Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2002

Методические материалы

Из докладов, представленных на Дне учителя географии
8 апреля в Московском городском доме учителя

Дворовое ориентирование

Т.И. ИВАНОВА
учитель средней школы № 154, г. Москва

Как заинтересовать детей?

Как сделать знания, полученные на уроках географии, полезными для учащихся?

Как научить детей применять свои знания на практике? Ответы на эти вопросы позволят повысить мотивацию изучения географии в школе.

Вот что мне удалось осуществить в моей школе.

В программе 6-го класса есть практическая работа «Построение глазомерных планов небольших участков местности». Мы занялись школьным двором и получили сводный план участка школьного двора. План был вычерчен от руки и размножен на ксероксе. В дальнейшем он служил для хозяйственных нужд школы. По нему я проводила занятия в группе продленного дня. Дети с удовольствием искали во дворе маленькие красно-белые призмы — их могут с успехом заменить и молочные пакеты, развешанные на веточках кустов и деревьев. Зимой искали различные «клады» по плану школьного двора, что вызывало у детей просто восторг. Для этого и стороны горизонта знать не обязательно. Достаточно научиться сличать нарисованное на бумаге с местностью, а значит — читать план местности.

Позже появились спортивные карты, нарисованные профессионалами и напечатанные в типографии на средства, выделенные управой «Щукино».

Мы с учащимися ходили в туристические походы по Подмосковью: в Опалиху, Ромашково, Аникеевку и другие места. Там ребята пользовались настоящими спортивными картами, чтобы добраться до поляны, где намечался привал.

А для практических работ по изучению географических объектов и природных комплексов мы использовали карты лесопарков: Покровское-Стрешнево и стадиона «Октябрь» с участком берега Москвы-реки, Крылатское и Серебряный Бор.

На уроках по изучению своего микрорайона я с успехом использую карту Щукино, где изображены все улицы и каждый дом.

В результате такой работы образовалась группа школьников, заинтересовавшихся занятиями с картами, туристическими походами и ориентированием.

Так в нашей школе образовался спортивно-туристический кружок, который я веду уже 8 лет. Члены этого кружка стали моей надежной опорой в организации общешкольных мероприятий, о которых пойдет речь далее.

Многие из них стали серьезно заниматься спортивным ориентированием в спортивном клубе «Малахит». Шли годы, учащиеся нашей школы становились призерами и победителями первенств России по спортивному ориентированию в своих возрастах. Затем они вошли в состав юношеской сборной России и защищали честь нашей страны на международных соревнованиях. Об этом можно прочесть в журнале «Азимут», который выпускает Федерация спортивного ориентирования России.

С членами спортклуба «Малахит» мы путешествуем по стране и за ее пределами, ездим на спортивные сборы и соревнования. Только за последний учебный год мы были в Суздале и Плесе в осенние каникулы, в Коврове — зимой, в Анапе — весной. А летом, в июне — в Чехии на юношеском чемпионате Европы по спортивному ориентированию; в июле — в Нижнем Новгороде, в августе — в Воронеже.

Так я решаю одну из главных, на мой взгляд, задач учителя-географа — активизацию полученных на уроках знаний и повышение мотивации в изучении географии.

В поездках я имею возможность показать детям не только достопримечательности городов и особенности природных комплексов. Мы видели угольные шахты Донбасса и янтарный карьер в Калининградской области. Мы имели возможность сравнить нефтеналивные причалы Новороссийска и города Васа в Финляндии. Мы знакомились с шедеврами мировой культуры и в Эрмитаже Санкт-Петербурга, и в королевских дворцах Стокгольма, и в художественной галерее Габсбургов в Вене. В августе 1998 г. мы проезжали через польский город Вроцлав через неделю после катастрофического наводнения на реке Одер и видели последствия этого стихийного бедствия.

После каждой поездки стараемся создать отчетный альбом, либо коллаж по стране, или просто фотостенд, сделать доклад о памятниках зодчества городов.

Ребята ощущают себя уже не просто школьниками, москвичами, а гражданами России, они стараются достойно вести себя за границей. Ведь на них смотрят все: и представители бывших республик СССР, и жители других стран.

Поэтому я считаю, что моя задача как учителя и педагога в основном решена. Об этом, наверное, мечтает каждый учитель, изучающий с детьми географию России и других стран.

В нашей школе уделяют немало внимания развитию массовых занятий учащихся спортом. Клуб «Малахит» и актив кружка школы проводят:

— легкоатлетические кроссы в Щукино;

— первенства школ по спортивному ориентированию;

— матчевые встречи между школами;

— соревнования на приз главы управы, которые стали уже традиционными;

— старты в День города в сентябре. О них писали в муниципальных газетах, их показывали по кабельному ТВ.

