Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №40/2001

Корреспонденция

Есть ли альтернатива контурным картам в процессе обучения?

Евгений КОПИЛЕЦ

Герб города Кобеляки Полтавской губернии Герб города Кобеляки Полтавской губернии,
утвержденный в 1842 г. Лавровый венок и скрещенные ружье
и меч — напоминание о Полтавской битве

Очень заинтересовал ваш материал «Пространство России: Урок понимания карты» (География, № 1/99, с. 1, 7—10). Согласен с вашим утверждением о сомнительности пользы от «рутинных упражнений с контурной картой». Этот вопрос очень актуален сейчас, когда украинские школьные программы перегружены работами на контурных картах — как по количеству, так и по сложности, в то время как налицо отсутствие системы работы с контурными картами. Нет единой методической концепции изготовления бланковок (для выполнения одного и того же задания разные авторы и издательства предлагают бланковки с разительно отличающейся степенью подробности нанесенной основы), уровень ряда заданий неудовлетворителен, отсутствуют даже стопроцентно единые требования к оформлению... Между тем нас продолжают убеждать в чрезвычайной важности работ на контурных картах. Процитирую одну из последних статей на эту тему (перевод мой):

«С моей точки зрения, практические задания на контурных картах являются важным элементом развития учащихся и формирования у них определенных навыков и умений. Во-первых, во время выполнения заданий ученики напрягают и тренируют зрительную память (составная наглядно-образной). Они не просто механически запоминают расположение объекта, а и определяют его местонахождение относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т. д. Поисковая работа благоприятствует логическому запоминанию, которое намного эффективнее механического. Во-вторых, тренируется и развивается моторно-сенсорная память, когда ученики закрашивают объект и подписывают его название. В-третьих, ученики приобретают картографические навыки выполнения работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития человека и многим будут служить базой для их профессионального становления. В-четвертых, выполнение картографических работ воспитывает дисциплинированность (выполнение определенных заданий по определенным правилам), внимательность (что именно выполнять и как), точность, аккуратность. В-пятых, работа на контурной карте развивает эстетический вкус». (В. Новикова. Шiсть вимог до картографiчних робiт учнiв//Географiя та основи економiки в школi, № 3/2000, с. 19).

В Украине альтернатива контурным картам практически отсутствует (по крайней мере, судя по публикациям специализированных изданий). Удалось найти интересный материал преподавателя Тверского госуниверситета С.И. Яковлевой «Картографические трансформации как методический прием обучения географии» (Проблеми безперервноi географiчноi освiти i картографii: Збiрник наукових праць/Вiдп. ред. О.О. Жемеров. — К.: Антекс, 2000. — с. 143—144), вот и все... Следить же за российскими публикациями трудно. В областную библиотеку за 70 с лишним километров не наездишься, а подписка — вещь тоже малореальная; к примеру, стоимость месячной подписки на «Географию» составляет свыше 10% начисленной за ставочную педнагрузку зарплаты...


От редакции

Вопрос о действенности работ с контурными картами поднимается многими учителями. Часто работа с бланковками оказывается механической и детьми воспринимается так: «Запомнить, в каком уголке листа бумаги написать то или иное слово». Самостоятельно, нетрадиционно работающие учителя вырабатывают свои методы работы с контурными картами, нацеленные на понимание территории, на развитие пространственного мышления. Во многих школах географы практикуют и использование альтернативных способов изучения карты.

Дорогие читатели, просим вас поделиться своими изобретениями в этой области и тем самым помочь коллегам, послужить просвещению наших детей — в России ли, на Украине.

Напоминаем, что конкурс «Я иду на урок географии» продолжается (условия см. в № 38/2001). Ваши ноу-хау на поприще разумных альтернатив контурным картам будут рассматриваться в рамках конкурса, а значит, могут рассчитывать на премии.