Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №24/2002

Предмет

Мы в школе не готовим географов,
а учим людей, способных влиться
в современную жизнь

Всероссийская научно-практическая конференция
«Содержание и методика преподавания курса
“География России”»

М.Ю. Евдокимов,
канд. геогр. наук, доцент, зав. кафедрой
экономической и социальной географии
Смоленского гуманитарного университета

Л.Ю. Мажар,
канд. геогр. наук, доцент, декан факультета
региональной политики
и международного туризма Смоленского
гуманитарного университета

Смоленск. Успенский собор. XVII—XVIII вв.
Смоленск. Успенский собор. XVII—XVIII вв.
На заднем плане — Днепр (путь из варяг в греки)
и прижимающаяся к долине железная дорога (главная сухопутная магистраль из зарубежной Европы в Россию). Все дороги ведут в Смоленск...

 

Герб Смоленска
Герб Смоленска

 

Эмблема Смоленского гуманитарного университета

Эмблема Смоленского гуманитарного университета

 

Смоленский гуманитарный университет. Учебный корпус
Смоленский гуманитарный университет. Учебный корпус

С ключевыми докладами на пленарном заседании выступили: В.И. Сиротин, главный специалист Министерства образования РФ (Место курса «География России» в базисном учебном плане и его значение в школьном географическом образовании); В.Е. Шувалов, кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической и социальной географии России МГУ имени М.В. Ломоносова (О содержании и университетских программах подготовки специалистов по курсу «Экономическая и социальная география России»); Г.П. Аксакалова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической географии МГОПУ имени М.А. Шолохова, председатель секции географии Федерального экспертного совета (О работе секции географии Федерального экспертного совета по экспертизе учебников «География России» для общеобразовательных школ). Авторские коллективы альтернативных учебников по курсу «География России» представляли: Э.Л. Файбусович, доктор географических наук, профессор (кафедра региональной экономики и природопользования Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов); А.И. Алексеев, доктор географических наук, профессор (кафедра экономической и социальной географии МГУ имени М.В. Ломоносова); А.А. Лобжанидзе, кандидат географических наук, доцент (кафедра экономической и социальной географии Московского педагогического государственного университета).

На конференции была возможность обменяться мнениями по вопросам, имеющим огромное значение для школьной географии в целом. Так, например, В.И. Сиротин расставил акценты школьного географического образования, подчеркнув возросшее значение социальных аспектов в преподавании географии. Именно поэтому в базисном учебном плане география «перекочевала» в блок гуманитарных дисциплин. «Мы в школе не готовим географов, а учим людей, способных влиться в современную жизнь», — подчеркнул В.И. Сиротин. С этих позиций школьник предстает как саморазвивающийся субъект, способный анализировать информацию о современной действительности. Особое значение в связи с этим необходимо уделять практической направленности обучения, вопросам воспитания и создания условий для саморазвития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Одной из проблем является совершенствование методики преподавания географии в средней школе. Особое внимание необходимо уделять активным методам обучения. Оставляет желать лучшего картографическое обеспечение учебного процесса. В последние годы изменилась ситуация со школьными атласами. Подготовлены комплекты настенных карт по экономическим районам России, но существуют определенные проблемы с их изданием. И, наконец, огромное значение приобретают в последнее время вопросы, связанные с мониторингом качества обучения в средней общеобразовательной школе.

Преподавание географии в средней школе тесно связано с подготовкой профессиональных кадров в высших учебных заведениях. Некоторые проблемы подготовки кадров на географическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова осветил В.Е. Шувалов. В частности, он подчеркнул, что, судя по знаниям абитуриентов, в стране резко снизился уровень географической подготовки в средней школе. Постепенно из нашей жизни исчезает сам термин «география»; зачастую его подменяют «регионология», «регионоведение» и др. при использовании классического географического подхода. Одной из проблем географии является то, что ветви географической науки (физическая и социально-экономическая) развиваются достаточно самостоятельно. Отрадно, что современная школа пытается реализовать комплексный подход к изучению географии. В вузе эту проблему не удается решить до сих пор.

