Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №44/2001

Я иду на урок

Идет новый тур конкурса

Это искусство хорошо знакомо бывалым туристам, которым приходится тащить на себе десятки разнородных и разных по размеру, но одинаково нужных предметов. Еще в большем совершенстве этим искусством овладевают профессиональные полевики — географы и геологи, которые, кроме предметов жизнеобеспечения, тащат инструменты, оборудование, дневники, таблицы, образцы. Правильная укладка вещей! В рюкзак ли, в вещмешок, во вьючник. Что-то — не раздавить, что-то — не разбить, что-то (твердое, колючее, хрупкое) — подальше от спины. Что-то (тяжелое) — лучше бы вообще куда подальше, да оно самое нужное, ради работы с ним вся экспедиция затевается. Но важно не просто все аккуратно и компактно разложить, важно, чтобы каждой вещью можно было в случае необходимости без особых хлопот воспользоваться.

Знания — не сахарный песок, который можно просто пересыпать из мешка в кулек. Они требуют мастерской укладки в сознание. Если даже знания из систематически уложенного учебника навалом ссыпать в голову ученика, может ничего хорошего не получиться. Представьте себе: вы пересыпаете всё из одного, уложенного рюкзака в другой. Тут уже все зависит от хозяина рюкзака. Даст ли он себе труд снова разложить вещи (пусть и по-своему) или так и потащит всё навалом, передавив и перебив ценное, перемяв выглаженное, изранив себе спину углами твердого и, наконец, — не найдя самого необходимого в нужный момент в своем ворохе.

Приведенная метафора особенно относится к знаниям географическим. Географическая информация огромна, практически бесконечна. Лишь мастерски уложенная, она в значимых количествах помещается в нас, приходится к месту и ко времени, оказывается востребованной. Физическое или, например, математическое знание — системно, скреплено универсальными законами. Если уж такое знание тащишь, то тащишь не в рюкзаке, а волочишь целый свинченный механизм. Географическое знание — не такое. Если уподоблять его вещам, то оно больше похоже на кучу фотографий, значков, минералогических образцов, открыток, резных статуэток, гербарных папок, листков дневниковых записей, мешочков с землей, образчиков продукции посещенных вами заводов, товарных ярлыков и сотен других разнообразных сувениров (в буквальном смысле: souvenir — франц. «помнить», «вспоминать») о разных местностях планеты. Как уложить всё это?

Каждый учитель географии по-своему упаковывает интеллектуальные рюкзаки своих учеников. Опытные учителя, например, обращают внимание, что рюкзаки не у всех одинаковые. У кого-то очень вместительная, но крупноячеистая авоська, у кого-то дамская сумочка, у кого-то просто большой и «неоструктуренный» мешок, а у кого-то равный мешку по объему, но весь в оттопыренных кармашках и отделениях кофр. Учитель за годы своей работы вырабатывает системы укладки информации: некоторые знания можно просто закинуть в память ученика (и те столь транспортабельны, что сами там не пропадут), другие нужно предварительно поместить еще в пакет или футляр, третьи — в коробочку, в которой будут еще коробочки, а сами унции информации нужно будет еще бережно завернуть в мягкие бумажки.

Очередной этап конкурса «Я иду на урок географии» нацелен на демонстрацию опыта УКЛАДКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. Речь может идти о схемах, таблицах, моделях или других ваших индивидуальных «ноу-хау», с помощью которых вы в экономной и эффективной форме закладываете в сознание учащихся необъятные знания о земле, о Родине, о местностях.

Работы на конкурс принимаются до 10 января 2002 г. (по штемпелю на конверте или по дате отправления по электронной почте).

 

Требования к оформлению работ

Текст — не более 3 машинописных страниц (через 2 интервала). Допускаются разборчиво написанные от руки тексты соответствующего объема.

Схемы, таблицы, графики, рисунки, другой графический материал должны быть исключительно в черно-белом исполнении (фотографии могут быть цветными) и аккуратно вычерчены. Объем графического и иллюстративного материала — не более 2 страниц.

К конкурсной работе должен быть приложен следующий купон (вырезанный из газеты или скопированный):

купон

Необходимость заполнения этой протокольной формы связана с требованиями налоговой инспекции. Только располагая этими данными, мы сможем премировать лауреатов конкурса.