Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2002

Репетитор

Властелин колец

Задачи на пересечение множеств

С.В. РОГАЧЕВ

Предыдущие подборки см. в № 14, 16, 17, 18/2002


25

Ответ:

Страна —

 

Дополнительные задания:

1. Заполните исчерпывающим образом поле 1/2.
2. Приведите примеры стран для поля 2 (вне всех пересечений).
3. Приведите примеры для пересечения 1/3.

 

10_2.jpg (15817 bytes)


26

Ответ:

Страна А —
Страна Б —
Страна В —
Страна Г —

 

Дополнительные задания:

1. Заполните оставшиеся пока незанятыми два поля множества 1 (1 и 1/3).
2. Впишите названия нескольких стран — крупных мировых виноградарей в качестве примера в поле 3 (вне всех пересечений).

 

10_3.jpg (14611 bytes)


27

Ответ:

Страна А —
Страна Б —
Страна В —
Страна Г —
Страна Д —

 

Дополнительное задание:

Приведите примеры стран для всех остальных полей.

 

10_4.jpg (16922 bytes)


28

Ответ:

Страна А —
Страна Б —
Страна В —
Страна Г —
Страна Д —
Страна Е —

 

Дополнительные задания и вопросы:

1. Приведите как можно больше примеров для всех оставшихся незаполненными полей.
2. Для каких полей примеры не могут быть найдены? Интерпретируйте это наблюдение.
3. Какие страны Средиземноморья «не нашли себе места» в этой конфигурации колец?

 

10_5.jpg (15819 bytes)


29

Ответ:

Страна А —
Страна Б —
Страна В —

 

Дополнительные задания и вопросы:

1. Заполните исчерпывающим образом поле 1 (вне всех пересечений).
2. Заполните исчерпывающим образом поле 2/3.
3. Приведите примеры стран для всех остальных полей.
4. Для какого поля невозможно найти примеры?

 

10_6.jpg (15813 bytes)


30

Ответ:

Субъекты федерации А и Б —

Субъекты федерации В и Г —

Субъекты федерации Д и Е —

 

Дополнительное задание:

Заполните исчерпывающим образом
все оставшиеся незаполненными поля, кроме поля 2 (вне всех пересечений).

 

Ответы и комментарии

25

Ответ:

Страна — Ангола.

 

Дополнительные задания:

1. В поле 1/2 попадают в Европе — сама Португалия, в Америке —Бразилия, в Африке — Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи.

2. Португалоязычные страны вне атлантического бассейна — Мозамбик и новорожденное государство Тимор Лоросае (Восточный Тимор), официальным языком которого решено сделать португальский*. Обе страны — бывшие португальские колонии.

3. Хотя нефтеэкспортный приоритет принадлежит странам Индийского океана, в атлантическом бассейне немало нефтеэкспортеров. К Атлантическому океану и его морям имеют выход несколько членов ОПЕК: Ливия, Алжир, Нигерия и Венесуэла. На атлантическом фасаде Африки бо’льший или меньший экспорт нефти осуществляют также Габон, оба Конго, Камерун, Тунис, Египет. На атлантической стороне Америки, помимо уже упомянутой Венесуэлы, экспорт осуществляют Мексика и Канада, а также Тринидад и Тобаго и сами США (в небольших количествах). Из европейских стран в поле 1/3 могут быть вписаны североморские шельфовые нефтедобытчики, прежде всего Великобритания и Норвегия. Не следует также забывать, что к атлантическим морям имеет выход и Россия, а также экспортирующая немного нефти Румыния.


* См.: Д.В. Заяц. Тимор Лоросае//География, № 37/2001, с. 14.

 

26

Ответ:

Страна А — Россия.
Таежные карелы, мари, удмурты, мордва, коми, ханты, манси и другие финны (языки большинства этих народов имеют статус официального в соответствующих национально-территориальных образованиях) соединены в одном государственном пространстве с южнорусскими и северокавказскими благодатными землями, отмеченными «отблеском» античного Средиземноморья — виноградной лозой.
Страна Б — Эстония.
Страна В — Финляндия.
Страна Г — Венгрия.
Венгры — самый южный из финно-угорских народов, некогда бесцеремонно забравшийся в совсем не финскую экологическую нишу.

Дополнительные задания:

1. Поле 1/3 — республики СССР без значительного количества финно-угров, но с виноградниками: Украина*, Молдавия, Казахстан, все республики Закавказья и Средней Азии. Поле 1 — без вина и без финна: Белоруссия, Латвия, Литва.

2. Сан-Марино и многие другие**.


* Стоит отметить, что на Украине (в Закарпатье) много венгров. Однако язык их не имеет статуса официального в какой-либо из областей.
** См., в частности: Десять первых стран мира по производству винограда//География, № 1/2002, с. 3.

 

27

Ответ:

Страны А и Б —Франция и Италия.
Страны В и Г — Испания и Португалия.
Страна Д — Швейцария.

Дополнительное задание:

Поле 1: Румыния, Молдавия (включая Приднестровье), Люксембург, Бельгия, Андорра, Сан-Марино, Монако, а также многочисленные франко-, испано- и португалоговорящие страны Нового Света и Африки.
Поле 2: Греция, Сирия, Ливан, Турция, Марокко, Алжир, Тунис, Иран, Азербайджан, Афганистан и др.*
Поле 2/3: Словения.
Поле 3: Австрия, Лихтенштейн, Германия.


*См.: Л.А. Аксенова. Маслина//География, № 37/2000, с. 1.

 

28

Ответ:

Страна А — Босния и Герцеговина.
Страна Б —Сербия и Черногория (или, если угодно, Черногория).
Страны В и Г — Словения, Хорватия.
Страны Д и Е — Турция и Албания.

