Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №12/2001

Памятные места Родины

Ясная Поляна

В.Л. БАБУРИН

Солнце только что поднялось над сплошным белым облаком, покрывающим восток, и вся окрестность озарилась спокойно-радостным светом. Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно... Дорога широкой дикой лентой вьется впереди, между полями засохшего жнивья и блестящей росою зелени; кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями, бросая длинную неподвижную тень на засохшие глинистые колеи и мелкую зеленую траву дороги... Однообразный шум колес и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются около самой дороги...

Л.Н. Толстой. Отрочество

 

«Прешпект» (главная аллея)
«Прешпект» (главная аллея)

 

Ясная Поляна. Общий вид усадьбы
Ясная Поляна. Общий вид усадьбы

Оказавшись в Туле, русский человек просто не может не посетить Ясную Поляну, тем более что для этого нужно лишь на два десятка километров отъехать на юг от города. Очень быстро городские кварталы сменяются почти сельскими пейзажами, нарушаемыми лишь дымами Косогорского металлургического комбината, расположенного справа по ходу на холме около обширного водохранилища. И вот уже и указатель «Ясная Поляна». Еще три километра — и мы оказываемся в лоне необыкновенно красивой природы, в окружении которой творил один из самых великих писателей. Сам он об этом говорил так: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

Белые башенки у входа в усадьбу... Здесь, как вспоминает Л.Н. Толстой, «...игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уже, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива...». Глухой крапивы, конечно, сегодня нет, все здесь ухожено, во всем чувствуется заботливая рука работников музея.

Слева остается большой пруд у въезда в усадьбу, и мы, пройдя по тенистой аллее, оказываемся у самого дома. В первой же комнате нас встречают книги Толстого, которые затем сопровождают на протяжении всей экскурсии по дому. Сотни, тысячи книг. Аскетична обстановка «комнаты под сводами» на первом этаже дома. Небольшой круглый стол с лампой, диван, несколько кресел, одно — с высокими подлокотниками. Здесь же старинный туалетный стол с тремя зеркалами. На письменном столе у окна — шкатулка. На одной из стен — портрет Л.Н. Толстого работы Ю.И. Игумновой. Напротив окна — фотографии родных и близких писателя, сделанные в день его семидесятилетия. А вот и скромный зал, где обедали и отдыхали, вели неспешные беседы и музицировали. Второй этаж: комната с дверью на балкон. За старинным столом из персидского ореха, оклеенным зеленым потертым сукном, который некогда принадлежал отцу писателя, Толстой создал большинство своих произведений, в том числе и такие шедевры, как «Война и мир» и «Анна Каренина». Обстановка дома неброская. Блистал дом другим. Яркими талантами многочисленных друзей и почитателей Толстого.

В тишине, прерываемой лишь пением птиц, проходишь по дорожке в парке, почти уже в лесу, к месту вечного упокоения великого человека.