Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2001

Я иду на урок

Пространства России

Г.Н. ПАНЕВИНА
г. Хабаровск

Поурочное планирование разработано к учебнику
География России: в двух книгах. Учебник для 8—9-х классов общеобразовательных учреждений.
Книга I. Природа и население. — М.: Экопрос, 1999.

Тема урока: Россия на карте мира.

Цель: Ввести учащихся в изучение нового раздела, определить особенности географического положения России
в сравнении с другими странами мира. Закрепить прием чтения и сопоставления диаграмм.

Вопросы на доске

1. Что означает выражение «иметь географический взгляд на мир»?
2. Чем различаются ви’дение окружающего мира первобытного человека и нашего современника?

Обобщение и мотивация

Расширение границ окружающего мира произошло не за счет увеличения способностей человека видеть, слышать, двигаться, а за счет его памяти, представлений о других территориях, способности получать новые знания во время путешествий, как сухопутных, так и морских, наблюдений и анализа, обобщений и систематизации...

Мы живем в Хабаровском крае* и видим лишь ту местность, которая нас непосредственно окружает. Эту местность мы можем наблюдать, по результатам наблюдений сделать описания, характеристики, выводы. Отправившись в поход по краю, мы можем познакомиться с другими территориями, хотя и не так подробно. А если учесть, что Хабаровский край является лишь одной из 89 территорий России, то можно представить, сколько времени займет у нас изучение ее территории через непосредственные наблюдения во время походов, путешествий и т. д. Нам бы не хватило ни двух, ни четырех лет для изучения всех районов России, особенностей их природы, населения, хозяйства и культуры.

Вводное слово учителя о пространствах России (возможно использовать кинофрагменты, выдержки описаний из книг, личные впечатления учителя и учеников о тех местах, где каждый побывал).

Работа с картами форзаца 1 и рис. 1 на с. 12 по определению различий. В тексте (с. 12—13) найти причины различий.

Экспресс-опрос

1. Сколько республик входило в состав СССР до 1991 г.?
2. С какого времени Россия имеет современные границы?
3. Сколько стран входят в состав СНГ?
4. Сколько субъектов в Российской Федерации?
5. Сколько республик? краев? областей? городов федерального значения? автономных областей? автономных округов?
6. Как называется субъект федерации, в котором мы живем?
7. По рис. 2 определите, в каком районе России он расположен?
8. Сколько всего районов в России?
9. Что такое районирование?

 

Выгодно ли географическое положение России

Вспомним план характеристики географического положения (7-й кл.):

— положение в полушарии, на материке;
— положение в поясах освещенности (крайние точки);
— положение по отношению к океанам, морям;
— протяженность и конфигурация.

Задание 1. Проанализируйте рис. 5, 6 (с. 16).

Какое положение Россия занимает по площади и населению в Европе?
Какое положение Россия занимает по площади и населению в Азии?
Какой можно сделать вывод о географическом положении России на материке? В записях на доске и в таблицах, помещаемых в тетрадях, допускаются сокращения.

Задание 2. Определите, в каких поясах освещенности находится территория России? Работа с заданием к рис. 4 (с. 15).

Далее учитель предлагает определить крайние северную и южную точки России: 1 вариант по рис. 7 (найти их на карте России); 2 вариант по координатам, с. 16.

Кто быстрее?

Ответы учащихся помогут выяснить:

— в каких поясах освещенности расположена территория России?
— что характеризует данное положение России?
— какой вывод можно сделать о благоприятности положения России в этих поясах?

Вывод запишем в таблицу на доске.

Задание 3. Определите, используя уже известную информацию, какова конфигурация территории России.

Аналогично северной и южной точкам учитель проводит работу по определению координат и местоположения крайних восточной и западной точек. Вывод записывается в таблицу.

Задание 4. По форзацу учебника определите, какими океанами омывается территория России. Вывод запишите в таблицу на доске.

 

Обобщение работы и рефлексия

Сопоставим свои выводы в таблице с выводами авторов учебника на с. 17.
Ответьте на вопросы: № 5, 6 на с. 17 и попробуйте дать ответ на вопрос.
Каким образом данное географическое положение может повлиять на развитие хозяйства России?
Учитель для подготовки учащихся к последнему вопросу может использовать материал методического пособия «География: Природа России» 8 класс (Э.М. Раковская, с. 19—27).

Домашнее задание: читать § 1. Знать ГП России и его влияние на природу и освоение территории, положение и название крайних точек страны.
Составить диаграммы: а) «Крупнейшие страны мира; по площади»; масштаб в 1 см2 2 млн км2; б) «Крупнейшие страны мира по населению»; масштаб в 1 см2 2 млн чел.
Желающие могут попробовать на контурной карте России показать особенности географического положения России.

Текущий контроль: тестирование.

Предлагается 10 закрытых тестов и 1 открытый.

 

Тема: Россия на карте мира

1 вариант

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Букву, соответствующую выбранному ответу, выпишите в таблицу, подготовленную в проверочной тетради.

 

2 вариант

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Букву, соответствующую выбранному ответу, выпишите в таблицу, подготовленную в проверочной тетради.

Прочитайте открытое задание и выполните его письменно отдельно от тестов. Ответ должен быть изложен кратко и логично.

11. Перечислите невыгодные позиции географического положения России.

5_7.jpg (13760 bytes)


* Содержание этого абзаца безоговорочно может быть применено и к любой другой территории. — Прим. ред.