Контур-символ


КОНТУР — СИМВОЛ

Два образа:
пространственный
и страноведческий

Задачи, формирующие географические смысловые опоры

А.Ю. ТРИФОНОВ
учитель географии,
лицей естественных наук, г. Киров

На всероссийских олимпиадах от многих коллег — руководителей региональных команд то и дело слышу: не везде региональный тур олимпиады по географии проходит как праздник предмета. Иной раз — со скрипом, натужно, без блеска, без размаха, задора. Складывается впечатление, что некоторым региональным управленцам это не нужно. Поставили галочку о проведении, послали команду области на российский тур — и всё. Забыли до очередного зимнего «кошмара», когда опять придется отрываться от привычных бумажно-методических дел и спускаться с небес к школьникам.

Во многом вследствие такого положения вещей у нас родилась идея проводить городской турнир по географии для учащихся 7—11-х классов. Это не альтернатива олимпиаде. Турнир более демократичен, объективен и у нас более популярен, чем его официальная географическая мачеха. В 2006 г. в турнире приняли участие 330 школьников города Кирова (в городском туре олимпиады — 101). И ученикам, и учителям Кирова наше мероприятие пришлось по вкусу. Выпущены календари, блокноты, ручки, футболки с символикой турнира. Ими оргкомитет награждает победителей.

К нашему мероприятию проявляют интерес в некоторых пограничных с Кировской областью субъектах федерации и даже в Казахстане. Может быть, географы тоже желают иметь свой профессиональный турнир наподобие «Кенгуру» или «Русского медвежонка»?

В публикуемой ниже подборке — примеры одного из типов заданий, предлагаемых участникам турнира.

1. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующей страны; под каждым рисунком — поясняющую подпись: что (или кто) на изображении.

Соедините стрелками буквы и цифры в двух серых колонках так, чтобы образовались осмысленные пары «страна — рисунок». Поясните, почему вы так сделали.

Объект

Рисунок

Пояснение

А

1

c

Б

2

c

В

3

c

Решение

Объект

Рисунок

Пояснение

А

3

Колумб родился в Италии — в Генуе (так, по крайней мере, принято считать)

Б

1

«Бамбуковый медведь» панда водится в Китае

В

2

Эйфелева башня (понятно где)

2. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего полуострова; под каждым рисунком — поясняющую подпись: что (или кто) на изображении.

Соедините стрелками буквы и цифры в двух серых колонках так, чтобы образовались осмысленные пары «полуостров — рисунок». Поясните, почему вы так сделали.

Объект

Рисунок

Пояснение

А

1

c

Б

2

c

В

3

c

Решение

Объект

Рисунок

Пояснение

А

1

Скандинавия — родина викингов

Б

3

Аравийский полуостров — ландшафт пустынь и оазисов

В

2

Камчатка — район современного вулканизма

3. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком — поясняющую подпись: что (или кто) на изображении.

Соедините стрелками буквы и цифры в двух серых колонках так, чтобы образовались осмысленные пары «географический объект — рисунок». Поясните, почему вы так сделали.

Объект

Рисунок

Пояснение

А

1

c

Б

2

c

В

3

c

Решение

Объект

 

Рисунок

Пояснение

А

 

2

Гора (вулкан) Фудзияма (изображенная на картине Хокусая) находится на острове Хонсю

Б

 

3

Лемуры водятся на Мадагаскареc

В

 

1

Н.Н. Миклухо-Маклай вел исследования на Новой Гвинее

TopList