Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2002

Связи

Новые порты России на Балтике: окно в Европу спустя 300 лет

М.Л. ПЕТРОВ

В свете происходящих в России преобразований «по Путину» осуществляется и реализация многих из тех проектов, которые нынешний президент, будучи высоким чиновником в мэрии Санкт-Петербурга, курировал в начале 90-х годов. К ним можно отнести и строительство новых портов на Балтике. Необходимость их появления не требует долгих разъяснений. Все и так очевидно. После того как от широкого выхода к Балтийскому морю во времена Российской империи и Советского Союза у суверенной России остались лишь две небольшие «форточки»: крайний восток Финского залива и полуанклавный Калининград, снова на повестке дня встал вопрос о «прорубании» нового окна в Европу.

Конечно же на перспективу порт Санкт-Петербурга останется главными морскими воротами России в Северо-Западном регионе. Петербургский порт занимает наиболее выгодное географическое положение относительно основных торговых партнеров России, имеет хорошие транспортные связи с промышленно развитыми районами страны, но его мощность не позволяет освоить весь экспортно-импортный грузопоток*, поэтому российские экспортеры и импортеры вынуждены использовать транспортные коридоры, проходящие через страны Балтии.

В настоящее время значительная часть российского экспорта нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений и металлов идет через порты иностранных государств. Россия планирует построить на Балтике 4 новых порта:

1) в бухте Батарейной (предполагаемая мощность 15 млн т нефтепродуктов в год: 50% мазута и 50% дизельного топлива);

2) в Усть-Луге: планируемый грузооборот 35 млн т; специализация — обработка навалочных, лесных грузов и контейнеров; к 2010 г. здесь планируется пуск первой очереди, рассчитанной на перевалку 8 млн т грузов, что позволит доставлять кузбасский уголь в Западную Европу с наименьшими транспортными издержками;

3) в районе озера Высокинское (специализация — аммиак, карбамид, сжиженный газ), планируется выйти на грузооборот в 4 млн т к 2003—2004 г.);

4) на острове Высоцкий (5—7 млн т).

Кроме того, предполагается увеличение мощности открытого в декабре 2001 г. нефтяного порта Приморска, реконструкция порта Санкт-Петербурга с увеличением его грузооборота с 20 до 27 млн т. В случае благополучной реализации этой программы до 90% российских экспортно-импортных грузов уйдет из портов балтийских стран и переориентируется на порты Ленинградской обл. и Санкт-Петербурга.

В настоящий момент в структуре перерабатываемых грузов российских портов на Балтике преобладают зерновые насыпные (63%), генеральные (24%) и навалочные (13%) грузы. При этом импортные грузы (преимущественно зерно) в структуре грузооборота составляют 80%, экспортные — только 20%.

В номенклатуре российских транзитных грузов, следующих через страны Прибалтики, особое место занимают нефть и нефтепродукты. Российский вариант прокачки нефти из Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна имеет название Балтийской трубопроводной системы (БТС). Проект БТС обсуждался с середины 90-х. Открытие первой очереди состоялось 28 декабря 2001 г. На церемонии запуска в эксплуатацию нефтяного терминала в Приморске — конечного пункта БТС — президент В. Путин заявил: «Благодаря вводу этого объекта, Россия сможет избавиться от диктата наших партнеров после того, как она потеряла портовые сооружения на Балтике. Это окно, которое позволит нам успешно маневрировать между северным и южным направлениями».

