Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №6/2001

Книга

Литература, которой мы пользуемся

С заседаний секции географии
Федерального экспертного совета
Минобразования России*

Г.П. АКСАКАЛОВА,
председатель секции географии Федерального экспертного совета,
И.С. ЗАХАРОВА,
специалист Федерального экспертного совета

Во второй половине 1999-го и в 2000 г. на секции географии Федерального экспертного совета Минобразования России было рассмотрено много новых учебников, атласов, справочников, словарей на предмет рекомендации их для использования в средней школе.

Ниже приведен краткий обзор основной литературы, которая была рекомендована экспертным советом к изданию и переизданию с внесенными коррективами.

Учебник «География. Начальный курс» для 6-го класса, авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова (изд-во «Дрофа»).

Давно действующий учебный материал по начальному курсу географии в общеобразовательной школе написан в традиционном стиле. В предисловии авторы подробнейшим образом знакомят учащихся с тем, как работать с книгой, чтобы обучение было наиболее эффективным. В ходе экспертизы было отмечено, что изложение материала логичное, четкое, корректно даны формулировки понятий. Методический аппарат разнообразен, имеются задания разных типов и уровней сложности. Хорошо сбалансированы объем материала параграфов и практических работ. Учебник знакомит школьников с топонимикой, интерес к которой значительно увеличился в последние годы.

Учебник «Физическая география. Начальный курс» для 6-го класса, автор Д.П. Финаров (изд-во «Специальная литература»).

По мнению рецензентов, представляет собой классический учебник по начальному курсу географии для 6-го класса. Учебник охватывает все основные темы курса. Учебник написан ясным, простым языком, прекрасно иллюстрирован, учитывает возрастные особенности учащихся.

Учебник для 6-го класса «Физическая география», автор В.П. Сухов (изд-во «Просвещение»).

Соответствует традиционному содержанию начального курса географии, изложенному с некоторыми вариациями во всех действующих в настоящее время программах. Его содержание соответствует обязательному минимуму образования. Учебник направлен на развитие личности школьника, на овладение общими правилами познания. В учебнике нашли отражение современные тенденции географического образования, рассмотрены проблемы взаимоотношений человека и природы, включены сюжеты об ученых-географах. Доступный язык, четко определенный объем параграфов, продуманная система иллюстраций свидетельствуют о хорошо отработанной авторской концепции. Данный учебник был рекомендован к переизданию с грифом Министерства образования России.

Учебник «География. Мир Земли» для 6-го класса, авторы В.А. Кошевой, И.В. Душина, А.А. Летягин, А.А. Лобжанидзе (изд-во «Баласс»).

Новый учебник составлен на идеях концепции развивающего обучения «Школа-2100». Включает введение, 7 разделов, содержит большое количество иллюстративного материала. Авторам удалось разработать оригинальный комплект, который отражает комплексный и экологический подходы в географии. Представлена интеграция экономической, социальной и физической географии, что позволяет понять и осознать географическую картину мира, единство процессов и явлений на Земле. Учебник хорошо сочетается с предыдущими материалами, проблемное изложение материала способствует развитию мыслительной деятельности школьников и познавательного интереса к предмету.

Методические рекомендации приведены как пояснение основных идей авторов, в них даны вариативные разработки уроков по всем разделам учебника. Они ориентированы на работу с учащимися, имеющими разную степень подготовленности и различные способности.

Рабочая тетрадь предназначена для развития самостоятельной познавательной деятельности школьников, что позволит закрепить теоретические знания и сформировать практические умения. Приведенные рисунки, схемы, тестовые задания, заполнение кроссвордов, работа с контурной картой в сочетании с содержанием учебника, решение ребусов, выполнение схематических рисунков, а также опора на знания, полученные вне школы (анализ фотографий станций метрополитена), позволяет учиться с увлечением, с интересом, развивать любознательность, стремление работать с дополнительной литературой, учиться самостоятельно получать знания из разнообразных источников информации.

