Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2002

Связи

Скоростные автодороги — как взлетно-посадочные полосы

Г.Д. Костинский

Сеть сеульского метро по протяженности и числу станций входит в десятку крупнейших в мире
Сеть сеульского метро по протяженности и числу станций входит в десятку крупнейших в мире

 

Трамваев в Корее уже не увидеть. В 60-е годы (в Сеуле в 1968 г.) трамвайное движение было свернуто, поскольку рельсы на узких улицах стали мешать автомашинам. Появился же первый трамвай, естественно, в столице — в 1899 г. Сеул стал тогда вторым городом в Восточной Азии (после Токио), где было организовано трамвайное движение. Вагоновожатыми тогда работали японцы. Заметно позднее появился трамвай в Пусане — в 1915 г. (в Пхеньяне он с 1923 г.). Велосипедами, в отличие от Китая, в городах Кореи практически не пользуются.

 

Скоростная автомагистраль
Скоростная автомагистраль

 

Скоростной железнодорожный экспресс
Скоростной железнодорожный экспресс

 

Авиационным транспортом пользуются преимущественно состоятельные люди: бизнесмены, чиновники
Авиационным транспортом пользуются преимущественно состоятельные люди: бизнесмены, чиновники

 

Структура грузовых перевозок, %

Вид транспорта

1990 г.

1998 г.

Морской

47,8

62,7

Автомобильный

21,1

17,6

Железнодорожный

30,9

19,4

Авиационный

0,2

0,3

Городской общественный транспорт

Основной вид общественного транспорта в Корее — автобус. Первые автобусы на улицах больших городов появились в 20-е годы при японском колониальном режиме. Однако лишь в 50-е годы автобус стал конкурировать с трамваем. Автобусные перевозки в городах являются частным бизнесом.

Удобнее всего пользоваться внутригородскими экспрессами. Салон автобуса-экспресса почти такой же, как в междугородных автобусах. В таких автобусах не стоят: просто водитель, если все места уже заняты, не возьмет дополнительных пассажиров. Обычные же городские автобусы поменьше, и значительная часть пассажиров вынуждена стоять.

Кроме экспрессов и обычных автобусов, есть еще и сравнительно небольшие местные автобусы мест на 20—25. Такие автобусы в Сеуле связывают жилые микрорайоны со станциями метро.

В крупнейших городах Кореи очень сложно разобраться, куда какой автобус идет. На картосхемах Сеула и Пусана показаны только линии метро, но не автобусные маршруты. Поэтому тщетными оказались попытки купить схемы автобусного движения в этих городах — их просто не выпускают. Дело в том, что автобусных маршрутов огромное количество (в Сеуле 365 по состоянию на 2000 г.), и их просто технически невозможно изобразить.

Первая в Корее линия метро появилась в Сеуле в 1974 г. Сейчас метрополитен имеется уже в трех городах (помимо столицы, в Пусане и Тэгу). В Сеуле действует 8 линий метро, в Пусане — четыре, в Тэгу — две. Началось строительство метро еще в трех городах — Инчхоне, Кванджу и Тэджоне.

Сеть сеульского метро по протяженности и числу станций входит в десятку крупнейших в мире. В 1997 г. оно перевезло 1,4 млрд пассажиров (лишь в Москве, Токио и Мехико пассажиров больше). Часть трасс проходит поверху. Залегают станции неглубоко, поэтому нет необходимости строить эскалаторы. Вдоль платформ нанесена разметка, показывающая, в каком месте раскроются двери подходящего состава. И двери раскрываются точно в этих местах. Кое-где даже указано, какие двери какого вагона останавливаются. Например, 4—2 означает, что в этом месте вы можете войти во вторую дверь четвертого вагона.

