Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «География»Содержание №23/2002

Корреспонденция

Настенные контурные карты

Г.Р. КАМАЛЕТДИНОВА,
учитель СШ № 2
дер. Улукулево
Башкирия

Хочу предложить свою методику работы с настенной контурной картой. Дело в том, что в литературе я не встретила похожей методики, хотя знаю, что раньше «немые» карты широко использовались. Недавно я проводила открытый урок для учителей географии района и убедилась, что для моих коллег это тоже стало новинкой.

Настенные контурные карты вычерчены на больших листах ватмана с помощью эпидиаскопа. Нанесены береговая линия материков, крупные реки, крупные острова, главные линии градусной сетки. Но основная особенность в том, что они покрыты плотным полиэтиленом, на них можно писать и рисовать, причем неоднократно.

При изучении географического положения материков я работаю на настенной контурной карте, а ребята наносят нужные объекты на своих контурных картах. Сразу отрабатываем методику, так как учитель сам показывает, как нужно заполнять карту, какие не следует допускать ошибки. Я работаю маркером, затем все ненужные надписи легко стираются тряпочкой, смоченной в спиртосодержащем растворе.

Опрашиваю учащихся с помощью физической карты материка и контурных карт. По каждому материку провожу географические диктанты: заранее обозначаю цифрами разные географические объекты, чаще всего в двух вариантах (маркеры разного цвета). Вывешиваю карту, а ребята за 5—7 минут записывают ответы в таком виде: 1 — Красное море, 2 — Суэцкий перешеек и т. д. Затем с помощью ключа проверяю ответы. Для удобства ответы разных вариантов пишу теми же цветами, какими они обозначены на контурной карте.

При изучении рельефа материков на контурной карте черными линиями показываю направления горных хребтов, зеленым заштриховываю равнины, красным отмечаю вулканы, области землетрясений. Все это делается по ходу объяснения новой темы, что способствует лучшему усвоению материала.

В результате такой работы у ребят исчезает страх перед картой, они хорошо знают номенклатуру, требуемую программой.

А главное — при работе с другими картами, при их сопоставлении им не нужно каждый раз сверяться с физической картой, так как они уже запомнили взаимное расположение объектов и легко ориентируются на карте.

В качестве дополнительного задания иногда рисую на контурной карте маршрут какого-нибудь путешествия с обозначением начальной и конечной точек. Ребята записывают, через какие объекты пролегает путь. Это задание для них более интересно, чем просто цифровой диктант.

Работа с настенной контурной картой позволила мне добиться большей заинтересованности учащихся, лучшего усвоения знаний. До сих пор я работала только с картами материков, сейчас почти закончили рисовать контурную карту России (на двух листах ватмана) и карту Башкирии. В этом мне помогают десятиклассники из географического кружка, у которых тоже возрос интерес к географии в целом и картам в частности.