Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2002

Отрасль

Обрабатывающая промышленность

Г.Д. Костинский

 

Изменение отраслевой структуры промышленного производства, %

Отрасль

1970 г.

1995 г.

Машиностроение

14,3

44,3

Химическая

21,3

17,5

Текстильная

18,7

9,9

Металлургия

5,8

8,5

Пищевая

22,1

8,2

Полиграфическая

4,9

4,5

Прочие

12,9

7,1

 

Крупнейшие промышленные центры Республики Корея

Город

Численность занятых,
тыс. чел., 1998 г.

Сеул

1636

Пусан

525

Тэгу

304

Инчхон

286

 

Каждое третье строящееся в мире судно сходит на воду из корейских доков

 

Производство автомобилей всех видов, 1998 г., млн штук

США

12,0

Япония

10,3

Германия

5,7

Франция

3,0

Испания

2,8

Республика Корея

1,9

Великобритания

1,9

 

Волоконная оптика — одно из перспективных направлений развития науки и техники

 

 

 

Общая характеристика. В колониальный период тяжелая промышленность создавалась японцами в северной части Кореи, богатой гидроэнергоресурсами и сырьем. Южная же в этом отношении отставала; ее доля в добывающей промышленности составляла всего 10%, в химической — 18%. В 1953 г. обрабатывающая промышленность создавала всего-навсего 9% ВНП Южной Кореи.

В 1953—1961 гг. Южная Корея восстанавливала разрушенное гражданской войной хозяйство, производя лишь одежду, обувь, незатейливую бытовую утварь. В 1961 г. правительство Кореи взяло курс на преимущественное развитие экспортных производств (текстильная, швейная, обувная отрасли), что было необходимо для улучшения платежного баланса. В 1961—1972 гг. промышленность росла рекордными темпами — на 17% в год, а экспорт — на целых 36% в год! С конца 70-х годов фокус решительно переместился на тяжелую промышленность: прежде всего машиностроение (включая автомобиле- и судостроение), а также химическую и нефтехимическую промышленность. В 80-е годы в Корее стали уделять особое внимание отраслям высокой технологии — полупроводниковой, радиоэлектронной, производству компьютерной техники. Благодаря развитию машиностроения Южная Корея сумела наладить производство военной техники (оно покрывает 2/3 потребностей). военно-ориентированная продукция составляет около 10% крупных корпораций.

Размещение промышленности. В конце 50-х годов промышленность сосредоточивалась в двух городах — Сеуле и Пусане (тогда там трудилось 40% всех занятых в корейской промышленности). По мере индустриализации промышленность стала развиваться и в пригородных зонах этих крупнейших городов, а также в других провинциях.

Процессу рассредоточения промышленности способствовала государственная политика строительства новых крупных промышленных комплексов. Предприниматели, которые размещали в этих комплексах свои предприятия, получали льготы. Вместе с крупными промышленными комплексами росли и новые города, например Ульсан и Чангвон. В 80-е годы правительство построило крупные промышленные комплексы на юго-восточном, южном и юго-западном побережьях.

В 1996 г. на Столичный район (Сеул + провинция Кёнгидо) приходится 46% занятых в корейской промышленности. Наряду с Сеулом, в него входят города Инчхон, Анъян, Пуджон, Сонгнам, Сувон. При широкой отраслевой структуре, Столичный район специализируется все-таки на отраслях высокой технологии. Практически все крупные промышленные компании страны (точнее — 88%) имеют здесь свои штаб-квартиры.

Пусанский промышленный район (Пусан + Кёнсан-Намдо) на юго-востоке Кореи сосредоточивает 22,5% занятых в обрабатывающей промышленности страны. Район как бы смотрит на Японию, главного (наряду с США) торгово-экономического партнера Кореи1. Главные промышленные центры района — Пусан, находящиеся севернее Ульсан и Пхохан и расположенный западнее Масан. Специализация района — черная металлургия, машиностроение, нефтехимия.