Дополнительные задания и вопросы:

1. Поле 1: Саудовская Аравия, Таджикистан, Индонезия, Мали и многие другие.

Поле 1/2: Россия, Болгария и — теперь, после регенерации купированного некогда крымско-татарского хвоста — Украина. Принципиальная разница между этими странами и помещенной в поле 1/2/3/4 Боснией и Герцеговиной (и на это нужно обратить внимание учащихся) — в том, что в России и на Украине славяне — не мусульмане*, они просто соседствуют в одной стране со значительным мусульманским меньшинством, а в Боснии ислам под турецким игом приняла часть самих славян — боснийцы, или босняки (у них славянская речь, но мусульманская вера). Сложнее обстоит дело с мусульманами в Болгарии. В НРБ принято было считать, что болгарские мусульмане — тоже болгары. В последнее десятилетие они чаще всего называют себя турками.

Поле 1/4: Индонезия, Малайзия, Азербайджан и др.

Поле 2: Белоруссия, Македония.

Поле 3: Греция. Возможные ответы «Кипр» и «Израиль» не следует рассматривать как ошибочные, но и не следует их безоговорочно принимать. Действительно, это средиземноморские страны, где используются в основном не латинские алфавиты (на Кипре преобладает греческий алфавит, в Израиле — еврейское письмо) и большинство жителей исповедуют не ислам (на Кипре греки-киприоты — православное христианство, в Израиле евреи — иудаизм). Но и в той, и в другой стране (даже если рассматривать Израиль в границах 1948/49 г.) есть значительные мусульманские меньшинства (на Кипре — турки /пользующиеся, кстати, латиницей/, в Израиле — арабы-палестинцы)**.

Поле 3/4: Испания, Франция, Монако, Италия, Мальта.

Поле 4: Гондурас и многие другие.

2. Пустуют поля 1/2/4 и 1/2/3. Никто из славянских народов, кроме босняков, не перешел в ислам. Лишь в России и на Украине наблюдается симбиоз славянской доминанты и неславян-мусульман.

3. В заданную конфигурацию колец «не помещаются» все арабские страны Средиземного моря, а также — строго говоря — упомянутые уже выше Израиль и Кипр.


* В последние годы в России, по-видимому, растет число славян-мусульман. В основном это славянки, которые, выходя замуж за мусульманина, принимают ислам. Есть и мужчины, в силу авантюрности характера или в силу искренней заинтересованности восточной религией, становящиеся мусульманами. В районах межнациональных конфликтов появились случаи перехода славян в ислам по принуждению. Однако это явление не может [пока?] рассматриваться как географически значимое.

** Дополнительные сведения см.: Д.В. Заяц. Турецкая Республика Северного Кипра//География, № 25/2000, с. 4—5; Его же. Из истории арабо-израильского конфликта//География, № 30/2000, с. 7—10.

 

29

Ответы:

Страны А и Б — Кения и Кирибати.
Страна В — Уганда.

Дополнительные задания и вопросы:

1. Стран, где английский язык официальный, очень много. Но среди них лишь немногие не имеют выхода к морю. Кроме упомянутой уже в основных ответах Уганды, к таковым относятся Лесото, Свазиленд, Ботсвана, Зимбабве, Замбия и Малави. На большинстве этих территорий англичане были не первыми европейскими освоителями: путь туда с юга Африки им проложили буры в ходе продолжения своего Великого трека — ухода из Капской колонии от английского вторжения на северо-восток.

2. Эквадор, Колумбия, Бразилия, Сан-Томе и Принсипи, Габон, Конго (Браззавиль), Конго (Киншаса), Сомали, Индонезия.

Не следует рассматривать как недочет невключение (или включение) в этот список Папуа-Новой-Гвинеи и Науру, северные границы морских (но только морских) владений которых проходят по экватору.

3. Поле 1/2: Великобритания, Гайана, США, Австралия, Гамбия, ЮАР и др.

4. Кроме Уганды на экваторе, как ни странно, нет стран, не имеющих выхода к морю, значит, поле 3 (вне всех пересечений) пустует. А «как ни странно» — потому, что на экватор приходятся достаточно широкие части двух южных материков — Африки и Южной Америки, в толщах которых, казалось бы, могли гнездиться многие «анклавированные», запертые от общения с морем, государства.

 

30

Ответ:

Субъекты федерации А и Б — Карелия и Ненецкий а. о.* (Архангельской обл.).
Субъекты федерации В и Г — Республика Коми и Коми-Пермяцкий а. о.** (Пермской обл.)
Субъекты федерации Д и Е — Мурманская и Архангельская обл.

Дополнительное задание:

Поле 1: Кировская, Вологодская, Костромская, Пермская** обл.
Поле 2/3: Якутия, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Чукотский и Корякский а. о.
Поле 3: Петербург, Ленинградская, Калининградская обл., Краснодарский край, Ростовская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская обл., Хабаровский и Приморский края.


* Обратите внимание учеников, что Белое не ограничивается его внутренней частью и горлом: его акватория распространяется до линии, соединяющей мысы Канин Нос и Святой Нос на Кольском полуострове. См.: К.С. Лазаревич. Белое море. Картографический эскиз//География, № 7/2000, с. 16.

** С помощью стандартного школьного атласа определить принадлежность небольших участочков территории на крайнем севере Пермской обл., и в частности Коми-Пермяцко-го а. о., к бассейну Белого моря не представляется возможным. Поэтому не следует рассматривать отсутствие этих решений как недочет. Но при разборе задания есть смысл обратиться к более пристойным картам, например к картам Атласа для учителя средней школы, Атласа России или хорошим настенным картам, и предложить школьникам потренировать географическую наблюдательность.