Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №18/2001

Географическая геральдика

Туапсе:
визуализация герба

С.В. РОГАЧЕВ

 

Вид на долину реки Туапсе, ту самую, что двумя линиями прочерчена на гербе и что дала имя городу
Вид на долину реки Туапсе, ту самую, что двумя линиями прочерчена на гербе и что дала имя городу

 

ОАО «Туапсенефтепродукт»
ОАО «Туапсенефтепродукт»

 

Причал «Туапсенефтепродукта» — главной перевалочной базы светлых нефтепродуктов на Юге России
Причал «Туапсенефтепродукта» — главной перевалочной базы светлых нефтепродуктов на Юге России

 

Туапсе. Обелиск борцам за власть Советов
Туапсе. Обелиск борцам за власть Советов

На гербе, утвержденном туапсинским горсоветом в 1969 г., — несколько тематических символов: один физико-географический и одновременно топонимический, два экономико-географических и один историко-географический. Символы эти, впрочем, не очень символичны: все нашедшие место на гербе фигуры — не отвлеченные образы, а в общем-то реальные объекты, которые можно увидеть, осматривая город.

Пересекающие щит две диагональные линии (перевязи) — две реки, а если сказать то же по-адыгейски, то туа («два») псы («вода, река»)*. Так называется протекающая через Туапсе речка, образованная двумя истоками. Эта речка и дала имя населенному месту (с 1897 г.).

Над перевязью — ректификационная колонна нефтеперерабатывающего завода. Туапсинский нефтеперерабатывающий завод — одно из наиболее значительных предприятий города, хотя на общероссийском фоне он не очень большой: если годовая переработка нефти на таких НПЗ, как Московский, Ярославский, Рязанский, Киришский, Уфимский, Омский, составляет по 7—15 млн т в год, то Туапсинский перерабатывает лишь около 2 млн т в год. Туапсинский НПЗ был построен в 20-е годы (1-я очередь пущена в 1929 г., 2-я — в 1930 г.) в связи со строительством нефтепровода Грозный—Туапсе. При заводе сформировался поселок Грознефть. Во время войны завод был эвакуирован, работа была восстановлена к 1949 г. В настоящее время на НПЗ работает несколько сот человек.

Нефтепровод из Грозного**, а также построенный позднее нефтепровод Майкоп—Туапсе дали жизнь и другим функциям города: в 1927—1931 гг. здесь была создана нефтебаза, осуществляющая перевалку нефтепродуктов на железную дорогу и на морские суда (ныне эта база — ОАО «Роснефть—Туапсенефтепродукт»). В 1928 г. стал действовать первый нефтяной пирс, с которого началась жизнь нефтеналивного района Туапсинского порта***. Так что танкер, который мы видим во главе геральдического щита, совершенно материальный. И хотя на нефтяной пирс нас вряд ли пустят, увидеть танкер в акватории порта из города можно очень часто.

Схема Туапсинского порта
Схема Туапсинского порта
С причалов Южного мола отгружается сырая нефть, с пирса — светлые нефтепродукты, поставляемые с баз «Туапсенефтепродукта». 9-й причал Торгового порта специализирован на генеральных грузах, 10—11-й — на навалочных (уголь, руда и т. п.)

В настоящее время Туапсе, наряду с Новороссийском, Вентспилсом и Одессой, — один из четырех главных морских портов, через которые осуществляется российский нефтяной экспорт. Однако через Туапсе вывозится нефти примерно в 5 раз меньше, чем через Новороссийск, и в полтора-два раза меньше, чем через Вентспилс или Одессу. Всего Туапсинский порт может перерабатывать 17 млн т грузов в год, в том числе 14 млн т нефтеналивных грузов.

Остается еще одна, пока непонятная нам фигура герба — под перевязью. Этот обелиск более всего напоминает памятник на площади Борцов за власть Советов — парадной набережной города****. Но эту фигуру на гербе можно трактовать и шире — не только как памятник нашим дедам, утверждавшим на Черном море власть величайшего в мире государства — Союза ССР, но и нашим прадедам, создававшим здесь Вельяминовское укрепление — форпост Черноморской линии, защищавшей южный берег России от турецких кораблей*****. Вельяминовский форт, основанный в 1838 г., и дал жизнь будущему городу Туапсе. Обелиск можно трактовать и как память о советских воинах, защищавших город в Великую Отечественную войну (Вечный огонь на Церковной горке). Не такая уж долгая, но напряженная и героическая история российского Туапсе выражена в геральдическом обелиске. И все-таки когда ходишь по городу, то выразительный абрис с герба узнаешь, конечно, в памятнике борцам за Советскую власть.

Радостное это чувство — чувство узнавания на местности того, что ты уже знаешь, что с помощью лаконичной образно-знаковой системы уже вложено в твое сознание. Такие маленькие радости дарит нам иногда герб — концентрированное выражение черт специфики местности. Конечно, туапсинский герб не исчерпывает всех прелестей города и района, у него чрезмерный экономико-географический крен, но все-таки он служит неплохим начальным путеводителем по городу, неплохой его визитной карточкой. Не в таком ли ключе — давайте задумаемся — должно строиться и наше географическое образование?

Грузооборот Туапсинского порта, тыс. т

Виды грузов

1990

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Сухогрузы

экспорт

1779

1907,9

2787

3051,9

2975,5

2609,7

2753,1

2716,0

импорт

860

209,4

197

118,9

374,5

610,6

1135,5

1261,9

Итого

2639

2117,3

2984

3170,8

3350,0

3220,3

3888,6

3977,9

Наливные суда

экспорт

10451

7785,1

9219

10519,2

9701,8

10517,8

10650,7

11650,5

импорт

723

11,8

20

37,4

30,8

10,2

0,0

0,0

Итого

11174

7796,9

9239

10556,6

9732,6

10528,0

10650,7

11650,5

Всего

13813

9914,2

12223

13727,4

13082,6

13748,3

14539,3

15628,4

По данным администрации Туапсинского морского порта.

* См. также: А.В. Кузнецов. Сколько рек?//География, № 34/2000, с. 32.

** Нефтепровод Грозный—Туапсе (618 км) был построен по проекту инженера В. Г. Шухова, широко известного благодаря спроектированной им в Москве радиобашне на Шаболовке («Шуховская башня»), бывшей главным телерадиотрансляционным центром СССР до строительства Останкинской башни.

*** 29 марта 1929 года бензовоз «Нефтесиндикат СССР» пришел в Туапсе. В апреле состоялся пробный налив горючего. В феврале 1930 года пришел второй бензовоз — «Советская нефть».

**** Послевоенный генеральный план реконструкции Туапсе был разработан под руководством знаменитого архитектора
А. В. Щусева.

***** В 1914 и 1915 гг. во время Империалистической войны Туапсинский порт подвергся сильному артиллерийскому обстрелу с крейсеров «Гебен» и «Бреслау», ходивших под турецким флагом. Были разрушены причалы, сожжены продовольственные склады на набережной. Были жертвы среди мирного населения.