Рукопись учебника для 7-го класса «География материков и океанов», автор О.В. Крылова (изд-во «Просвещение»).

Данная рукопись относится к группе учебников с четко выраженной системой развивающего обучения («с использованием различных мыследеятельностных моделей применительно к разному содержанию») в среднем звене, в то время как мы знаем, что развивающее обучение редко выходит за рамки начальной школы. В учебнике представлены дидактические, методические и технологические подходы, направленные на повышение качества обучения. Рецензенты отмечают доступность изложения материала, стремление автора реализовать внутрикурсовые и межпредметные связи. В учебнике присутствуют тестовые и другие задания.

Рецензент Т.Н. Баталина отмечает следующие достоинства учебника:

— доступность и понятность изложения учебного материала (автор приводит красивые, интересные и характерные описания многих природных территорий и явлений, используя также высказывания различных знаменитых путешественников и исследователей);

— направленность многих вопросов и заданий на системное закрепление изучаемого материала;

— создание у учащихся «образа страны» или «образа территории» через местный фольклор (пословицы и поговорки), а также через задания на восприятие ландшафта всеми пятью чувствами.

Также рецензенты отмечают, что учебник создан в идеологии личностно ориентированного образования и поэтому был рекомендован для школьников, мотивированных на учебную деятельность как на основную.

Учебник «Материки, океаны и страны» для 7-го класса, автор Д.П. Финаров (изд-во «Дрофа»).

Учебник раскрывает научно-географические идеи, формирует географическую картину мира, территориальные различия. В учебнике изложены основы охраны природы, даются знания о хозяйственной деятельности населения. Увеличен материал по характеристике стран. Хорошо продуман методический аппарат, выдержаны требования к объему материала, что способствует соблюдению требований к нормализации учебной нагрузки.

Учебник для 8-го класса «География: природа России», автор Э.М. Раковская (Изд-во «Просвещение»).

Данный учебник построен в традиционной логике. Содержание и методический аппарат учебника направлены на развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы школьников.

Научное содержание учебника изложено четким языком, доступным для понимания учащихся 8-го класса; вопросы и задания разнообразны по содержанию и целям. Учебник содержит большой иллюстративный материал, который составляет более 25% учебника; он связан с методическим аппаратом и текстом, что создает определенные возможности для организации самостоятельной работы школьников.

Учебник «География: население и хозяйство России» для 9-го класса, авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина (изд-во «Просвещение»).

Учебник состоит из двух основных частей. Первая часть «Общий обзор России» включает 4 главы: «Россия на карте мира», «Человек и природа», «Население России» и «Народное хозяйство России».

Усилен раздел «Человек и природа», создающий мост между имеющимися знаниями учащихся по физической и экономической географии России. В целом наблюдается широкий комплексный подход к изучению социальной и экономической географии, усилен исторический, экономический и гуманитарный аспект ее изучения. Большое внимание авторы уделяют историческим особенностям заселения территории и воспроизводства населения.

Хорошо представлена характеристика межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства, проблемы и перспективы их развития. Впервые даны описания военно-промышленного комплекса России, сельскохозяйственной освоенности территории России с учетом природной зональности, зональной специализации сельского хозяйства. Значительно большее внимание уделено проблемам развития непроизводственной сферы.

Вторая часть — «Регионы России» включает особенности, виды, проблемы районирования территории России, ее административно-территориальное устройство. Дана комплексная экономико-географическая характеристика основных регионов России.

Учебник написан хорошим, ясным, понятным каждому учащемуся языком, прекрасно иллюстрирован, содержит богатейший учебно-научный и методический материал, богат рисунками, фотографиями, схемами, графиками, диаграммами, таблицами, картами. Налицо дифференцированный подход к изучению географии, позволяющий учителю при работе с этим учебником учитывать индивидуальные особенности каждого учебника.

