Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2001

Я иду на урок

Предыдущую публикацию см. в № 9/2001 г.

Границы России

Г.Н. ПАНЕВИНА
г. Хабаровск

Разработка урока к учебнику География России: в двух книгах.
Учебник для 8—9-х классов общеобразовательных учреждений. Книга I. Природа и население. — М.: Экопрос, 1999.

Цель: Рассмотреть границы России как результат особенностей географического положения. Ввести прием анализа статистических данных таблицы в сочетании с политико-административной картой. Проверить умение выделять главное, наносить объекты на контурную карту, показывать границы и пограничные страны.

1. Актуализация полученных знаний

Вопросы на доске:

1. Каковы особенности географического положения России?
2. Каким образом данное ГП может влиять на развитие хозяйства России?
3. Учитывая названные выше особенности ГП, что можно предположить о протяженности и характере границ России, о численности соседей?

Хорошо ли быть чемпионом мира по числу стран-соседей?

Большие размеры территории России обусловили и протяженные границы, и, как следствие, большое количество пограничных стран. Их могло бы быть еще больше, если бы Россия располагалась...

По рис. 8 на с. 19 подготовьте ответы на вопросы, помещенные ниже.

Задание: Составьте характеристику сухопутных границ России, используя рис. 8 и табл. 1 (с. 18). Для анализа таблицы используйте памятку.

1. Какие показатели даны в таблице?
2. Найдите самый высокий показатель (к чему он относится?).
3. Найдите самый низкий показатель (к чему он относится?).
4. К каким европейским или азиатским странам они принадлежат?
5. Сопоставьте самый высокий и самый низкий показатели. Во сколько раз один превосходит другой?
6. Сделайте вывод о количестве и размерах государств, с которыми граничит Россия.
7. Сделайте общий вывод о сухопутных границах.

Далее учитель проводит игру «Составь границу». Учитель использует готовые карточки или просит заранее их приготовить.

Ученик, имеющий карточку, в порядке очередности рассмотрения и расположения на карте России, представляет свой объект, располагая его на контуре России на доске.

Учитель-ведущий начинает путешествие по границам России, используя текст учебника на с. 18—21: «Крайняя северо-западная соседка России, у берегов ... моря, — ... Далее на юг до Финского залива Балтийского моря простирается граница с ...». И так далее по тексту. В результате на доске получится схема.

Рассмотрите схему, сделайте предположение о том, хорошо ли быть чемпионом? Познакомьтесь с выводом в учебнике (с. 22). В заключение проводится беседа по вопросам, помещенным после § 2 в № 1—5.

Домашнее задание: Читать § 2, составить занимательные вопросы, загадки, кроссворд по границам России, используя текст учебника и карту атласа. Уметь показывать страны-соседи, давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать их с точки зрения доступности.

Текущий контроль: тестирование.

 

Тема: Границы России

1 вариант

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. Букву, соответствующую выбранному ответу, впишите в таблицу, подготовленную в проверочной тетради.

6. На контурной карте обозначьте следующие объекты:

а) Финляндия

б) Казахстан

в) Китай

г) Латвия

д) Литва

е) Азербайджан

ж) Украина

з) Баренцево море

и) море Лаптевых

к) Японское море

л) Азовское море

м) Чукотское море

н) Балтийское море

о) Охотское море

п) Карское море

7. Прочитайте открытое задание и выполните его письменно, отдельно от тестов. Ответ должен быть изложен кратко и логично.

Хорошо ли быть чемпионом мира по числу морей, омывающих территорию страны?

 

2 вариант

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов правильные. Соответствующей буквой обозначьте этот ответ в таблице, подготовленной в проверочной тетради.

6. На контурной карте обозначьте следующие объекты:

а) Белоруcсия

б) Грузия

в) Монголия

г) Польша

д) Норвегия

е) Эстония

ж) КНДР

з) Черное море

и) море Лаптевых

к) Охотское море

л) Белое море

м) Берингово море

н) Карское море

о) Балтийское море

п) Восточно-Сибирское море

Прочитайте открытое задание и выполните его письменно, отдельно от тестов. Ответ должен быть изложен кратко и логично.

7. Хорошо ли быть чемпионом мира по числу стран-соседей?

 

Ответы на вопросы теста 1 варианта

1-б, 2-в, 3-б, 4-б, 5-а, 6-

Ответы на вопросы теста 2 варианта

1-в, 2-а, 3-в, г, 4-в, 5-в, 6-


** Граничит с Калининградской областью
** Каспий не является морем, но включить его в эту схему имеет смысл, так как только через Каспий Россия граничит с Ираном и Туркменией. — Прим. ред.