Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №10/2001

Инструментарий

Как писать научную работу

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

Нашим спутником будет мудрый философ Козьма Петрович Прутков. Хотя сочинили его как пародию на философа, но, обладая некоторым чувством юмора, можно и в его глубокомысленных изречениях найти много полезного.

 

Рассуждай токмо о том,
о чем понятия твои тебе
сие дозволяют.
Так: не зная законов
языка ирокезского,
можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету,
которое не было бы
несостоятельно и глупо?

 

Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту.

 

Никто не обнимет необъятного.

 

Во всех местах земного шара имеются свои,
даже иногда
очень любопытные,
другие части.

 

Принимаясь за дело, соберись с духом.

 

Глупец гадает; напротив того, мудрец проходит жизнь как огород, наперед зная, что кой-где выдернется ему репа, а кой-где и редька.

 

Лучше скажи мало, но хорошо.

 

Усердие все превозмогает.

 

Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.

 

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.

 

Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!

 

Бросая в воду камешки,
смотри на круги,
ими образуемые,
иначе такое бросание
будет пустою забавою.

 

Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим.

 

Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?

 

Умные речи подобны строкам,
напечатанным курсивом.

 

Иногда слова,
напечатанные курсивом,
много несправедливее тех,
которые напечатаны прямым шрифтом.

 

Пояснительные выражения поясняют темные мысли.

 

 

 

Если у тебя есть фонтан,
заткни его; дай отдохнуть
и фонтану.

Пусть слово «научная» в заглавии статьи не отпугнет тех, кто не причисляет себя к ученым. Среди пожеланий, которые высказали читатели, приславшие ответы на вопросы нашей анкеты, было и такое: расскажите, как писать практические и курсовые работы. Те и другие могут быть разнообразны по тематике, различаться по объему, а все это вызывает различия в структуре работы. Но есть некоторые общие требования к научным работам — от школьного или студенческого реферата до монографии и докторской диссертации. Постараемся рассказать о них и увидеть, как использовать их применительно к географии.

 

Тема работы

Бывает, что в выборе темы мы не вольны. Задали написать на такую-то тему — и пишем. Но даже в школе часто дают темы на выбор. Выбирать нужно, конечно, то, о чем хоть что-то знаешь, но главное — не забывайте об интересе. Работа, которая заведомо скучна, неинтересна автору, несет на себе неизгладимый отпечаток этой скуки, ее так же скучно читать, как было скучно ее писать. Хорошо, если автор сам предлагает тему работы; плохо, если он, не имея ничего за душой, задает своему научному руководителю вопрос — что мне писать?

Выбирайте тему, которая соразмерна предполагаемому объему работы. Объем обычно бывает задан самим видом работы. Учитель, давая задание ученикам, говорит, на скольких страницах нужно уложиться. Объем газетной или журнальной статьи обычно не превышает 10—12 машинописных страниц. Курсовая работа в вузе — это обычно 25—50 страниц, дипломная — до 100 (но лучше этого предела не достигать; 50-страничная дипломная вполне приемлема). Кандидатская диссертация в большинстве наук не должна превышать 150 страниц. Если работа по заинтересовавшей вас теме в нужный объем не умещается, можно сузить тему, а то, что осталось за бортом, рассмотреть в другой раз. Скажем, вы хотели написать о Германии, но поняли, что в нужный объем не уложитесь, — пишите о Баварии; не укладываетесь в объем с темой о тяжелой промышленности — пишите о черной металлургии.

 

План работы

Школьники — помню это по себе и своим одноклассникам — очень не любят составлять планы; составляют их только потому, что «Анна-Ванна велела». Студенты обычно уже понимают, что без плана не обойтись. Три основные части плана, которые обычно требует учитель литературы в школьном сочинении, — введение (вступление), главная часть и заключение — одинаково необходимы в коротком реферате и солидной монографии.

Вступление — это прежде всего обоснование темы. Почему автор взялся именно за эту тему, для кого и почему она представляет интерес? Даже если учитель просто вызвал ученика к доске и просит рассказать о Великобритании, лучше будет, если отвечающий не начнет с традиционного географического положения, а скажет, что Великобритания — одна из ведущих промышленных стран Западной Европы, а уже потом приступит к ее характеристике.

Главная часть — изложение сути вопроса: имеющихся сведений по теме, мнения автора, результатов его собственных исследований, если таковые были.

Заключение — это итог, выводы, без которых вся работа становится ненужной. Может не быть заключения только у учебника, построенного по традиционному плану.

Логичный, правильно построенный план — половина успеха. Но автора подстерегает здесь опасность излишней запланированности. К работам на географические темы это относится в полной мере. Есть два вида бессистемности в географическом описании —

всё в кучу;
всё строго по полочкам.