Учебник «География России. Население и хозяйство» для 9-го класса, авторы В.Я. Ром, В.П. Дронов (изд-во «Дрофа»), представленный на подтверждение грифа, выдержал шесть изданий и широко используется в школах России. Учебник хорошо выстроен логически, в нем раскрыты сложные вопросы развития экономики России в современных условиях, дополнен новыми фактами и статистическим материалом, внесены коррективы в методический аппарат. Выделены новые темы, некоторые переработаны («Военно-промышленный комплекс», «Новые независимые государства»). Рецензенты отмечают четкость и доступность языка изложения в учебнике.

Содержательная часть учебника также была изменена и существенно дополнена. Текст стал более лаконичным, интересным и доступным. В ряд параграфов введены новые абзацы. Основной текст дополнен свежей информацией. Изменены и обновлены многие задания, ролевые и деловые игры, а также исключены трудоемкие проблемные задачи. Статистическая информация дополнена и обновлена (цифровой материал дан на 1998-й или на 1999 г.). По-новому прописан методический аппарат (вопросы по тексту и в конце разделов, задания, работа с таблицами и др.). Переработан и дополнен словарь терминов.

Учебник «Экономическая и социальная география России» для 9-го класса, автор А.В. Даринский (изд-во «Специальная литература»).

Рецензенты отмечали, что в учебнике заменены многие устаревшие данные, уточнены некоторые формулировки; сделаны дополнения текста, связанные с последними изменениями в экономике страны и экологическими проблемами; заново разработана общая характеристика сельского хозяйства. Рукопись хорошо отредактирована, в тексте есть многочисленные иллюстрации.

Учебное пособие «География России. Хозяйство и географические районы» (часть 2), под ред. А.И. Алексеева.

Члены секции географии отметили, что учебное пособие является логическим продолжением первой книги учебника. Содержание материала соответствует поставленным задачам, отражающим современные требования к школьной географии.

Рукопись отличается новизной содержания, в котором нашла отражение идея комплексной характеристики территории России. Авторы вводят понятие географического района. Хорошо прослеживается идея гуманизации, заявленная в первой книге; при характеристике районов показана жизнь людей, особенности их быта и культуры. Рецензенты отметили высокий потенциальный уровень учебника.

Учебник «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса, автор В.П. Максаковский (изд-во «Просвещение»).

В ходе обсуждения было отмечено, что учебник является наиболее авторитетным из школьных учебников; в 1999 г. ему была присуждена Премия Президента Российской Федерации. Новое издание — 2000 года — является переработанным и дополненным. Автор включил новые сведения, факты. По сравнению с более ранними изданиями заново написаны темы «Общая характеристика мира», введены новые параграфы, обновлен статистический и фактологический материал.

Учебник «Экономическая и социальная география» для 10-го класса, авторы Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров (изд-во «Просвещение»), представленный на подтверждение грифа. В рецензии А.Ю. Скопина отмечается, что учебник претерпел существенную переработку по сравнению с пятым изданием. Обновлены статистические данные, диаграммы, схемы и табличный материал. Включен новый раздел — «География культуры, религий, цивилизаций», дополнены характеристики отдельных стран и регионов.

Учебник «География. Население и хозяйство мира» для 10-го класса, автор А.П. Кузнецов (изд-во «Дрофа»), представленный на подтверждение грифа, по сравнению с предыдущими изданиями сохранил все лучшее, что было, но в то же время значительно переработан автором, внесены исправления и дополнения, значительно усиливающие учебник и отражающие изменения в политической, экономической и социальной жизни планеты за последние годы; автор приводит новейшие статистические данные; значительно усилено методическое обеспечение учебника. Автор дает интересную трактовку важнейших терминов, использует разноракурсный подход в освещении материала, приводит необычные примеры в классификации «обычных» понятий, значительно расширяющих рамки образовательного стандарта и делающих учебник более познавательным и интересным. Большой интерес вызывают характеристики экономических моделей развития различных стран и их изменения во времени. Ярко и лаконично представлены автором характеристики населения, природно-ресурсного потенциала, отраслевой и территориальной структуры хозяйства отдельных стран и регионов мира.

