Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №13/2002

Мнение читателя

№ 5 и 7: «Маленькая корейская энциклопедия»

И.С. ИВАНОВА,
старший преподаватель
географического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова

Автор рецензии на фоне высочайшего небоскреба мира — спаренных башен здания малазийской нефтяной компании «Петронас» в Куала-Лумпуре.
Автор рецензии на фоне высочайшего небоскреба мира — спаренных башен здания малазийской нефтяной компании «Петронас» в Куала-Лумпуре. Об этих «Петронас-Тауэрс», еще как о строящихся, мы рассказывали в № 25/98

В материалах Г.Д. Костинского, посвященных Республике Корея, можно найти столь разнообразную информацию о стране, людях, исторических событиях и обычаях, что она претендует на звание маленькой корейской энциклопедии. Эта информация может оказаться полезной и интересной не только для учителей и школьников, но и для гораздо более широкого круга читателей. Мне хотелось бы поделиться своими соображениями по некоторым сюжетам.

Представленные обширные этнографические и культурологические материалы позволяют получить представление о своеобразии корейского общества с его традиционной устойчивостью и, одновременно, восприимчивостью. Возможно, более подробных пояснений заслуживают такие парадоксы, как широкое распространение христианства и его форм, живучесть шаманизма, возникновение многочисленных синкретических сект. А древние китайские представления о дуалистичности всего сущего едва ли корректно трактовать как «единство и борьбу противоположностей», скорее как взаимодействие и взаимопроникновение противоположных начал. Эта оппозиция была воспринята конфуцианством и даосизмом и пропитала всю идеологическую сферу восточноазиатского цивилизационного региона.

Можно приветствовать перевод и объяснение географических названий, это помогает запоминать чуждые топонимы. Однако переименование Японского моря в Восточное (на чем настаивают корейцы) не является общепризнанным, и употребление этого топонима может ввести в заблуждение.

Право выбирать сюжеты, безусловно, принадлежит автору. Но в то же время мне казалось бы полезным, рассказывая о Южной Корее, выйти на более широкую тему, акцентировать типологические черты «азиатских тигров» как стран внешнеориентированного развития. Уникальное сочетание потребностей мирового рынка, наличия внешних инвестиционных ресурсов, международного политического климата с внутренними потенциями стран (избыточная дисциплинированная рабочая сила, высокая общественная ценность образования, внутриполитическая ситуация), а также позиционно-географические факторы обусловили фантастические темпы роста и превращение их в «новые индустриальные» страны. И хотя к началу XXI века эти страны переходят на постиндустриальную стадию развития, а их ТНК сами ведут борьбу за рынки, их зависимость от внешних факторов развития не исчезает, хотя и принимает иные формы.

Не следует умалчивать о том, что решающую роль на начальной стадии индустриализации в Южной Корее сыграла ее принадлежность к военно-политической оси Вашингтон—Токио—Сеул. В годы Вьетнамской войны США предоставили безвозмездную помощь Южной Корее, куда направлялись американская техника для ремонта и американские солдаты на отдых. Япония поощряла своих частных инвесторов. Фактор соседства сыграл роль в превращении южного побережья Кореи в «задний двор» для выноса японских «грязных» производств. Именно под влиянием этих факторов родились южнокорейская черная металлургия и судостроение, началось дорожное и прочее инфраструктурное строительство.

Говоря о роли чэболей, нельзя забывать о том, что в период военных диктатур не столько они действовали в направлении выполнения планов правительства, сколько правительство действовало в их интересах в силу сращивания государственных, военных и частнопредпринимательских структур. Во всемогуществе чэболей кроются и слабости южнокорейской экономики. Высокая степень монополизации стала одной из важных причин экономических трудностей в конце 90-х годов. Меры по либерализации экономики, предпринимаемые правительством для выхода из кризиса, встречают сопротивление этих монополий.

Я могла бы посетовать на то, что живым впечатлениям автора о пространстве этой самобытной страны отведено не так много места. Но личное, пусть даже краткое знакомство со страной ощущается и в широте интересов, и в разнообразии тем, оно актуализирует даже книжные материалы и придает им живые краски.

Я думаю, что «корейские» номера «Географии», как и многие другие посвященные отдельным странам выпуски, написанные столь же профессионально, всесторонне и увлекательно, как удалось Г.Д. Костинско-му, — одно из наиболее выигрышных направлений деятельности газеты.