Чтобы не было первой беды, существует давно выработанный план географического описания (географическое положение, рельеф и геологическое строение, климат и т. д.). Здесь все логично: последующее в описании строго определяется предыдущим, читателю не приходится листать работу взад-вперед. Едва ли кто-нибудь станет отрицать, что плановое хозяйство лучше беспланового, но если план считать идолом, на который всегда следует молиться, хозяйство становится неповоротливым, не реагирует на новую ситуацию. То же и с планом научной работы. Вот передо мной работа о городах какой-то территории. Все города описаны по одному плану, все четко: широта и долгота, численность населения, время основания, процент жителей коренной национальности, отрасли промышленности, предприятия, характер застройки. Но пока, читая, доберешься от города А до города Н, забудешь их основное различие, заключающееся, например, в том, что город А — старинный, а город Н — новый, а уж тем более не вспомнишь, что мелькнувший где-то между ними город К, тоже новый, возник как центр горнодобывающего района, в то время как Н — это транспортный узел на пересечении железной дороги с рекой, а с добычей полезных ископаемых не связан. Нужно выделить главное, за него ухватиться и, отбрасывая ненужное, выделить черты, определяющие лицо города, района, страны.

Допустим, вы описываете рельеф какого-то района. Нужно ли здесь геологическое строение? Несомненно. Но если это горный Крым, то расскажите о мезозойских породах, которые определяют облик рельефа, а более древние можно проигнорировать; кратко расскажите также о новейших отложениях. Рассказывая о Печорской низменности, можно ограничиться только четвертичными отложениями, их мощность там превышает 100 м, а более древние породы на рельеф практически не влияют. Климат нужно описать в той мере, в которой он влияет на рельеф. Традиционный в географических описаниях животный мир можно и вообще пропустить, если речь не идет, скажем, о коралловых островах.

Географическое описание, говорил профессор Московского университета Сергей Сергеевич Воскресенский, не должно напоминать заполненную анкету, одинаковую для всех районов.

 

Главная часть работы

В какой мере пишущему удастся использовать советы, касающиеся главной части, зависит прежде всего от объема всей работы.

Вы — не первооткрыватель характеризуемого района, рассматриваемой темы. Кто-то уже территорию изучал, тему разрабатывал. Изложите то, что уже известно. Нередко учебная работа на этом и кончается, это все, что от вас требуется. Помните только: всю литературу по теме вы не прочитаете, берите главное.

Если тема физико-географическая, порой можно пользоваться и старыми работами; очень полезными бывают описания, сделанные классиками — Ф.Ф. Беллинсгаузеном, А. Гумбольдтом, Н.М. Пржевальским и другими. Но данные по экономической и политической географии — описания, карты, статистика — стареют с катастрофической быстротой, и если вы применительно к нашему времени будете приводить сведения, почерпнутые из книг даже таких корифеев, как Н.Н. Баранский, И.А. Витвер или Ю.Г. Саушкин, то рискуете оказаться очень далекими от действительности.

К литературным источникам относитесь критически. Многие несправедливо считают, что раз уж напечатано, значит, верно.

Не думайте, что учебная работа требует от учащегося только правильного изложения общеизвестных фактов. Если у вас есть какие-то свои факты, сопоставьте их с теми, о которых вы прочитали, убедитесь, что они не противоречат тому, что было известно раньше, а если противоречат, то постарайтесь понять, почему. Иной раз и в учебных работах можно найти интересные, неожиданные выводы. Не бойтесь делать выводы, подмечать проявления закономерностей.

 

Правила использования литературы

Все предыдущее — это рекомендации. В отношении использования литературы существуют правила, нарушение которых может заставить — справедливо или несправедливо — усомниться в добросовестности автора, заподозрить его в желании присвоить чужую мысль.

Если вы приводите выдержку из прочитанного вами текста точно, то есть цитируете его, заключите эту выдержку в кавычки; если пересказываете текст своими словами, кавычки не ставьте. При пересказе, изложении текста тщательно следите за тем, чтобы не исказить мысль автора. Даже при цитировании, если оно делается с купюрами (пропусками), можно изменить мысль автора на противоположную. Любую ссылку на использованную работу, независимо от того, цитируете вы ее или пересказываете, нужно сопровождать точным указанием источника.

Но (это рекомендация, а не правило) не давайте слишком много цитат, не приводите слишком длинные цитаты; текст, перегруженный ими, тяжело читается.

Список использованной литературы обычно составляется в порядке алфавита фамилий авторов; если книга написана большим коллективом авторов, то она помещается в алфавите по первому слову заглавия (у библиографов это называется «книга описана по заглавию»). Сначала помещают работы на русском языке, потом — на языках, использующих латинскую графику в порядке общего алфавита без разделения по языкам*. Работы в списке нумеруются.

Некоторые научные журналы требуют составления списка литературы не по алфавиту, а в том порядке, в котором на них даются ссылки в тексте работы; это настолько неудобно, что диву даешься, как можно было до такого додуматься.