Рукопись учебника для 10-го класса «Общая география», авторы Т.Н. Герасимова, С.В. Мясникова (изд-во «Специальная литература»).

В ходе обсуждения рукописи рецензенты отметили, что «создание данной работы как завершающего курса по школьной географии весьма актуально. Этот курс, обобщающий материалы по физической, социальной и экономической географии, призван дать целостное представление о географической оболочке как о единстве взаимосвязанных и развивающихся природных компонентов, как о сложном по своей структуре объекте, как о среде обитания и жизнедеятельности человека». Ценно то, что авторы предпочли в данном учебнике использовать исторический подход к изучению географической оболочки и ее компонентов, населения Земли, мирового хозяйства, взаимодействия общества и природы. Большое внимание при изучении курса авторы уделяют самостоятельной работе школьников, для этого в учебнике представлены некоторые приемы самостоятельной работы, даны многочисленные вопросы и задания разной сложности и методологической направленности.

Учебное пособие по географии «Рациональное природопользование и охрана окружающей среды», авторы М.П. Ратанова и др. (изд-во «Мнемозина»).

Данное пособие является органической частью пособий по проблемам природопользования, предназначено для углубления знаний и самостоятельной работы школьников в комплекте с учебным пособием «Природопользование» для 10—11-го классов. Пособие отражает современные проблемы взаимодействия природы и общества; в нем разработана система интересных вопросов и заданий; в конце книги находится словарь терминов и понятий, список рекомендуемой литературы.

«Школьный словарь географических названий», автор Е.И. Поспелов (изд-во «Профиздат»).

В ходе обсуждения было отмечено, что усвоение географической номенклатуры всегда было проблемой, которую решали главным образом путем сокращения списка названий, подлежащих запоминанию. В данном пособии предлагается новый подход к изучению номенклатуры — ее осмысление. Автор исходит из положения, что название — не бессмысленный набор звуков, а значимое слово, в большинстве случаев содержащее некую характеристику именуемого объекта.

В словаре содержится объяснение происхождения (этимология) 1500 географических названий, в число которых входят названия материков и частей света, океанов, морей, важнейших проливов и заливов, рек и озер, горных систем и отдельных вершин, стран, столиц, важнейших городов, субъектов РФ и единиц административного деления первого порядка важнейших зарубежных стран. Таким образом, словарь рассчитан на использование при изучении географии в 7—10-х классах. А его подробность обеспечивает свободу выбора номенклатуры, необходимую в современных условиях, когда вариативность стала реальностью российской школы.

Рукопись учебно-справочного пособия «Экономическая география», автор И.А. Родионова (изд-во «Московский лицей»).

Данное пособие предназначено для расширения и углубления географических знаний старшеклассников, абитуриентов, студентов и учителей. Текст пособия сопровожден картосхемами, таблицами, диаграммами. После текста даны контрольные вопросы, что позволяет абитуриентам самостоятельно проверить свои знания.

Рукопись «География для школьников» (занимательные вопросы, кроссворды, ребусы), автор В.А. Арефьев (изд-во «ВНИРО»).

Данная рукопись состоит из двух частей: текста на 146 страницах и рисунков к ребусам на 137 листах. В первом разделе помещено 320 занимательных вопросов, во втором — полушарады, «перевертыши», криптограммы, кроссворды. Завершает рукопись материал с ребусами.

Во введении автор рукописи раскрывает цель создания данной книги — сделать изучение географии интересным и занимательным, ориентируется на развитие у школьников любознательности как качества личности. Каждый раздел предваряют пояснения автора, рекомендации, как находить ответы на те или иные задания. Ко всем вопросам, а всего их 500, автор приводит ответы, с помощью которых можно проверить, правилен ли найденный ответ.

Рукопись пособия «Землю открыли сообща», авторы Е.И. Иванова (изд-во «Просвещение»).

