Я иду на урок |
Пространства России
Г.Н. ПАНЕВИНА
г. Хабаровск
Поурочное планирование разработано к
учебнику
География России: в двух книгах. Учебник для 8—9-х
классов общеобразовательных учреждений.
Книга I. Природа и население. — М.: Экопрос, 1999.
Тема урока: Россия на карте мира.
Цель: Ввести учащихся в изучение
нового раздела, определить особенности
географического положения России
в сравнении с другими странами мира. Закрепить
прием чтения и сопоставления диаграмм.
Вопросы на доске |
1. Что
означает выражение «иметь географический взгляд
на мир»? |
Обобщение и мотивация
Расширение границ окружающего мира произошло не за счет увеличения способностей человека видеть, слышать, двигаться, а за счет его памяти, представлений о других территориях, способности получать новые знания во время путешествий, как сухопутных, так и морских, наблюдений и анализа, обобщений и систематизации...
Мы живем в Хабаровском крае* и видим лишь ту местность, которая нас непосредственно окружает. Эту местность мы можем наблюдать, по результатам наблюдений сделать описания, характеристики, выводы. Отправившись в поход по краю, мы можем познакомиться с другими территориями, хотя и не так подробно. А если учесть, что Хабаровский край является лишь одной из 89 территорий России, то можно представить, сколько времени займет у нас изучение ее территории через непосредственные наблюдения во время походов, путешествий и т. д. Нам бы не хватило ни двух, ни четырех лет для изучения всех районов России, особенностей их природы, населения, хозяйства и культуры.
Вводное слово учителя о пространствах России (возможно использовать кинофрагменты, выдержки описаний из книг, личные впечатления учителя и учеников о тех местах, где каждый побывал).
Работа с картами форзаца 1 и рис. 1 на с. 12 по определению различий. В тексте (с. 12—13) найти причины различий.
Экспресс-опрос
1. Сколько республик входило в
состав СССР до 1991 г.?
2. С какого времени Россия имеет современные
границы?
3. Сколько стран входят в состав СНГ?
4. Сколько субъектов в Российской Федерации?
5. Сколько республик? краев? областей? городов
федерального значения? автономных областей?
автономных округов?
6. Как называется субъект федерации, в котором
мы живем?
7. По рис. 2 определите, в каком районе России он
расположен?
8. Сколько всего районов в России?
9. Что такое районирование?
Выгодно ли географическое положение России
Вспомним план характеристики географического положения (7-й кл.):
— положение в полушарии, на материке;
— положение в поясах освещенности (крайние
точки);
— положение по отношению к океанам, морям;
— протяженность и конфигурация.
Задание 1. Проанализируйте рис. 5, 6 (с. 16).
Какое положение Россия занимает по
площади и населению в Европе?
Какое положение Россия занимает по площади и
населению в Азии?
Какой можно сделать вывод о географическом
положении России на материке? В записях на доске
и в таблицах, помещаемых в тетрадях, допускаются
сокращения.
Задание 2. Определите, в каких поясах освещенности находится территория России? Работа с заданием к рис. 4 (с. 15).
Далее учитель предлагает определить крайние северную и южную точки России: 1 вариант по рис. 7 (найти их на карте России); 2 вариант по координатам, с. 16.
Кто быстрее?
Ответы учащихся помогут выяснить:
— в каких поясах освещенности
расположена территория России?
— что характеризует данное положение России?
— какой вывод можно сделать о благоприятности
положения России в этих поясах?
Вывод запишем в таблицу на доске.
Задание 3. Определите, используя уже известную информацию, какова конфигурация территории России.
Аналогично северной и южной точкам учитель проводит работу по определению координат и местоположения крайних восточной и западной точек. Вывод записывается в таблицу.
Задание 4. По форзацу учебника определите, какими океанами омывается территория России. Вывод запишите в таблицу на доске.
Обобщение работы и рефлексия
Сопоставим свои выводы в таблице с
выводами авторов учебника на с. 17.
Ответьте на вопросы: № 5, 6 на с. 17 и попробуйте
дать ответ на вопрос.
Каким образом данное географическое положение
может повлиять на развитие хозяйства России?
Учитель для подготовки учащихся к последнему
вопросу может использовать материал
методического пособия «География: Природа
России» 8 класс (Э.М. Раковская, с. 19—27).
Домашнее задание: читать § 1. Знать ГП
России и его влияние на природу и освоение
территории, положение и название крайних точек
страны.
Составить диаграммы: а) «Крупнейшие страны мира;
по площади»; масштаб в 1 см2 2 млн км2; б)
«Крупнейшие страны мира по населению»; масштаб в
1 см2 2 млн чел.
Желающие могут попробовать на контурной карте
России показать особенности географического
положения России.
Текущий контроль: тестирование.
Предлагается 10 закрытых тестов и 1 открытый.
Тема: Россия на карте мира
1 вариант
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Букву, соответствующую выбранному ответу, выпишите в таблицу, подготовленную в проверочной тетради.
2 вариант
Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Букву, соответствующую выбранному ответу, выпишите в таблицу, подготовленную в проверочной тетради.
Прочитайте открытое задание и выполните его письменно отдельно от тестов. Ответ должен быть изложен кратко и логично.
11. Перечислите невыгодные позиции географического положения России.
* Содержание этого абзаца безоговорочно может быть применено и к любой другой территории. — Прим. ред.