Третий по значению промышленный район не прибрежный, а внутрений — Тэгу — Гуми (13% занятых). Город Тэгу — главный в стране производитель текстиля, а Гуми известен как значительный центр электронной промышленности.

Промышленно-городские комплексы. Правительство развивало промышленность в комплексе с жильем, транспортной и социальной инфраструктурой (школы, больницы и т.п.). Из 500 промышленно-городских комплексов самого разного масштаба 29 являются большими, общенационального масштаба. Первый большой комплекс появился в 1967 г. в Куро, на железной дороге между Сеулом и его аванпортом Инчхоном. Он имел отчетливую ориентацию на экспорт.

В 70-е годы подобные комплексы были созданы на юго-восточном побережье, в 80-е годы — на юго-западном. Местные (не столь мощные) промышленно-городские комплексы возникли в столицах провинций. Семь комплексов общенационального масштаба построено в Пусанском районе (на юго-востоке), пять — в Столичном.

В некоторых промышленно-городских комплексах (Пхохан, Ульсан) имеются ярко выраженные крупные предприятия-лидеры, с которыми кооперируются предприятия поменьше. В Пхохане таким лидером выступает металлургический комбинат ПОСКО, в Ульсане — автозавод Хёндэ.

В 90-е годы корейские промышленные корпорации начали выносить производство в страны с более низкими производственными затратами (особенно на зарплату персонала). Это прежде всего Китай и страны Юго-Восточной Азии. Помимо того, в целях освоения новых рынков корейские предприятия были созданы в Европе (Западной и Восточной), а также в Северной Америке.

Республика Корея занимает видные позиции в целом ряде отраслей промышленности. Ниже рассмотрим некоторые из них.

Черная металлургия. На сегодняшний день Южная Корея является шестой по величине металлургической державой мира. В 2000 г. здесь выплавлено 42 млн т стали (не намного меньше, чем в занимающих 4-е и 5-е места Германии и России). А ведь до появления в 1973 г. первого металлургического комбината в Пхохане стали в Корее выплавлялось чрезвычайно мало (в основном в дуговых электропечах).

Основной производитель металла — корпорация ПОСКО, которая по выплавке стали (26 млн т в год) возглавляет список крупнейших в мире2. Главные центры черной металлургии — приморские города Пхохан и Кванъян. И железная руда, и коксующийся уголь — импортные. Руда в основном австралийская и бразильская; уголь и кокс также привозятся из Австралии.

Масштабы цветной металлургии скромнее. И все же собственным производством Корея целиком удовлетворяет внутренние потребности в цинке и свинце и на 2/3 — в меди (369 тыс. т в 1998 г.).

Судостроение. В считанные десятилетия Корея превратилась в крупнейшего (наряду с Японией) производителя судов. Каждое третье строящееся в мире судно (с учетом водоизмещения) сходит на воду из корейских доков. Страна способна выпускать суда любых классов, включая супертанкеры. Метод строительства судов — блочный: сначала изготовляются секции и блоки, затем их транспортируют в сухие доки, где сваривают воедино.

Основные судостроительные компании страны — «Хёндэ», «Самсунг» и «Дэу». «Хёндэ» имеет 9 сухих доков (в год строится 60 судов), «Самсунг» — три (27—28), «Дэу» — два (32—34). Каждая из компаний располагает как минимум одним сухим доком производственной мощностью более 1 млн т. «Самсунг» специализируется на выпуске нефтебурильных судов и платформ. 7 из 12 таких судов и платформ, построенных в мире начиная с 1996 г., — это продукция «Самсунга». Специализация «Дэу» — супертанкеры. Сухой док «Дэу» длиной 530 м и шириной 131 м (это площадь 11—12 футбольных полей) не знает себе равных в мире. Высота установленного там крана — 121 м.

