Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2002

Географические рекорды

Самый большой католический храм в мире

не в Риме, а в Ямусукро

С.В. РОГАЧЕВ

4_1.jpg (10725 bytes)

 

Профиль Феликса Уфуэ-Буаньи на аверсе и слон на реверсе 10-франковой монеты Берега Слоновой Кости (Кот-д’Ивуара)
Профиль Феликса Уфуэ-Буаньи на аверсе и слон на реверсе 10-франковой монеты Берега Слоновой Кости (Кот-д’Ивуара)

 

Вид на Нотр-Дам-де-ля-Пэ и эспланаду с птичьего полета
Вид на Нотр-Дам-де-ля-Пэ и эспланаду с птичьего полета

 

Президент-отель
Президент-отель в Ямусукро

 

Сравнение Собора Св. Петра в Риме (слева) и Нотр-Дам-де-ля-Пэ в Ямусукро (справа)
Сравнение Собора Св. Петра в Риме (слева) и Нотр-Дам-де-ля-Пэ в Ямусукро (справа)

 

Президентские крокодилы
Президентские крокодилы

 

Большая мечеть в Ямусукро, столице страны, где мусульман больше, чем христиан
Большая мечеть в Ямусукро, столице страны, где мусульман больше, чем христиан

 

Нотр-Дам-де-ля-Пэ во время строительства. Вторая половина 80-х годов
Нотр-Дам-де-ля-Пэ во время строительства. Вторая половина 80-х годов

 

Вид на самый большой в мире католический храм
Вид на самый большой в мире католический храм
со стадом коров на первом плане

В колониальный период в большинстве прибрежных африканских стран административные центры были расположены на побережье, по классификации географических положений В.В. Покшишевского — «при входе в страну». Получившие независимость бывшие колонии сохранили то же положение своих новоиспеченных столиц. Позднее, однако, появились географические симптомы «бунта взрослеющих детей»: некоторые страны решили отметить свою независимость не только собственными президентами, гербами, гимнами и флагами, но и новыми столицами. Причем свою самостоятельность они попытались выразить не столько в собственно создании нового столичного города, сколько в принципиально другом географическом положении — во внутренних районах страны. Отрывая главный город от линии побережья (с которого шло империалистическое вторжение), они как бы демонстративно рвали с колониальным прошлым. А приближая столицу к геометрическому центру, старались достичь «равновесия», сбалансированности между приморскими и глубинными районами страны, между разными этническими группами. Так стремились укрепить и целостность страны в доставшихся от колониальных времен искусственных границах: столица в геометрическом центре должна была крепче стягивать территорию в единый узел, чем «эксцентричная» столица на прибрежной периферии.

Такого рода мотивировка лежала в основе принятия решений о переносе столицы Нигерии из Лагоса в Абуджу и Танзании из Дар-эс-Салама в Додому. Так же обосновывалось и перемещение столицы Кот-д’Ивуара (Берега Слоновой Кости) из Абиджана в Ямусукро (cоответствующее решение было принято в 1983 г.)*. Однако обоснование обоснованием, а, по общему мнению, своим выбором в качестве столицы Ямусукро обязан тому, что здесь, в деревне Ямусукро, в ареале расселения народа бауле, родился Феликс Уфуэ-Буаньи, бывший президентом Кот-д’Ивуара в 1960—1993 гг., «отец нации». Этот человек продержался у власти рекордный для глав африканских республик срок (опережают его лишь наследные правители — император Эфиопии Хайле Селассие и король Марокко Хасан II; чуть не дотянул до 33-летнего президентства Мобуту Сесе Секо в Заире; на 33-летний рекорд сейчас выходит Муаммар Каддафи в Ливии); благодаря своей прозападной ориентации он смог обеспечить сравнительную стабильность в стране в период своего правления. Режим его личной власти был очень силен, и большая часть общества покорно приняла решение о перенесении столицы в «личную президентскую вотчину».

Не следует, однако, сводить вопрос о выборе места для новой ивуарийской столицы к простой случайности: этому месту, мол, довелось быть родиной мощного президента. Вопрос о выборе географического положения и о роли личности в географии сложнее. Возможен и такой ход рассуждений: Уфуэ-Буаньи смог стать столь значимой, харизматической фигурой в стране потому, что он был уроженцем ее сердцевины, «балансирующей» между преобразованным французами побережьем и опаленным арабо-мусульманской культурой севером. Бауле, родственный племенам ашанти соседствующей с запада Ганы, христианин, получивший европейское образование и в то же время росший уже у самой границы компактного расселения подступающих со стороны Гвинеи мусульманских племен и со стороны Либерии — язычников и таким образом пропитавшийся «разными кот-д’ивуарами», мог вполне устроить разных людей, разные народы и разные районы страны. Положение деревни Ямусукро оказалось вполне общеивуарийским. И факт воплощения столицы в месте рождения лидера при таком ходе рассуждений представляется вполне закономерным. Конечно, «геометрическое место точек», обладающих свойством равнодействующего балансирования между разнородными частями страны, значительно обширнее, чем территория бывшей деревни Ямусукро. И здесь уже в выборе микроположения для столицы, конечно, роль сыграл чисто лично-случайный фактор. Но в целом же выдвижение Ямусукро вполне вписывается в общеафриканскую тенденцию: противопоставить колониальной экстравертной (раскрытой к океану) территориальной структуре структуру интравертную (ориентированную на внутритерриториальные центры).