По мнению В.Е. Шувалова, изучение экономической составляющей географии России сопряжено с объективными трудностями. В связи с тем, что в настоящее время страна переживает переходный этап развития, изменились экономические реалии: старые экономические отношения уже разрушены, а новые еще не сформировались. Именно поэтому традиционные подходы к изучению экономической и социальной географии нуждаются в модернизации, особенно понятийный аппарат. Однако большинство ныне действующих учебников используют старые понятия и концепции. Учителя зачастую стоят перед выбором: чему и как в настоящее время учить? Одна из самых актуальных проблем — изучение территориальной организации хозяйства страны. Существующая сетка экономических районов уже устарела, а новая отсутствует. Изучение экономики страны по федеральным округам не обосновано научно, так как их создание преследовало сугубо административные цели. Также нельзя переходить на изучение регионов вместо экономических районов, так как это приведет к превращению экономической географии в региональный раздел экономической науки. «Важно сохранить в школе не только само слово “география”, но и сохранить дух географии, формировать географическое мышление», — отметил в заключение В.Е. Шувалов.

Многие проблемы содержания и методики преподавания курса «География России» были освещены в докладах В.В. Абатуровой (Москва, Департамент экспертизы учебных изданий) «Реализация комплексного подхода при изучении курса “География России”»; И.Б. Даниловой (Нижний Новгород, государственный педагогический университет) «Опыт разработки и использования рабочих тетрадей при изучении географии России»; Т.Д. Стрельниковой (Липецк, Институт усовершенствования учителей) «Необходимость введения в школьную географию современных научных достижений»; С.И. Яковлевой (Тверь, государственный университет) «Изучение инфраструктуры с учетом ее ролевых функций в территориальном развитии России»; Н.Б. Грибовой (Калининград, государственный университет) «Некоторые особенности географического образования в Калининградской области».

Школьные учебники проходят сложную процедуру экспертизы на уровне Федерального экспертного совета, о чем поведала участникам конференции Г.П. Аксакалова. Она пояснила суть грифа «Допущено Министерством образования РФ» (до апробации учебника) и «Рекомендовано Министерством образования РФ» (после апробации учебника).

Как отмечалось в докладе В.В. Абатуровой, практически во всех новых программах по географии, на основе которых создаются новые учебники и методические пособия, отражен новый комплексно-страноведческий подход к изучению курса «География России». Как известно, первый учебник «География России» (8—9-й кл.) был издан авторами из Санкт-Петербурга (А.В. Даринский, Э.Л. Файбусович и др.). Он вышел в свет еще в годы существования СССР и служил в качестве дополнительного пособия по курсу «Экономическая география СССР». После распада СССР он стал действовать автономно, а позже был переиздан с дополнениями. Как подчеркнул в своем докладе Э.Л. Файбусович, несомненным достоинством учебника является его издание одной книгой, что облегчает возможности реализации комплексного подхода. Этот учебник оправдал себя в период отсутствия других учебников и сейчас готовится к переизданию.

По мнению В.В. Абатуровой, оригинальным является рассмотренный в 2001 г. Федеральным экспертным советом и получивший гриф «Допущено Министерством образования РФ» комплект новых учебников «География России. Природа, население, хозяйство» (В.П. Дронов, А.А. Лобжанидзе и др.). Рецензенты и эксперты единодушно отметили, что это учебник нового типа, написанный в соответствии с новой концепцией географического образования. Учебник является победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров. По мнению А.А. Лобжанидзе, единый курс «География России» нацелен на предотвращение центробежных тенденций в изучении географии.

В марте 2002 г. в Федеральном экспертном совете Министерства образования РФ получил подтверждение грифа параллельный комплексный учебник «География России» (8—9-й кл.; авторы — А.И. Алексеев и др.; в двух частях). Об особенностях учебника рассказал участникам конференции один из авторов, А.И. Алексеев. Он напомнил, что в дореволюционной России и в первые годы после революции был единый курс географии Отечества. Лишь с 1934 г. его разделили на учебные курсы физической и экономической географии. Так что нынешний переход к комплексному преподаванию географии России — это возвращение к добрым традициям.