Корейское судостроение почти целиком ориентировано на экспорт. Среди стран, заказывающих в Корее суда, и Россия. В 2001 г. на верфи г. Ульсана построен супертанкер «Приморье» водоизмещением 105 тыс. т.

Автомобильная промышленность. Корея — шестой в мире производитель автомобилей. А ведь до начала 60-х годов автомобилестроения не существовало; выпускались лишь кое-какие запчасти. Выпуск автомобилей вырос с нуля в середине 60-х годов до 113 тыс. в 1979 г. и до более чем 2 млн в настоящее время.

Корейские автомобили имеют хорошую репутацию, хотя и не такую, как японские. 99% всех машин, которые бегают по корейским дорогам — местного производства. Поначалу для «защиты местных производителей» существовал запрет на ввоз иностранных автомобилей, потом запрет отменили, но стали действовать драконовские импортные пошлины (сначала 50%, 20% и лишь в 1995 г. они снизились до 8%).

При рождении корейского автомобилестроения правительство хотело, чтобы в стране была одна большая автосборочная компания, выигрывающая от экономии на масштабе. Однако компаний возникло больше (включая «Шинзин», «Азия Моторс», «Хёндэ Мотор» и «Kиа Moторс»).

Вначале компании лишь копировали модели тех иностранных компаний, с которыми сотрудничали — «Фиата», «Форда», «Мазды». Затем «Хёндэ» разработала свою собственную модель легкового автомобиля и в 1976 г. вышла с ней на мировой рынок (Южная Америка и Ближний Восток). Продавалась эта машина по цене ниже себестоимости, а финансовые потери от демпинга покрывались государством.

Южнокорейское автомобилестроение рассчитано на выпуск внушительного числа — 4,5 млн — автомобилей. Но сборочные мощности используются лишь частично (в 1997 г. на 67%).

Производственные мощности корейского автомобилестроения,
тыс. автомашин в год

«Хёндэ» «Дэу» «Киа» «Ссанъён» «Азия» «Хёндэ Прешес» «Самсунг» Итого
1992 780 460 460 30 30 40 0 1 800
1997 1 650 1 070 1 030 200 200 90 240 4 480

Нефтехимическая промышленность. Эта отрасль развилась несмотря на то, что Корея полностью лишена собственной нефти. Вся нефть привозная (в основном из Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана, Кувейта). В стране действуют 3 нефтехимических комплекса общей мощностью 3,3 млн т этилена в год (по этому показателю Корея — пятая в мире). Все комплексы расположены на побережье — в Йечхоне (на юго-западе), Ульсане (на юго-востоке) и Тэсане (у Желтого моря).

Электроэнергетика

Основу электроэнергетики Кореи составляют тепловые станции. На них приходится свыше половины мощностей всей электроэнергетики.

Поначалу тепловые станции работали на угле (точнее, антраците). Затем в качестве топлива стали использовать также импортные мазут и сжиженный природный газ. Однако основным топливом продолжает оставаться уголь.

Бедность собственных энергоресурсов заставила Южную Корею в конце 70-х годов начать строительство АЭС. Значение атомных станций постоянно растет. Сейчас их доля в мощностях — почти 2/5, а в выработке электроэнергии еще выше — 42%. По установленным мощностям АЭС (11,3 МВт в 1998 г.) Корея занимает 9-е место в мире (3,2% мировых мощностей атомной энергетики). Действует 4 АЭС с 14 реакторами.

Значение гидроресурсов в выработке электроэнергии очень скромное (менее 1/10 мощностей). Среди них выделяются две гидроаккумулирующие электростанции (их задача — давать электроэнергию в пиковые часы).


1 Доля Японии в корейском импорте — 24,1%, в экспорте — 13,8%, а доля США соответственно 22,5 и 19,6% (1998 г.).
2 См.: Крупнейшие сталеплавильные компании мира в 1999 г.//География, № 18/2001, с. 2