Вагоны метро чуть длиннее, шире и просторнее, чем наши (с каждой стороны 3 дивана на 7 сидений и 2 краевых дивана с 3 сиденьями), а главное — оборудованы кондиционерами (но есть и фрамуги для проветривания). Можно пройти из вагона в вагон. Иногда в вагоны заходят торговцы; они низко раскланиваются и начинают предлагать свой незамысловатый товар (например, игрушки, электронные часы). Порой через поезд проходят в ожидании подаяния слепые пожилые люди; они оповещают о себе музыкой переносных магнитофонов. Оборванцев и нищих нет.

Не только каждой линии, но и каждой станции метро присвоен порядковый номер. Это очень облегчает ориентацию в сети метро для приезжих, особенно для иностранцев, не знающих корейского языка. Впрочем, остановки объявляются диктором не только на корейском, но и на английском языке. Еще одно удобство: имеет нумерацию и каждый выход из станции метро на поверхность, в город. Поэтому не требуются долгие объяснения, каким из выходов нужно пользоваться (типа «садитесь в последний вагон, дальше направо, потом налево»): достаточно назвать номер выхода (скажем, № 3).

 

Междугородный транспорт

Автомобильный транспорт. До конца 60-х годов автомобиль на корейских дорогах был редкостью. Увидеть можно было скорее американский военный джип и грузовик, нежели легковую машину. Еще в середине 80-х годов по степени автомобилизации Корея уступала СССР, хотя страна уже и выпускала немало автомашин. Правительственная политика в условиях высокой плотности населения была направлена на сдерживание автомобилизации и поощрение общественного транспорта (по образцу Японии). В Корее действует высокий акциз на покупаемые автомашины.

До начала ХХ в. дорожная сеть Кореи была неразвитой, так как почти не было перевозок (грузы перевозили по рекам). Большие мощеные дороги отсутствовали. При перевозке на короткие расстояния использовались вьючные домашние животные. Строительство автодорог с твердым покрытием началось при японцах. Однако автодороги современного качества стали строиться только в 60-е годы. В 1968 г. была открыта первая скоростная дорога Сеул—Инчхон, в 1970 г. — Сеул—Пусан.

В 1969 г. появилась система движения междугородных экспресс-автобусов. Рисунок сети таких экспресс-маршрутов напоминает веер: лучи отходят в разные стороны от Сеула. Междугородные автобусы бывают двух типов: с кондиционером и без кондиционера. Ходят автобусы очень часто и поэтому порой идут почти пустые. Когда я ехал из Пусана в город Кёнджу, было всего 2 пассажира, а в автобусе Пусан—Чхонджу — 3. На дальних маршрутах делаются остановки на отдых минут на 25. На специально выделенных площадках располагаются 2—3 кафе самообслуживания, магазины. Предусмотрены детские площадки и, разумеется, туалеты. Поскольку по Корее перемещается немало иностранцев, то кабины оснащены электронной табличкой снаружи на английском языке, на которых зажигается надпись vacant «свободно» или occupied «занято». Любой общественный туалет оснащен унитазами традиционного и европейского (с сиденьем) типа. Последних немного — один-два.

Скоростные шоссе платные, и владельцам частных машин поездки на них могут обходиться дороже, чем тем, кто пользуется автобусами. Корейские скоростные автодороги создавались с учетом интересов обороны страны: ими можно пользоваться как взлетно-посадочными полосами.

Железнодорожный транспорт. Первая железная дорога была проложена в Южной Корее только в 1899 г. Эта короткая 33-километровая трасса соединила Сеул и приморский город и порт Инчхон. Железнодорожная сеть приобрела свой нынешний рисунок в колониальный период. Японцы строили много и, разумеется, в своих интересах — для проникновения в глубь Азиатского континента. В 60-е годы железные дороги выполняли 90% всех междугородных грузоперевозок, затем уступили автомобильному транспорту.

Основные перевозимые грузы (по весу, 1998 г.): цемент (37%), антрацит (15%), руды (6,6%), нефть (6,4%).