В Москве, Смоленске и Смоленской области проводилась экспериментальная проверка данного учебника, итоги которой были подведены на конференции. По результатам эксперимента выступили Э.В. Ким, зав. учебно-методической лабораторией географии Московского института открытого образования; С.С. Людвиченко, зав. кабинетом географии Института повышения квалификации работников образования Псковской области; В.Г. Терещенкова, заслуженный учитель РФ, учитель географии средней школы № 2 г. Починка Смоленской области; М.Ю. Евдокимов, к.г.н., доцент, зав. кафедрой экономической и социальной географии Смоленского гуманитарного университета. Все выступившие подтвердили высокий методический уровень издания, позволяющий осуществлять развивающее, дифференцированное обучение, подвигая учащихся на оценочную, аналитическую деятельность. Была отмечена высокая степень адаптированности научных знаний для старшеклассников. Учебник, по мнению учителей, явился новым шагом в изучении родной страны, позволяет отойти от бездушных природной и экономической составляющих и приблизиться к общемировому антропосоциальному, гуманитарному взгляду на развитие регионов и государства в целом.

Новое поколение учебников, несомненно, усиливает познавательный интерес школьников к отечественной географии, углубляет и конкретизирует полученные знания. Предложенные задания для самостоятельного обучения усиливают творческий потенциал учащихся. Авторским коллективом (В.Г. Терещенкова, М.Ю. Евдокимов, В.И. Сиротин) были разработаны и изданы методические рекомендации для учителей географии по проведению практических работ в курсе «География России».

Доклады и выступления были актуальны и содержательны, было принято решение издать сборник материалов научно-практической конференции. На конференции была создана атмосфера заинтересованности и новаторства. Обсуждение представленных учебников носило конструктивный характер. Учителями были высказаны серьезные замечания по поводу издания так называемых «кратких курсов географии» в рамках школьной программы, выпускаемых с целью подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам. Именно поэтому переход на новый комплексный учебник по предмету — веление времени и даже необходимость. Участники конференции высказали пожелание о преемственности учебных курсов, которые должны формировать так называемые «линии» с единым подходом и методическим аппаратом. Дискуссии в рамках круглого стола, обмен мнениями по всем актуальным вопросам, общение учителей с учеными и авторами учебников на заседаниях и в кулуарах лишний раз убедили организаторов конференции в необходимости подобных мероприятий.

 

Участники конференции пришли к следующим выводам:

  • Считать обязательным изучение в школах всех регионов России единого курса «География России» в 8—9-м классах, в объеме не менее 2 часов в неделю в рамках федерального компонента.

  • Считать возможным вариативность преподавания курса «География России» как в традиционной форме по курсам «Физической географии России» в 8-м классе и «Экономической географии России» в 9-м классе, так и в предлагаемой форме по комплексным учебникам «География России» для 8—9-го классов. Однако в рамках программы модернизации структуры и содержания образования рекомендуется постепенный переход к комплексному изучению курса «География России».

  • Считать необходимым ускорить работу по принятию государственного стандарта по географии при участии представителей авторских коллективов, опытных учителей, методистов и ученых-географов.

  • Обратить внимание авторских коллективов на необходимость соответствия содержания учебников федеральному компоненту государственного стандарта и минимуму содержания образования по предмету «География».

  • Рекомендовать Министерству образования повысить требования к издательствам по качеству издаваемых учебников, их иллюстративному оформлению и методическому аппарату.

  • Обратить внимание Федерального экспертного совета при Министерстве образования РФ на совершенствование системы апробации экспериментальных учебников.

  • Рекомендовать Федеральному экспертному совету организовать региональную экспертную группу по географии на базе Смоленского гуманитарного университета и Смоленского областного института усовершенствования учителей.

  • Обеспечить соответствие требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускников общеобразовательных школ, стандарту образования, содержанию учебников и единому государственному экзамену.

  • Рекомендовать Смоленскому гуманитарному университету периодически выпускать сборники по актуальным проблемам географии.

  • Рекомендовать Министерству образования РФ систематически проводить конференции по проблемам содержания и методики преподавания географии.

 

Актуальность обсуждения проблем преподавания географии России очевидна. Изменились геополитическое положение России и социально-экономическая ситуация в стране. Сформировалась новая концепция географического образования в средней общеобразовательной школе, иным стало место географии в базисном учебном плане. В настоящее время осуществляется переход на комплексное преподавание курса без традиционного разделения на физическую и экономическую географию.

Надеемся, что переход на единый школьный курс «География России» будет способствовать повышению качества географического образования, развитию познавательного интереса школьников и их патриотическому воспитанию.