Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №46/2001

Мнение читателя

№ 40: «Нужна ли газета студенту?»

Семен ПАВЛЮК, студент V курса географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Семен ПАВЛЮКСначала об общем оформлении газеты. Содержание на первой странице — это правильно, оно сразу ориентирует читателя. Но следует указывать и фамилию автора. Честно говоря, авторы остались для меня «темными лошадками». Кто они? Почему бы в самой статье не обмолвиться парой слов о самом авторе, не указать, кто он и откуда. Можно дать и фотографию. И так в каждом номере, а не только, скажем, в дебютной статье автора, ведь с каждым номером газета приобретает все новых читателей.

Оформление вызывает положительные эмоции. Видно, что редакция держит руку на пульсе современных технологий (интернет-адрес, как теперь модно, стоит во главе титульной страницы), да и о художественном оформлении не забывает (помимо традиционных фотографий много картин, схем и даже космических снимков). Видна некая двойственность подхода, являющая, на мой взгляд, «изюминку» газеты: с одной стороны, скажем так, «научность» текста, предполагающая точность, четкость и даже некую «сухость», и, с другой стороны, культурная составляющая.

Но несмотря на необходимость оживляющего текст графического оформления, все же не стоит делать некоторые изображения (картины, например) столь большими. Это «рвет» текст на мелкие колонки, затрудняя как сам процесс чтения, так и понимание сути написанного.

Еще один огромный плюс газеты — примечания редактора. Они не только дают новую информацию, расширяя горизонты статьи (а следовательно, и наш кругозор в обозрении описываемого пространства — вот пример формирования «чувства территории»), но и указывают на возможные географические ошибки (пример с понятием «Центральная Азия» на с. 11).

А теперь — характеристика номера, краткая оценка каждой статьи и каждого раздела.

Корреспонденция. Безусловно, подобная рубрика нужна читателям. Обмен опытом, рассказ о своих «ноу-хау», реакция на статьи. Другое дело, что для студента все это, как правило, не столь интересно, ведь читают газету в основном учителя.

Статьи. Статья о глобальном потеплении. Очень актуальная сейчас тема. Несмотря на то что я не физгеограф, прочитал с интересом. Особенно хороша схема. Как обычно бывает, грамотно составленная схема суммирует весь текст, подчеркивая его суть. Возможно, следовало бы дать побольше конкретных примеров влияния потепления в той или иной стране и даже в конкретном ее районе или агломерации (по типу примера с Токио, Нагоей, Осакой).

Статья о международных реках. Тоже интересная тема, но стиль изложения чуть суховат. Здесь, наоборот, много ярких примеров, но недостает общих положений (например, сколько всего конфликтов в мире, связанных с международными реками). Именно здесь графическое оформление в некотором роде «подавляет» текст.

Статья о Роне. Центральная статья номера, и выглядит она соответствующе. Этот материал прочитал с наибольшим интересом. Тут самым ярким образом проявился «дуализм» газеты. Наряду с сугубо географическим описанием реки мы видим культурно-географический портрет Женевы и людей, для него позировавших, находим исторические сведения о герцогстве Савойском, окунаемся в современную жизнь города. Словом, получаем объемную картину территории как во времени, так и в пространстве. Особенно стоит сказать о «заметках на полях». Эти штрихи к теме могут придать необходимый интерес и способствовать запоминанию материала (кстати, именно такие штрихи к странам, городам и народам и послужили причиной моего интереса к географии в школе).

К спорным моментам статьи относится увлечение космическими снимками Роны. Они занимают почти три страницы, что не пропорционально тому объему информации, который в них заложен. При черно-белом изображении и качестве бумаги рассмотреть что-либо — задача непростая. Стоило, на мой взгляд, ограничиться простой картосхемой, где все четко и понятно, нет лишнего нагромождения складок местности. Карта заняла бы страницу, а освободившееся место можно было бы отдать под текст той же статьи или под другой интересный материал. Еще несколько позабавила подпись под фотографией В.И. Ленина. Подобный комментарий встречается в иностранной литературе, у нас же эта историческая личность в представлениях не нуждается.

К спорным вещам стоит отнести и некоторые метафоры автора как в статье о Роне (о мировых паразитах), так и в заметке на с. 26 (о стиле поведения Швейцарии). Хотя лично мне они понравились.

Инструментарий. Этот материал тоже скорее ориентирован на учителей, чтобы помочь им на уроках (насколько я помню свои школьные годы, там подобные вещи практически не освещались).

Числа. Таблицы, конечно, нужны. Но отдавать драгоценное место именно такой статистике, которая имеется в номере, я бы не стал. Другое дело, когда дается информация о мощности ведущих электростанций России, как в одном из предыдущих номеров, а вот необходимость сведений о производстве картона по субъектам федерации сомнительна.

Хрестоматия. Честно признаюсь, прочитал раздел только потому, что для рецензии решил изучить все от корки до корки. Но прочитав, понял, что он нужен. Лично меня задел Достоевский. На мой взгляд, в его отрывке есть ответы на многие вопросы, волнующие нас именно сегодня. В разделе каждый может найти что-то свое. Может, не в этом номере, не в этих отрывках. Но когда-то встретится короткая фраза или мысль, которая может стать эпиграфом, или даже поводом к огромному научному труду.

Итого. Нужна ли газета студенту? Что касается № 40, то однозначно да. Но один номер — это не статистика. А если просмотреть все номера за этот год? За редчайшим исключением (один-два номера полностью посвящены «учительским темам») везде я находил по паре-тройке интересующих меня статей. Особенно интересны материалы о городах России и СССР (Плес, Тольятти, Ухта, Харьков), статьи о странах и территориях (Восточный Тимор, Эфиопия, Молдавия), дискуссионные статьи (например, недавняя о просторах России), тематические выпуски (об административно-территориальном делении России, о Тульской области). Все это надо читать, ибо это и есть география. А «без географии вы нигде».