Формы обучения

КОНТУР — СИМВОЛ

Два образа:
пространственный
и страноведческий

Задачи, формирующие географические смысловые опоры

А.Ю. ТРИФОНОВ
учитель географии,
лицей естественных наук, г. Киров

Ставропольский край. Железноводск. Иноземцево. Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа. Круглый стол географов в рамках XVI Всероссийской олимпиады. Александр Юрьевич Трифонов делает сообщение о географическом турнире для 7—10-х классов, ежегодно проводимом им в городе Кирове. Высказано предложение о постепенном формировании системы общероссийского географического конкурса наподобие «Кенгуру»

Продолжаем публикацию задач серии «Контур — символ», начатую в № 8/2007.

Задачи такого рода — и прекрасный проверочный, и отличный обучающий материал.

В первом качестве задачи могут использоваться не только как конкурсные, но и как контрольные в обычном учебном процессе (задачи, выявляющие знания и позволяющие выставить объективную оценку). Еще более значимо диагностическое значение таких задач. Они позволяют учителю установить не только географическую зоркость, наблюдательность ученика (внимание к карте), но и уровень его осведомленности, эрудированности, в конечном счете — приобщенности к общечеловеческой культуре, к естественному и рукотворному предметным мирам.

Это не только диагностика ученика, но и самодиагностика правильности действий учителя, разумности программы, интеллектуальной состоятельности применяемых учебников. Если после решения таких задач учитель обнаруживает, что его старшеклассники не могут по силуэту узнать Кижи, определить осетровую рыбу, отличить буддийскую статую от католической, узнать мекканскую Каабу, догадаться о назначении нефтяной вышки, значит, что-то не так и не то делалось в учебном процессе, не теми книгами пользовались.

А еще важнее, конечно, не контрольное, а обучающее (пробуждающее интерес, стимулирующее познание, вырабатывающее навыки поиска географической информации) значение таких задач. Следует, по крайней мере поначалу, разрешать школьникам при решении пользоваться любыми источниками информации. В этом случае задача выступает организатором самообразовательного процесса.

В осенних номерах подборка задач А.Ю. Трифонова будет продолжена.

С.В. РОГАЧЕВ

1. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком — поясняющую подпись: что (или кто) на изображении.

T

Соедините стрелками буквы и цифры в двух серых колонках так, чтобы образовались осмысленные пары «географический объект — рисунок». Поясните, почему вы так сделали.

Объект Рисунок

Пояснение

А 1 c
Б 2 c
В 3 c

Решение

Объект Рисунок

Пояснение

А 2 Вдоль северного побережья Байкала проходит БАМ — Байкало-Амурская магистраль
Б 1 В Каспии водится осетр
В 3 На острове Кижи в Онежском озере находится Кижский погост с этими всемирно известными памятниками деревянного зодчества

2. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего субъекта Российской Федерации; под каждым рисунком — поясняющую подпись: что (или кто) на изображении.

Соедините стрелками буквы и цифры в двух серых колонках так, чтобы образовались осмысленные пары «субъект федерации — рисунок». Поясните, почему вы так сделали.

Объект Рисунок

Пояснение

А 1

c

Б 2

c

В 3

c

Решение

Объект Рисунок

Пояснение

А 1 На территории Республики Коми ведется добыча нефти
Б 3

В Иркутской области находится Братская ГЭС

В 2 Буряты, коренное население Бурятии, — буддисты

3. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующей страны; под каждым рисунком — поясняющую подпись: что (или кто) на изображении.

Соедините стрелками буквы и цифры в двух серых колонках так, чтобы образовались осмысленные пары «страна — рисунок». Поясните, почему вы так сделали.

Объект

Рисунок

Пояснение

А 1

c

Б 2

c

В 3

c

Решение

Объект

Рисунок

Пояснение

А 3 Орел на кактусе, терзающий змею, — герб Мексики
Б 2

Запретная мечеть (Масджид аль-Харам) с Каабой — в Мекке, на западе нынешней Саудовской Аравии

В 1 Вольфганг Амадей Моцарт — уроженец австрийского Зальцбурга

TopList