Движение на улицах и автомобильных дорогах в Корее правостороннее, но на железных дорогах — левостороннее. Причина — историческая. Железные дороги в первой половине ХХ в. прокладывали японцы, а они делали, как это было принято у них (на английский манер). Любопытно, что в Сеуле, на тех линиях метро, что являются продолжением линий пригородных электричек, движение поездов тоже левостороннее.

Пассажирские вагоны бывают общими (сидячими) и купейными (со спальными полками).

Полным ходом идет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая пересечет страну с северо-запада на юго-восток, то есть пройдет по главной экономической оси страны, где сосредоточено 70% населения и промышленного потенциала. Магистраль свяжет Сеул с Пусаном, а на трассе будут такие города, как Чхонан, Тэджон, Тэгу и Кёнджу. Протяженность магистрали 412 км. Максимальная скорость поезда будет 350 км в час, средняя — 220. Все расстояние между Сеулом и Пусаном экспресс покроет всего за 1 час 50 минут. Бело-серо-голубые экспрессы из 18 вагонов, рассчитанные на 935 пассажиров, уже прошли испытания. Магистраль должна быть сдана в эксплуатацию в 2004 г. Тогда Корея станет пятой в мире страной, располагающей высокоскоростной супермагистралью.

Морской транспорт. Морем ныне перевозится подавляющая масса грузов. Еще в 1980 г. морской транспорт перевозил 32% грузов, то есть гораздо меньше, чем железнодорожный (47%), но к 1998 г. доля морского транспорта поднялась до 63% (доля железнодорожного — 19%).

Корея никогда не была морской державой, и морские порты более или менее современного типа появились здесь поздно: в Пусане — в 1876 г., Инчхоне (тогда он назывался Чемульпо) — в 1883 г., Мокпхо — в 1897 г., Кунсане — в 1899 г. В колониальный период возникли новые порты чуть в стороне от существовавших поселений. По-настоящему бурное развитие портовой деятельности началось лишь в 60-е годы. С 1960 по 1990 г. погрузочно-разгрузочные мощности южнокорейских портов выросли в 25 раз!

Внутренний водный транспорт не играет существенной роли в транспортной работе, поскольку реки и немногочисленные озера несудоходны и используются лишь для местных перевозок.

Авиационный транспорт. Хотя территория Кореи небольшая и компактная, тем не менее здесь широко пользуются авиатранспортом. Между двумя крупнейшими городами страны Сеулом и Пусаном расстояние по воздушной прямой чуть более 300 км, и весь рейс занимает минут 50, но самолеты между ними летают каждые полчаса. Правда, загрузка рейсов невелика и пользуются этим видом транспорта преимущественно люди состоятельные (это видно по дорогим деловым костюмам), не могущие тратить время «зря»: бизнесмены, менеджеры верхнего уровня, чиновники. В зале вылетов аэропортов почти не увидишь пассажиров с чемоданами, ведь деловые люди возвращаются в этот же день и поэтому ограничиваются только портфелями.

Крупнейший аэропорт страны — Кимпо на западной окраине Сеула. Он обслуживает 35 млн пассажиров в год. Завершается первый этап строительства нового огромного и сверхсовременного международного аэропорта Инчхон. Он будет обслуживать столицу, разгрузив ныне действующий аэропорт Кимпо. После завершения первого этапа строительства аэропорт будет обслуживать 27 млн пассажиров и 1,7 млн т грузов, а по завершении второго этапа в 2000 г. — 100 млн пассажиров и 7 млн т грузов. Если аэропорт Кимпо находится в пределах Сеула, на его западной окраине, то новый аэропорт удален от столицы на 52 км (также в западном направлении). Его строят на естественном острове в 15 км от Инчхона (новые аэропорты в Осаке и Гонконге созданы на искусственных островах). В 2005 г. сдадут в строй железную дорогу протяженностью 61,5 км, которая свяжет столицу с аэропортом. Водная преграда между аэропортом и городом Инчхоном будет преодолена посредством двухъярусного автомобильно-железнодорожного моста длиной 4,4 км.