Несмотря на официальное решение 1983 г., фактически Ямусукро стал лишь символической столицей: сюда не переехали ни министерства, ни иностранные посольства. Здесь проводились лишь некоторые государственные и международные показные мероприятия.

В Ямусукро был построен ряд помпезных объектов: Дом конгрессов, резиденция президента (с каскадом искусственных озер, заселенных крокодилами), Президент-отель, большая мечеть, комплексы нескольких ведущих высших учебных заведений, международный аэропорт (со взлетно-посадочной полосой для «Конкордов») и др. Ямусукро соединен с Абиджаном 230-километровой дорогой класса автострады — единственной автострадой в стране. Самым известным объектом новой столицы стал храм Нотр-Дам-де-ла-Пэ (Богоматери Мира**), построенный в конце 80-х годов по образцу собора
св. Петра в Риме, но несколько превышающий его высотой купола. Храм был построен по проекту Пьера Факхури, левантинца по происхождению, ивуарийца по месту рождения.

По некоторым характеристикам это самый большой католический храм в мире. Его строительство в стране, где католики составляют лишь около 20% населения***, было обусловлено заигрыванием с Европой, католическим миром. Это был и жест лояльности в отношении бывшей метрополии — католической Франции. Высота ямусукрской Нотр-Дам — 158 м (вместе с крестом), высота главного купола — 60 м. В книгу рекордов Гиннесса храм занесен не только как самый высокий, но и как обладающий самым большим в мире витражом (7,4 тыс. м2). Храм с эспланадой и садом был подарен старым президентом папе римскому и является собственностью Ватикана (экстерриториальный статус храма закреплен в конституции Кот-д’Ивуара). Эксплуатационные расходы по содержанию Нотр-Дам очень высоки, поэтому полное освещение здесь включается лишь раз в год — на Рождество.

Храм становится центром притяжения не только верующих, но и туристов. По оценкам, к 1998 г. здесь побывали 1,7 млн чел., в их числе 550 тыс. туристов.

После смерти Уфуэ-Буаньи (похоронен в президентской резиденции в Ямусукро) в 1993 г. значение Ямусукро, которое и так не было слишком большим****, стало уменьшаться. И не исключался сценарий возвращения столицы в «старый добрый Абиджан». Судьба Ямусукро стала особенно проблематичной в конце 90-х годов, когда произошел военный переворот и страна вошла в полосу длительной политической нестабильности. Недавно к власти в результате президентских выборов пришел Леон Гбагбо, старый оппозиционер режиму Уфуэ-Буаньи, всегда остро критиковавший выдумку с Ямусукро. Ожидалось, что новый президент поставит точку в столичной карьере родного города своего покойного политического противника. Однако в 2001 г. информационные агентства распространили неожиданное сообщение, что Гбагбо намерен довести до конца процесс превращения Ямусукро в столицу, причем это будет уже не просто президентская вотчина, но и место работы всех центральных государственных учреждений. В какой мере это намерение серьезно, мы узнаем в ближайшие годы. Пока же в статистике Кот-д’Ивуара, наряду с данными по основным административно-территориальным единицам — департаментам, приводятся и данные по двум городам центрального подчинения — Абиджану, именуемому экономической столицей, и Ямусукро, называемому политической столицей. Но то, что реальной политической столицей остается пока Абиджан, было ясно из событий нескольких последних лет: вопрос о власти в ходе внутренних столкновений в Кот-д’Ивуаре неизменно решался в Абиджане.


* О других прецедентах перенесения столиц см.: В.В. Климанов. Всегда ли столица — крупнейший город?//География, № 17—18/93, с. 8; Ю.А. Трифонов. Хроника переноса столиц//География, № 24/98, с. 16.

** Мир здесь следует понимать в значении антонима войны, а не как всемирность.

*** Большинство населения — приверженцы традиционных африканских анимистских верований — культа предков. На мусульман приходится до 30% населения. Влиятельны и местные африкано-христианские секты.