Движение «Дворовое ориентирование» призвано познакомить широкие слои населения с этим удивительным видом спорта, привлечь как можно больше подростков к занятию спортом, к здоровому образу жизни. Огромную поддержку и финансовую помощь нам оказывает управа района Щукино: Николай Валентинович Уваров, ее глава, и Владимир Иванович Карангин, ведущий специалист по вопросам работы с образовательными учреждениями района и по спортивной работе.

Силами клуба «Малахит» и управы района Щукино были выпущены карты окрестностей четырех школ района,
а также карты стадиона «Октябрь» и лесопарков Щукино. К всероссийской выставке «Мир детства — 2000» мы представили программу «Дворовое ориентирование».

 

Методика подготовки и проведения общешкольного тура «Дворовое ориентирование»

I. 1. Выбирается район проведения соревнований. Могут быть использованы школьный участок и прилегающие дворы соседних домов.

2. Карта составляется путем глазомерной съемки. Возможно использовать геодезическую основу микрорайона, которая есть в каждом ЖЭКе.

3. Карты рисуются в условных знаках спортивного ориентирования; используемые знаки поясняются словами на полях карты.

4. На карту обязательно наносятся линии магнитных меридианов.

5. На карту сразу наносятся 10—11 контрольных пунктов (КП) и место старта.

Тиражировать карту можно типографским способом или на ксероксе.

 

II. 1. После того как отрисована и напечатана спортивная карта школьного двора и ближайшего его окружения, можно приступать к подготовке общешкольного старта.

2. Рекомендовано для участия в подобном мероприятии среднее звено школы (5—9-й классы).

3. Директор и администрация должны дать согласие на проведение этого старта и выпустить приказ, а затем уточнить сроки проведения (лучше это делать в конце учебного дня, на 5-м или 6-м уроке).

4. Основным координатором действий со стороны школы может стать зам. директора по воспитательной части или любой другой учитель школы, знакомый со спортивным ориентированием или заранее хорошо ознакомленный с деталями проведения этого мероприятия.

 

III. 1. На доске объявлений надо вывесить плакат о предстоящем первенстве школы по спортивному ориентированию. Плакат должен содержать условия проведения соревнований.

2. На планерке учителя — классные руководители получают лист «Технической информации», образец карты школьного двора и образец карточки для отметки. Все это должно быть помещено в кабинетах в доступном для изучения месте.

3. Организатор подробно инструктирует классных руководителей о порядке их действий по организации явки учащихся на старт. Карточки для отметки раздаются учащимся в день соревнований. Лучше их изготовить для каждой параллели разного цвета.

4. Учителя на классном часе знакомят учащихся с «Технической информацией», объясняя условия соревнований, правила отметки на контрольном пункте.

5. Рекомендуется делать дистанцию по выбору, то есть ребенок должен найти какое-то определенное количество КП из 10 нарисованных на карте. Лучше выбрать число КП, равное цифре класса: для 5-го класса — 5 КП, для 6-го класса — 6 КП и т. д.

6. Для 5-го и 6-го классов пункты рекомендуется ставить в пределах только школьного двора и на старте объявить, что необходимое им количество пунктов находится в школьном дворе.

7. Для более старших классов добавляются КП, стоящие в соседних со школой дворах.

8. Для избежания несчастных случаев въезд автомашин в эти дворы должен контролироваться старшеклассниками (по 2 человека на въезд).

9. Также старшеклассники контролируют сохранность призм и компостеров на каждом КП (по 1—2 человека на каждом КП).

10. В день соревнований классные руководители получают карточки для отметки и заполняют их.

 

IV. 1. Старт — финиш проще устроить на школьной спортивной площадке.

2. В назначенное время учащиеся приходят на старт в сопровождении классных руководителей (вещи лучше оставить в кабинетах).

3. Старт осуществляется общий по параллелям с интервалом 5 минут.

4. На старте помощники организатора раздают школьникам карты с обозначенными КП. Детям лучше напомнить количество КП, которое они должны найти, и то, что последним они отмечают пункт, стоящий в финишном створе.

5. Дается старт 5-х классов, на их место выстраиваются учащиеся 6-х классов и т. д. Старт параллелей рекомендуется давать не менее чем через 5 минут. За это время организатор напоминает школьникам условия соревнований, условные знаки и дает объявления.

 

V. 1. На финише, после полотнища «Финиш», лучше построить узкий коридор из ленты или веревки с флажками, чтобы дети не обгоняли друг друга после финиша.

2. Карточки для отметки дети сдают судье, а карты остаются им на память.

3. Судья, работающий на финише, складывает карточки строго по порядку финиша независимо от цвета (можно нанизать их все на одну спицу или леску).

4. Если вы сделали карточки разного цвета по параллелям, то легко, не нарушая порядка карточек в стопке, можете найти первую тройку в каждой параллели.

5. На них сразу заполняются грамоты, награждение можно провести через 15—20 минут после финиша победителей.

6. Общий протокол результатов можно составить отдельно по параллелям по стопкам карточек, если их порядок не нарушен, даже если вы не засекали на финише время.