Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №9/2002

Зарубежная школа

Использование книги на уроках географии

А.В. ЛЕВИНА,
учитель географии сш № 152
г. Саратов

В.П. МАКСАКОВСКИЙ. Преподавание географии в зарубежной школе. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
В.П. МАКСАКОВСКИЙ. Преподавание географии в зарубежной школе. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

Увлеченному учителю недостаточно работать, ограничившись рамками общения с коллегами и методистами. А географу, в силу профессионального стремления к глубокому познанию динамично изменяющегося мира, тем более невозможно организовать работу таким образом — возникает острая необходимость изучения новых разработок в области педагогики, методики, дидактики — особенно это актуально на современном этапе реформирования нашей российской школьной системы. Повышенный интерес вызывает зарубежный опыт преподавания географии, о котором в эпоху существования «железного занавеса» практически ничего не говорилось, да и за последние десять лет российских реформ мало что изменилось. Поэтому выход в свет книги В.П. Максаковского стал неоценимым подарком, и в своем роде событием в нашем школьно-географическом мире. Доверие к книге и интерес к применению ее материала на практике вызывает личность автора: Владимир Павлович Максаковский знаком каждому учителю, написанный им учебник экономической и социальной географии мира отвечает самым высоким критериям, предъявляемым к современным школьным пособиям. Это можно в полной мере отнести и к новой книге. В ней есть теоретический материал об общих направлениях реформирования школьной системы, структуре предмета и обзор изучения состояния географического образования в зарубежных школах (глава 1), дана подробная характеристика содержания географического образования на современном этапе развития общества (глава 2), где рассматриваются аспекты гуманизации, экологизации и практичности преподавания. В 3, 4 и 5-й главах дается интересная и подробная информация о средствах, методах и формах обучения географии в зарубежной школе, а глава 6 посвящена понятию глобального географического образования. Помимо объемного иллюстративного материала, в книге содержится 29 приложений самой разной практической и теоретической направленности.

Я хотела бы рассмотреть возможность применения книги на практике. В силу нереальности рассмотрения всех курсов географии, остановлюсь лишь на использовании книги на уроках экономической и социальной географии мира (в качестве учебного пособия использую учебник В.П. Максаковского, издание 8-е. М.: Просвещение, 2000).

Каждый урок географии в 10-м классе я обычно начинаю с разминки (4—5 минут). Это либо фронтальный опрос по определениям и важнейшим изученным статистическим фактам, либо работа у карты, либо задания по восприятию учащимися других стран и народов (как данный вид деятельности осуществляется в зарубежных школах, излагается на с. 40—44 книги). Например, после изучения тем «Современная политическая карта мира» и «География мировых природных ресурсов» классу на разминке задается вопрос: «Какие мысли (ассоциации) приходят вам в голову, когда вы слышите название стран Бразилия и Китай?» (можно брать любые другие пары государств) и предлагается указать не меньше 5 ассоциаций для каждой страны. Помимо злободневной «мыльной киноиндустрии» и «тетушки Чарли из Бразилии», тропических лесов, кофе и Амазонки, десятиклассники всегда указывают на 5-е место по площади, 5-е место по численности населения и типологическое положение Бразилии среди государств мира. У Китая подчеркиваются 1-е место по численности населения и 3-е место по площади (наряду с рисом, иероглифами и Хуанхэ). На следующем уроке, суммировав ответы, мы подводим итог тому, как выглядят эти две страны в глазах класса (причем учитель всегда может внести свои коррективы в этот портрет).

На тех же страницах книги, где приводятся примеры ассоциаций зарубежных школьников (напомню, это с. 40—44), есть варианты своеобразного анкетирования, которым могут воспользоваться и учителя географии, и даже классные руководители для изучения самовосприятия школьниками своей страны, при этом достигаются достаточно актуальные воспитательные цели, направленные на усиление патриотичности, самосознания и самосовершенствования учащихся.

После изучения тем «Зарубежная Европа» и «Зарубежная Азия, Австралия» можно использовать индивидуальные задания, примеры которых взяты В.П. Максаковским (с. 118) из американского учебника «География мира сегодня» в рубрике «Объясните факты»: «Почему Западная Европа образует один культурный регион? Как это способствовало ее политическому объединению?» или «Почему большинство норвежцев живут недалеко от моря? Как зависит от моря экономика Норвегии?» и многое другое.

При обобщении тем «Африка» и «Латинская Америка» в качестве проверочной работы можно использовать материал из рубрики «Проверьте прочитанное» американского учебника «Школьная география мира», примеры из которой автор приводит на с. 122 книги. Причем обе рубрики, о которых идет речь, содержат вопросы, побуждающие детей не просто освещать голые факты; они заставляют размышлять о причинах их появления, что отмечает и сам автор (с. 123).

После изучения США (тема «Северная Америка») достаточно интересным было бы проведение сравнительного анализа характеристики страны в отечественном и немецком страноведческих учебниках (с. 88—89); одним из вариантов может быть групповая форма работы, когда группы учащихся анализируют глубину изучения территории, промышленности и сельского хозяйства США в отечественной и немецкой школах.

Уж коль речь идет о США, то не могу не упомянуть о приводимой на с. 64 информации о географических стандартах США. В какой-то мере этот материал можно использовать на заключительных уроках географии в конце учебного года; поставив вопрос: «Если бы я был жителем США, отвечали бы мои географические знания стандарту географических знаний страны?» — учитель имеет возможность протестировать учащихся и дать им возможность самим оценить свои знания глазами жителей США (опять-таки возвращаемся к воспитательным целям обучения).

Все мы хорошо знаем, насколько важно формирование навыков чтения карты и знание самой карты. В связи с этим в книге есть два интереснейших, на мой взгляд, момента.

Первый — приведенные примеры последовательности формирования картографических умений, взятых из различных зарубежных учебных пособий. Можно отредактировать собственную практику, использовать приведенные примеры вопросов для добывания новых знаний с помощью карты (с. 134—137).

Второй момент — составление ментальных (мысленных) карт. Я активно использую этот прием проверки знаний на уроках, причем мои ученики выполняют работу с достаточным энтузиазмом, соревнуясь друг с другом. Действую следующим образом: на доске вывешиваю физическую карту мира (для облегчения изображения очертаний регионов) и предлагаю учащимся по вариантам изобразить либо политическую карту Южной Америки, либо политическую карту Европы, Азии и т. д. (весь мир будем изображать во втором полугодии, по мере накопления умений). При этом подчеркиваю, что главными моментами в этой работе являются правильное взаиморасположение государств и соблюдение пропорций их территорий. Вы можете найти примеры ментальных карт, составленных зарубежными школьниками, на с. 34 (лучшая работа), 230—236, 267—271.

Конечно, выше приведен далеко не полный обзор того, как можно использовать опыт зарубежных географов на собственных уроках. Поэтому возьмите в руки книгу В.П. Максаковского «Преподавание географии в зарубежной школе», и вы обязательно найдете в ней массу полезного материала для собственной деятельности.