Нефтяной порт в ПриморскеНефтяной порт в Приморске

БТС состоит из системы нефтепроводов Усинск—Ухта—Харьяга—Ярославль—Кириши—Приморск, а также экспортного терминала, на строительство которого было затрачено 580 млн долл. Таким образом, российская нефть сможет поступать на рынки Западной Европы, минуя Латвию (порт Вентспилс) или Литву (Бутинга). Первая партия нефти, заполнившая БТС (ее объем 105 тыс. т), сборная. На нее «сбросились» в равных долях пять российских компаний — «Лукойл», «Юкос», «Сургутнефтегаз», ТНК и «Сибнефть». Планируется, что в первом квартале 2002 г. по БТС будет прокачано 1,8 млн т нефти, столько же, сколько через латвийский порт Вентспилс. Срок окупаемости первой очереди, по прикидкам экспертов, составит 4,5 года. Установлен тариф на прокачку нефти по БТС в размере 6,5 долл. за тонну. Это примерно на 10% ниже, чем в Вентспилсе. В будущем предполагается еще большее снижение тарифа, что позволит повысить прибыли российских нефтяных компаний. Сейчас же на оплату услуг портов Финляндии и Балтии по прокачке российской нефти затрачивается ежегодно не менее 20 млн долл. Уже ведется речь о строительстве второй очереди БТС. Для увеличения мощности системы с 12 млн т до 18 млн т необходимо проложить дополнительный 245-километровый трубопровод от Ярославля до Киришей и соорудить дополнительные резервуары в Приморске общей емкостью 400 тыс. т.

Новый трубопровод до Приморска решил проложить и еще один российский концерн — «Транснефтепродукт» (ТНП). Компания задумала стройку, аналогичную БТС: проект ТНП предполагает строительство 1200 км продуктопроводов по маршруту Кстово—Ярославль—Кириши—Приморск и нефтепродуктового терминала в Приморске мощностью 10 млн т светлых нефтепродуктов в год. Рабочее название этого проекта — «Север», а предполагаемые затраты превышают 800 млн долл. (примерно в 1,5 раза дороже, чем обошлась БТС). Источники финансирования аналогичны опробованным при создании БТС, это банковские займы и специальный тариф на прокачку нефтепродуктов.

В результате переговоров с Казахстаном выявилась заинтересованность этой страны в экспорте своей нефти на североевропейский рынок через Приморск. В ходе российско-финляндских переговоров со стороны Хельсинки поступили предложения о продлении БТС до финского города Порвоо для осуществления прокачки российской нефти.

Если с Приморском все более или менее ясно, то с усть-лужского порта вопросы окончательно не сняты. Реализация строительства крупного экспортного порта пробуксовывает, главным образом по причине недостаточного финансирования. Предполагается, что новый порт будет иметь терминалы: угольный (по экспорту кузбасского угля), минеральных удобрений (2,5 млн т в год, планируется ввести в конце 2002 г.), лесной и другие. В Усть-Луге решили отказаться от предусмотренного генпланом начала 90-х годов строительства импорториентированных терминалов — зернового, сахарного и контейнерного. Таким образом, единственным приоритетом усть-лужского предприятия становится экспорт.

Пока же в Лужской губе построена только часть причальной стенки угольного терминала, первая очередь которого будет запущена этой осенью. Новый министр МПС Г. Фадеев недавно обратил свое внимание на необходимость создания железнодорожной инфраструктуры нового порта в Усть-Луге, через который в ближайшее время пойдет большой поток экспортных грузов угля и минеральных удобрений. Широко обсуждается возможность привязки к Усть-Луге паромной переправы в изолированный со стороны суши Калиниград и германский Мукран. Немецкая сторона уже проявила интерес к этому проекту.

Объявленные Россией проекты строительства новых портов в Финском заливе повлияют на ход событий и окажут определенное политическое влияние на позиции стран Прибалтики и даже Украины в вопросе дальнейшей внешнеэкономической стратегии собственных портов. Проектная мощность новых портов такова, что в случае благополучного завершения строительства из портов балтийских стран уйдет до 90% российских импортных грузов.


* Существенно еще одно ограничение: приустьевой Петербургский порт постоянно подвержен воздействию наносов Невы. И без того мелководную гавань необходимо постоянно
углублять, чтобы компенсировать заиливание. — Прим. ред.