Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №25/2001

Обучение

Дистантное образование может быть эффективным

 

Много разговоров и споров ведется вокруг дистантного обучения школьников: учиться заочно хорошо или плохо, эффективно или нет? А между тем есть в Москве лицей, который уже более 35 лет успешно работает на этой «ниве» и готов поделиться своим опытом и дать всем желающим возможность убедиться в этом.

Открытый лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа» сначала был только математическим. Теперь же в нем, помимо математического, работают отделения биологии, физики, химии, филологии, истории, права и экономики. Итак, в лицее представлены почти все школьные дисциплины, за исключением... географии.

Однако считать образованным человека, не обладающего определенными знаниями в этой области, нельзя. Да и интерес к географии у школьников есть. Кроме того, многим абитуриентам предстоит сдавать географию, как сдавали этот предмет несколько лет подряд поступающие на экономический факультет МГУ. И хотя теперь отдельного экзамена по географии на этот факультет нет, попытка создать курс в помощь тем, кому предстояло писать тест, увенчалась успехом: на экономическом отделении ОЛ ВЗМШ появилась география.

Вместе с тем подготовка учащихся к вступительным экзаменам — не главная задача, которая стоит перед преподавателями лицея. Основная цель ОЛ ВЗМШ — дать хорошее современное образование любому школьнику, независимо от того, где он живет, — было бы только желание учиться. И даже если человек получает хорошие знания по географии в школе — а это большая удача, — он не всегда готов продемонстрировать эти знания в такой непривычной пока форме, как тест. С введением единого государственного тестирования эта проблема становится особенно актуальной: ученику бывает порой сложно ответить даже на заурядные тестовые задания, если он не имеет необходимого навыка. Найти же качественные тесты для тренировки не всегда удается. А что если в скором времени успешно пройденное тестирование будет определять дальнейшую судьбу школьника (если зачисление в вузы действительно станет осуществляться по набранным баллам)?

Лицей разрабатывает современные компьютерные технологии образования, но основной формой связи с учеником пока остается обычное письмо. Ученик по почте получает задания и пособия (где использованы как традиционные — контрольные, сочинения, — так и современные методы проверки знаний — тестовые и творческие задания, игровое моделирование ситуаций и др.), отсылает выполненные работы на проверку. Обратно они возвращаются отрецензированными, с доброжелательными и полезными советами личного преподавателя (который является преподавателем, аспирантом или студентом МГУ).

На сегодняшний день интересующиеся географией могут выбрать два курса — «Готовимся к экзаменам по географии» и «География плюс».

Курс «Готовимся к экзамену по географии» разработан для тех, кто мечтает связать свою дальнейшую судьбу с географической наукой. Цель этого курса — помочь учащимся разобраться в информации, посвященной географии, научить их эффективно работать с картой, отражающей все многообразие бесчисленных объектов Земли, ну и, конечно, успешно подготовиться к экзамену. За время обучения можно узнать об увлекательных вещах, часто остающихся за страницами учебников, попробовать свои силы в решении интересных задач, научиться самостоятельно работать с книгой. Так, наши ученики узнают, что столица Буркина-Фасо — Уагадугу, ойкумена — заселенная человеком часть Земли; Земля имеет форму геоида, а Гавайи — самое влажное место на нашей планете; что скрывается под термином «эндемик». Мы расскажем, что такое полигамия и каким было население Земли 40 тыс. лет назад, где добывают золото и какое государство производит больше всего телевизоров. Язык, обычаи, население, государственный строй и особенности экономики почти 200 государств планеты станут темами наших занятий.

Вот одно из проверочных заданий из пособия «Готовимся к экзамену по географии»:

Это самая крупная страна Магриба. Около 60% ее территории занимает жаркая, бесплодная и почти безлюдная пустыня. Столица страны — ее крупнейший экономический центр. Этот город был основан в Х в. Над ним возвышается католический собор, который далеко виден со стороны моря. Денежной единицей является динар, основной источник ее экспортной выручки — нефть и газ. По численности населения эта страна практически равна Канаде, а большая часть жителей исповедует ислам. (Алжир)

Курс «География плюс» — составная часть программы «Экономика плюс». Помимо географии, выбравшие эту программу пройдут полный курс «Прикладной экономики», а также подготовку по другим предметам, которые предстоит сдавать на экономический факультет МГУ или в другие вузы экономического и экономико-юридического профиля (это математика, русский язык и литература, история). Естественно, при такой ориентации основное внимание в заданиях курса «География плюс» уделяется изучению экономической географии, а с проблемами физической географии учащиеся знакомятся в объеме, необходимом для поступления на экономические специальности, — никто не станет мучить будущего экономиста вопросом: «Что такое базис эрозии?» Однако абитуриент должен быть готов ответить на вопросы, данные в завуалированной форме, требующие географических знаний, как, например, на экзамене по обществознанию экономического факультета МГУ.

Эти вопросы были напечатаны в «Географии» № 22/2001, с. 19—22.

Если вы заинтересовались одним или несколькими из наших курсов и хотите поступить в ОЛ ВЗМШ, просто вышлите нам открытку с указанием полного почтового адреса и индекса, фамилии, имени и отчества (все — печатными буквами). Укажите источник информации об ОЛ ВЗМШ и напишите: «Экономика, на прием 2001».

Наш адрес: 117234, Москва В-234, Воробьевы горы, МГУ, ОЛ ВЗМШ, Экономика. Телефон: (095) 939-39-30, e-mail: eco_vzmsh@mail.ru.