Пособие представляет собой обобщенный практический опыт работы учителя по разработанной оригинальной программе. Пособие включает программу курса и объяснительную записку к ней, опорные конспекты, список литературы, листы контроля за освоением знаний. Основная цель представленной работы — создать условия для развития речемыслительной деятельности школьников, показать значение путешествий для развития географической науки.

«Большой атлас школьника. География» (издательский дом «ОНИКС») представляет собой сборник отдельных школьных географических атласов для 6—10-х классов, изданных Федеральной службой геодезии и картографии России в предыдущие годы. Атлас состоит из шести главных разделов: «Вводный раздел», «Мир», «Россия», «Регионы мира», «Океаны», «Справочные сведения» и «Указатель географических названий».

«Вводный раздел», в основном, посвящен начальному курсу географии (6-й класс). Здесь же находится карта часовых поясов, которая пригодится учащимся в курсе 8-го класса. Раздел «Мир» охватывает темы 6, 7-го (всего 5 карт) и 10-го классов (17 карт). Раздел «Россия» содержит карты по курсу 8—9-го классов и практически ничем не отличается от выпущенного ранее атласа для 8—9-го классов. Раздел «Регионы мира» охватывает курсы «География материков и океанов» и «Экономическая и социальная география мира» и содержит общегеографические (7-й класс) и экономические (10-й класс) карты материков, крупных регионов и отдельных стран. Раздел «Океаны» посвящен курсу 7-го класса и содержит общегеографические карты океанов и карты среднегодовых температур и солености воды океанов. Указатель географических названий, впервые встречающийся в школьных атласах, значительно облегчает поиск учителями и учащимися интересующих их объектов. Во всех разделах атласа приводятся дополнительные справочные сведения, таблицы, рисунки, фотографии, диаграммы, климатограммы и т. д.

«Школьный атлас по географии России», 8—9-й классы, авторы Э.М. Раковская и др. (изд-во «Просвещение») представляет собой комплект пособий, включающий набор карт по всем разделам географии России плюс большой по объему справочный материал. Эксперты отмечают новизну подхода к составлению атласа и целесообразность его использования в процессе изучения географии.

Это картографическое пособие в целом отражает изменения, происходящие в политической и хозяйственной жизни страны, фиксирует особенности в природном комплексе и специфику геополитического и географического положения. В атласе много пояснительного текста, а к некоторым картам написаны целые очерки.

Географический атлас для 8-го класса «Физическая география России», автор Э.М. Раковская.

Атлас полностью соответствует современным требованиям школьной географии по курсу 8-го класса. Атлас содержит различные виды географических карт и большое количество дополнительных сведений, обогащающих это издание. Многие тематические карты встречаются впервые.

Комплект контурных карт по курсу «Природа России» для 8-го класса, автор Э.М. Раковская (изд-во «АСТ-Пресс»).

Комплект состоит из 7 карт России и карт регионов. Для каждой карты даны условные обозначения и задания. Задания соответствуют программному материалу, имеют разную типологию. Разнообразные задания по сложности и форме создают широкие возможности для использования контурных карт в процессе изучения курса.

Помимо новых изданий и рукописей учебников на секции были рассмотрены «Требования к выпускникам основной школы» и «Обязательный минимум содержания по географии средней (полной) школы (10—11-й классы)», который соответствует задачам географического образования и отражает систему основных знаний и умений выпускника основной школы.


* Материал в значительной мере основывается на выдержках из отзывов, представленных на те или иные издания (рукописи) рецензентами Федерального экспертного совета. Не все рецензенты соответствуют идеалу, поэтому в тексте так часты проявления казенщины, труизмы, бестолковые формулировки, неумеренно оптимистичные оценки само собой разумеющихся «достижений» и т. п. Редакция не проводила значительной обработки этого материала, так как он носит хроникальный характер и призван отразить существующее состояние вещей. Некоторые дополнительные соображения о современном положении в деле рецензирования рукописей в ФЭС см. на с. 25—26 в этом номере. — Прим. ред.