Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2001

Корреспонденция

Неравнодушие к любому уголку земли

Из опыта проведения окружных (районных)
научно-практических конференций учащихся

М.В. СМИРНОВА,
методист по географии Северного административного округа,
заслуженный учитель России
г. Москва

Обидно, но факт: в последнее пятилетие на «образовательных раутах» почти не говорят об интересных, полезных, достойных особого анализа и внимания рациональных зернах в педагогическом опыте учителей и методистов. А ведь пути реального обновления образования ведут не только «сверху», но и «снизу».

Перед началом учебного года, на традиционных августовских совещаниях учителей географии мы проанализировали все «обязательные параметры» воспитательно-образовательного процесса в цифрах и фактах, динамике качества, причинах и следствиях, достижениях и пробелах. Определили положенные цели и задачи, можно бы поставить точку. И все же после нормативных пунктов хочется особо выделить одно из наиболее значительных событий минувшего учебного года, одно из самых дорогих достижений — организованную и проведенную в округе межшкольную научно-практическую конференцию учащихся. Конференция эта прошла под общим названием «Я открываю мир для себя и себя в этом мире. Мир и Россия на рубеже веков глазами школьников». В актовом зале школы № 183 перед большой аудиторией школьников, учителей, приглашенных гостей было представлено 12 докладов учащихся 7—11-х классов (все доклады — из разных школ). Выступления оценивало жюри из семи старшеклассников (выяснилось, что мнения жюри и зала совпали: оглашение результатов было встречено аплодисментами).

Думаю, что идея организации межшкольной окружной (районной, городской) конференции может быть интересна многим. Педагогическая фантазия и творчество учителей географии неиссякаемы. Вполне возможно, что в качестве откликов на эту мою информацию последуют «репортажи» из самых разных уголков страны. Тема ведь необъятная...

Что же дала наша конференция учащимся и учителям, какие мысли звучали?

— Глобализация современного мира. Важно глубокое осознание главами всех государств, правительств, сенатов, конгрессов, дум... того, что любое направление развития на свете имеет свою географию, подчиняется закону единства физгеографических, экономгеографических, социальных составляющих в географическом пространстве планеты. Будьте осторожны и бдительны, не забывайте о географическом прогнозировании и моделировании, начиная реализацию сверхответственных замыслов на хрупком и едином географическом пространстве планеты в XXI веке.

— Странам и народам, наряду с государственными, национальными, региональными подходами, необходимо проводить в жизнь и общепланетарные идеи развития. В этом отношении важна роль ООН и ее специализированных организаций.

— География — ведущий предмет в формировании знаний о мире, о его физиографическом, социально-политическом и экономгеографическом пространстве.

— Через развитие непрерывного познавательного интереса в изучении школьной географии лежит путь к практической мыслительно-аналитической деятельности сегодня и в будущем.

— Урок географии — простор для формирования всех видов коммуникативных умений и навыков: монологической и диалогической речи, умения дискутировать, задавать вопросы, слушать оппонентов и др.

— Знание географии — это основа формирования исследовательского, аналитического, государственного взгляда для политиков, чиновников всех уровней. Без географии не может быть государственного прогнозирования, моделирования, планирования, наконец, просто грамотного выбора.

— Только географические знания способны заложить стержневую земную суть в воспитание человека и гражданина, неравнодушного к любому уголку земли, с которым на разных этапах жизни связывает его судьба.

— Неравнодушный с детства человек воспринимает землю как гигантское живое тело, которому может быть очень тяжело и больно. Земля взывает к помощи каждого.

Ученическая научно-практическая конференция... Это какое-то общее торжество доброй мысли, чувств, эмоций подрастающего поколения, гармонии их знаний, выбора и веры. Это страницы интересной урочной и внеклассной жизни, организованной на демократичных, гуманистических, человекоориентированных началах. Думаю, на таких конференциях реально начинают проявлять себя некие узловые позиции современной школьной географии в свете модернизации всего образования. Через союз «учитель—ученик» мы формируем единство урочной и внеурочной предметной работы. Мы стремимся сохранить все лучшее в географическом образовании и воспитать новое поколение, которое будет умнее, достойнее, чище, благороднее, чем сегодняшнее.