Если вы ссылаетесь на работу, которая стоит в вашем списке, например, под номером 9, вы после цитаты или изложения взятой оттуда мысли ставите в квадратных скобках этот номер: [9]; если это книга, а не статья, то приводите номер страницы: [9, с. 172]. Можно сделать иначе — упомянуть фамилию автора и год выхода работы: (Иванов, 1998, с. 37); скобки обычно круглые, инициалы автора не приводятся. Если авторов два, даются фамилии обоих авторов: (Смирнов, Кузнецов, 1987), если их больше, то указывается фамилия только первого с пометой «и др.»: (Павлов и др., 2001); для работы, описанной по заглавию, дается сокращенное название: (Проблемы..., 1980). Первый способ ссылок — по номеру в списке — экономнее, ссылка занимает меньше места, поэтому в научных изданиях предпочитают именно эту форму. Доводов в пользу второго способа два. Во-первых, читатель сразу видит, кому принадлежит приведенное высказывание; во-вторых, ссылки такого рода удобнее для автора: нередки случаи, когда работа уже почти готова, но появляется новый литературный источник, он вклинивается в начало или середину алфавита, и приходится не только менять все номера в готовом списке, но и исправлять ссылки во всем тексте.

 

Иллюстрации и таблицы

Работы нередко сопровождаются иллюстрациями. Это могут быть фотографии, рисунки, чертежи, карты и т. д. Все они обозначаются как «рисунки» и имеют общую нумерацию. Подпись под каждым рисунком начинается с его номера: «Рис. 1», «Рис. 2» и т. д. Знак № не ставится. После номера рисунка дается название иллюстрации и, если нужно, источник, откуда она взята:

Рис. 1. Схематическая карта бассейна р. Вороньей. По Атласу Мурманской области, 1995.
Рис. 2. Продольный профиль р. Териберки. По А.В. Петрову, 1968.
Рис. 3. Водопад на р. Териберке. Фото автора.

Важно, чтобы читатель мог сориентироваться в масштабе явления. Не только на картах, на разрезах должен быть подписан масштаб; фотографируя какой-то объект, особенно небольшой, старайтесь, чтобы на снимке был предмет, размеры которого дают представление о том, сколь велик или мал этот объект.

Таблицы также имеют свою нумерацию, общую для всей работы и отличающуюся от нумерации рисунков. Над заголовком каждой таблицы, с правой стороны пишется ее номер; знак № не ставится. Пример:

 

Таблица 1

Численность населения

городов Москвы и Санкт-Петербурга,

1900—1990 гг.,

тыс. чел.

 

Единица измерения может быть вынесена в заголовок, если она одна и та же для всей таблицы, как в приведенном примере, может быть помечена в каждой строке или вертикальной графе; но следует помнить, что она обязательно должна быть. А вот часто вводимые в таблицу в качестве первого столбца «№№ п/п» (номера по порядку) обычно смысловой нагрузки не несут, без них легко можно обойтись.

Ссылаясь в тексте на рисунок или таблицу, пометьте в скобках: (рис. 11) или (табл. 8). Если рисунок или таблица, на которые вы ссылаетесь, находятся не рядом со ссылкой на них, а где-то в другом конце работы (такое бывает при повторных ссылках), добавьте слово «смотри»: (см. рис. 2), (см. табл. 4). Знак № и здесь не ставится, как и в ссылках на какую-нибудь страницу этой же работы; повторяю это столь настойчиво, так как его почему-то очень любят ставить.

 

Язык и стиль работы

Научный язык обычно перегружен терминами. Ими нужно пользоваться с большим чувством меры, точно представляя их значение и не позволяя себе от этого значения отступать. Если термин имеет несколько значений, обязательно укажите, какое из них придано ему в вашей работе, и употребляйте только в этом значении.

Обилие терминов вызывает резкое обеднение нетерминологической части языка. Экономико-географы грустно шутят, что в их профессиональном языке остались четыре глагола: является, имеется, находится и выделяется. Первый из них отличается исключительной агрессивностью. Не скажут ведь, что столица Германии — Берлин, а обязательно, что столицей Германии является Берлин; не напишут, что Амазонка — самая большая река мира, а только так: самой большой рекой является Амазонка.

В русском языке много синонимов, одну и ту же мысль можно выразить разными словами, и пора уже вырваться из замкнутого круга «четырех глаголов». В то же время паническая боязнь повторений заставляет некоторых написать «город на Неве», если на странице был уже упомянут Петербург.

Самые сложные мысли можно выразить нормальным человеческим языком. И в то же время громоздкие фразы с тяжеловесными грамматическими конструкциями, с обилием иностранных слов — еще отнюдь не признак высокой научности.


* Если использованы материалы из Интернета, то адреса соответствующих сайтов даются после литературных источников в порядке латинского алфавита. Хорошо бы при этом указывать, какой организации принадлежит сайт (если, конечно, эту информацию удается установить). — Прим. ред.