Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №4/2002

Климат

870 климатограмм

www.klimadiagramme.de

Сколько климатограмм по территории России содержится в наших подручных учебных пособиях? В «Географическом атласе школьника», выпущенном издательствами «Дрофа» и «ДиК» (1999 г.), — ни одной (а по всей Евразии — только четыре). В печально известных учебнике И.И. Бариновой «География. Природа России» (М.: Дрофа, 1997) и «Географическом атласе мира» (Рига: Полиграфическая фирма «Яня Сета»; М.: Изд. дом «Росмэн», 1997) — ни одной. В учебнике «География России» для 8—9-го кл., книга 1: Природа и население (М.: Дрофа, 2001/Под ред. А.И. Алексеева) — пяток (но даны они на таких скучных серых плашках, что пользоваться ими не хочется). Столько же их в учебнике О.В. Крыловой «Материки и океаны» для 7-го кл. (М.: Просвещение, 1999).

Не густо. Не многим лучше обстоят дела и с другими крупными регионами мира. Впрочем, может быть, и впрямь не следует перегружать страницы учебников многими климатограммами. Мало места для них и в атласах: там их обычно помещают на поля, и при пользовании ими приходится напрягать зрение. Но климатограммы в школе очевидно нужны. Сравнительный анализ многих климатограмм позволяет учащимся и по-настоящему прочувствовать различия земной поверхности от места к месту, и задуматься над причинами этих различий. С помощью серии климатограмм учитель может сформировать познавательное проблемное пространство. И тогда уныло-повествовательные сентенции наших учебников станут восприниматься яснее, острее, с бо’льшим коэффициентом полезного действия.

Но увы. В учебных книгах климатограмм мало. Наглядных пособий — плакатов с хорошо вычерченными климатограммами — в школах остается все меньше. Где взять материал для объяснения, для построения задач, для факультативов и творческих заданий? Недавно «География» напечатала данные по годовому ходу осадков и температур по нескольким сотням метеостанций мира*. Это хорошее подспорье, и опытный учитель, а за ним и хороший ученик смогут многое из этих данных извлечь. Но таблицы таблицами, а графический материал графическим материалом. Ясно, что не всякий учитель найдет время, чтобы самостоятельно вычертить климатограммы по исходным табличным данным. Да ему за это и не платят.

Ждать, что нынешнее государство обеспечит школы в полном объеме хорошими учебными пособиями, по меньшей мере наивно. Лучший путь — требовать себе компьютер, подключаться к Интернету и начинать скачивать оттуда готовые учебные пособия.

Серию климатограмм по 870 (!) метеостанциям мира предлагает в Сети немец Бернхард Мюр. Все климатограммы построены в одном масштабе и в одной технике (вернее, в двух техниках, но в двух — каждая), что облегчает их сопоставление. На экране, вызвав тот или иной крупный регион мира, вы можете получить карту размещения точек, по которым имеются климатограммы. Например, по Европейской России таких точек четырнадцать (от Ростова-на-Дону /47° с. ш./ до Земли Франца-Иосифа
/81° с. ш./), по Азиатской — 32. По родной для автора сайта Германии приведено 29 климатограмм.

Сайт, разумеется, на немецком языке. Но язык карт и графиков почти не требует перевода. Может быть, ваши школьники споткнутся на названии европейской страны Zypern, но, ткнув в это слово мышкой, они получат на экране данные по Ларнаке, и тем приятнее будет тогда догадаться, что загадочная страна — Кипр. Ну а уж Weissrussland и Deutschland ваши юные географы и языковеды расшифруют самостоятельно.

Климатограммы по каждому пункту, как уже говорилось, построены в двух вариантах. Первый — более привычный для нас (ход температуры — непрерывной линией графика, а осадки — столбиками по месяцам, то есть гистограммой). Второй вариант показывает годовой ход осадков также линией усредненного графика. Каждой паре климатограмм сопутствует таблица. Подписи на климатограммах тоже, естественно, немецкие. Но что такое Temperatur [Grad С], вряд ли нужно объяснять старшекласснику. А значит, о смысле подписи Niederschlag [mm] нетрудно догадаться.

На следующей странице в качестве примера приводим две климатограммы — по Хельсинки и Верхоянску.

На сайте климатограмм есть две ссылки на родственные сайты — «Погода, облака, климат» и «Атлас облаков». Тем, кто еще не успеет самостоятельно добраться до этих ресурсов, мы специально расскажем о них в ближайшее время.

Формирование над городом облака в результате промышленных выбросов в атмосферу

Формирование над городом облака в результате промышленных выбросов в атмосферу
Фото с немецкого сайта «Атлас облаков»

Публикация произведена при поддержке интернет магазина бытовой техники Екатеринбурга «ИдеЯ!». Интернет магазин «ИдеЯ!» - это большой ассортимент товаров, который включает в себя автомагнитолы, видеорегистраторы, GPS- навигаторы, аудиосистемы, телевизоры, мобильные телефоны, ноутбуки, персональные компьютеры, игровые приставки, электроинструменты, фены, плойки, холодильники, встраиваемую технику для кухни, стиральные машины, садовую технику, бытовую химию, детские товары, и многое другое. Удобная система поиска и фильтров поможет быстро найти требуемую продукцию, а подробное описание, фотографии внешнего вида и возможность сравнить товары, помогут определиться с выбором покупки. Низкие цены, скидки, различные способы оплаты и доставка, делают покупку через интернет магазин «ИдеЯ!» простой и удобной, позволяя экономить деньги и личное время.


* См.: К.С. Лазаревич. Климатические данные//География, № 8, 12, 15, 21/2000.