешевой электроэнергии. Турбомоторный производит также дизель-моторы мощностью 1 200—1 400 лошадиных сил, дизель-генераторные станции.
Электротехническое машиностроение, кроме Екатеринбурга, представлено и в других городах области:
Каменск-Уральский электромеханический завод, выросший на месте старого чугунолитейного завода, производит электродвигатели;
Карпинский электромашиностроительный завод, филиал Уралэлектротяжмаша, производит электрооборудование к буровым установкам и генераторы для горных экскаваторов;
Кушвинский электромеханический завод специализирован на выпуске комплектных трансформаторных подстанций;
Сысертский электротехнический завод производит электродвигатели для стиральных машин;
Нижнетуринский электроаппаратный завод, филиал Уралэлектротяжмаша, специализирован на выпуске высоковольтной аппаратуры.
аппаратуру централизации и блокировки для железнодорожного транспорта производит Камышловский электротехнический завод.
С электротехническим и энергетическим машиностроением тесно связано кабельное производство (Уралкабель в Екатеринбурге), производство электротехнического фарфора (Урализолятор в Камышлове).
Головным предприятием по производству химического оборудования выступает Уралхиммаш (Екатеринбург). Предприятие было введено в строй в первый год войны и выпускало военную продукцию, как и подавляющее большинство машиностроительных заводов Урала в тот период. После войны Уралхиммаш был перепрофилирован на выпуск оборудования для таких отраслей химической промышленности, как сернокислотная, содовая, азотная, хлорная, искусственного волокна, пластмасс, каучука. Завод первым приступил к изготовлению установок для опреснения морской воды, гидролизных аппаратов, технологических линий по производству кормовых дрожжей из древесного сырья и фурфурола.
Лидерами транспортного машиностроения являются государственное производственное объединение Уралвагонзавод, государственное унитарное предприятие Уралтрансмаш, Уральский автомоторный завод. Уралвагонзавод (Нижний Тагил), занимающийся производством большегрузных магистральных вагонов (69-тонных четырехосных цельнометаллических и 125-тонных восьмиосных универсальных), до конца 80-х годов в России не имел себе равных по объему производства.
Большая группа заводов Свердловской области выпускает оборудование для лесной и деревообрабатывающей промышленности, сельского и коммунального хозяйства, металлорежущие станки и инструменты, строительные механизмы, компрессоры, гидронасосы, башенные краны, медицинский инструмент, метеорологические приборы, торговое оборудование и многое другое. К ним относятся такие предприятия, как Уралгидромаш (Сысерть), Пневмостроймашина, Уральский компрессорный завод, Коммаш, лифтостроительный завод, завод торгового оборудования (все в Екатеринбурге), станкостроительный (Алапаевск), машиностроительный завод по производству подъемно-транспортного оборудования (Полевской), котельно-радиаторный (Нижний Тагил), котельно-механический (Березовский), крановый (пос. Красногвардейский).
В машиностроении Свердловской области широко представлено производство продукции военного назначения. Предприятия ВПК выпускают оптику для авиации, современные ракетные комплексы, уникальные артиллерийские самоходные машины, системы наведения ракет, запускаемых с подводных лодок, танки и др. Более 30 машиностроительных предприятий Свердловской области специализировалось только на выпуске военной техники. Среди них Машиностроительный завод им. М.И. Калинина, Уральский электромеханический завод, Федеральное государственное унитарное предприятие Уральский оптико-механический завод, государственное предприятие «Вектор» и др.
В настоящее время машиностроительные заводы Свердловской области переживают трудные дни. Идет сокращение производства во всех его отраслях. В целом по машиностроению и металлообработке объем производства сократился за 1990—2000 гг. на 56%. Особенно значительное сокращение объемов производства характерно для предприятий, производящих горно-металлургическое оборудование, и для предприятий ВПК. Причин здесь много, но наиболее важные, на наш взгляд, следующие: 1) большая часть потребителей машиностроительной продукции оказалась неплатежеспособной; 2) не дала желаемых результатов конверсия на машиностроительных предприятиях ВПК, для ее проведения требуются огромные капиталовложения со стороны государства.