Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2002

Капитал

Немецкие фирмы

С.Н. Раковский

Испытательный стенд на машиностроитель-ном заводе

Испытательный стенд на машиностроительном заводе

 

Проверка качества выпущенной продукции

Проверка качества выпущенной продукции

ФРГ, стремившаяся к объединению страны, столкнулась с многими трудностями. Они оказались гораздо большими, чем ожидалось, в том числе материальные расходы и потери. В результате произошло определенное понижение доходов населения, особенно в восточных землях, на территории бывшей ГДР*.

Однако в целом это не поколебало очень высокого места Германии в мировой экономике. В 1999 г., например, доля ее ВВП составляла 4,6% от валового мирового продукта, превышая в 3,5 раза долю страны в мировом населении. Германия все более укрепляет свои позиции в Европейском Союзе, давно уже самые сильные. Она производит 26% ВВП этого Союза, в то время как Франция — 17, Великобритания — 16, Италия — 14%. В бюджет ЕС Германия вносит 30%, ровно столько, сколько Франция и Великобритания вместе взятые, и почти втрое больше, чем Италия. В развитии Европейского Союза, его интеграционных процессах, растущей экономической активности как в Европе в целом, так и за ее пределами, все более заметную роль играет именно Германия. Между тем по стоимости ВВП Европейский Союз в 2000 г. сравнялся с США и имеет тенденции обойти их.

Международные экономические и финансовые эксперты (особенно ревниво — специалисты из США), оценивая на 2000 г. показатели деятельности известнейших мировых фирм, прежде всего состояние их дел и качество их работы, выделяют в числе лучших в мире ряд немецких. Так, по данным журнала «Форчун» (США), в их числе: «Даймлер-Бенц»** (автомобилестроение, электротехника, авиастроение, Штутгарт) — 2-е место, «Дойче банк» и «Байер» (химическая и фармацевтическая промышленность, Леверкузен) — 3-е место, «Хенкель» (авиационная промышленность, Шпейер) — 4-е место, «Маннесман» (машиностроение, оборудование, Дюссельдорф) и «Дойче пост» (немецкая почта) — 5-е место, «Люфтганза» (крупнейший аэропорт — Франкфурт-на-Майне и др.) — 6-е место, «Сименс» (электротехника, электроника, Мюнхен), «Тиссен» (черная металлургия, машиностроение, Дуйсбург) и «Дойче телеком» — 8-е место. Заметим, во-первых, что это предприятия и целые отрасли деятельности — ключевые в любой стране, во-вторых, мало у кого в мире столь высокие показатели. Так, например, «Немецкая (или Германская) почта», отметившая в 1990 г. свое 500-летие, объединилась в холдинг с двумя другими акционерными фирмами — телевидением и почтовым банком. Телефонная служба холдинга, полностью автоматизированная внутри страны, может осуществлять связь с абонентами в 215 странах мира также в автоматическом режиме, не прибегая к помощи междугородних коммутаторов. Более 90% писем, отправленных из любого пункта страны, доставляются адресату на следующий день. Подобные примеры качества работы характерны и для других сфер экономики ФРГ.

В экономике Германии господствуют крупнейшие фирмы, особенно международные. Очередной тур объединения ряда крупнейших фирм-монополий ФРГ с фирмами США, Франции и других ведущих рыночных держав прошел в конце ХХ в. Объединенные фирмы (отчасти поменявшие и свои названия) стали еще более мощными и многоотраслевыми. Так, крупнейшая из них — «Даймлер-Бенц» (Штутгарт), ставшая в Германии «Даймлер-Крайслер», увеличила свой оборот с 97,7 млрд нем. марок в 1993 г. до 257,7 млрд марок в 1999 г., а число занятых — с 366,7 тыс. до 441,5 тыс. чел. Тон задают, прежде всего, автомобилестроительные фирмы: вслед за «Даймлер-Крайслер» — «Фольксвагенверке» (Вольфсбург), «БМВ» (Мюнхен). Стремительно идет вперед фирма «Ауди» (из баварского Ингольштадта), выпускающая своих красавцев на продажу «для президентских гаражей». Все более наращивают производство ее заводы в Венгрии, Китае, Бразилии, Италии, Великобритании, Малайзии. За автомобильными гигантами тянутся химические, электротехнические, электронные, энергетические.

В результате жесткой и жестокой конкуренции изменяются позиции, места «в шеренге». Вносит свои коррективы и научно-техническая революция. Так, отодвинуты, выбыли из «первой десятки» (на 12—13-е места) «стальные бароны» (сталь, станки, оборудование) — «Тиссен» (Дуйсбург) и «Маннесман» (Дюссельдорф). Лучше других справляются с переменами в экономической конъюнктуре, политике, научных достижениях машиностроительные фирмы, большей частью не слишком крупные. Они быстрее, оперативнее реагируют на запросы рынка и достижения науки и техники и, как правило, несут меньшие потери от «резких поворотов» в технологии. Промышленность ФРГ состоит в основном из малых и средних предприятий. Примерно 2—2,5% предприятий — крупные фирмы, имеющие свыше 1000 работников, а три четверти предприятий — по 100 работающих и менее того. Однако в целом в индустрии почти 40% занятых работают именно на крупных фирмах, где более чем 1000 человек персонала. Эти фирмы выпускают половину промышленной продукции страны.

Состав экономики ФРГ по секторам, 1999 г., %

Сфера

 

Экономические показатели

Промышленность и строительство Сельское, лесное и рыбное хозяйство Сфера услуг

По стоимости ВВП

30,4

1,2

68,4

По занятости населения

33,7

2,7

63,6

Германские экономисты считают положительным явлением для своей страны то, что ее экономика ныне состоит из малых и средних предприятий, способных действовать с наибольшим эффектом. Такие предприятия (менее 500 работников с годовым оборотом менее 50 млн евро) производят (на 2002 г.) 57% ВВП Германии, имеют 46% валовых капиталовложений страны. Свыше 70% этих предприятий управляются лицами старше 40 лет (половина их окончили гимназию или вуз; это — зрелые люди, как правило, владельцы тех же фирм). Малые и средние предприятия обучают 350-ти различным профессиям, предоставляя 80% всех ученических мест. На этих предприятиях работают 70% всего занятого населения Германии: 6 млн — в сфере ремесел, 2,6 млн — в промышленности, 2,5 млн — в торговле, 12,1 млн чел. — в сфере услуг или лица свободных профессий, то есть всего 23,2 млн жителей ФРГ***.

Структура современной экономики Германии выглядит теперь примерно так же, как и других наиболее развитых государств мира.

На развитии главных отраслей экономики ФРГ, в первую очередь ее любимого детища — индустрии, очень заметно сказалось влияние научно-технической революции и участие в ЕС, затем многие другие, особые обстоятельства: объединение страны, определенные послевоенные ограничения и т. д. В результате произошли радикальные изменения в производственной структуре многих отраслей промышленности ФРГ, их специализации. Серьезно изменилась география промышленности Германии, да и всех других сфер хозяйственной деятельности. В ряде районов стал иным хозяйственно-культурный ландшафт и социально-культурный облик.

Промышленность ФРГ, как и все другие отрасли хозяйства, культура и быт населения отличаются очень высокой степенью электрификации. Германия занимает 6-е место в мире по производству электроэнергии: в 2000 г. — 552 млрд кВт•ч. Естественно, далеко впереди нее энергетические гиганты — США и Китай, затем — Япония, все еще — Россия (больше на 300 млрд кВт•ч), ненамного — Канада, располагающая гораздо большими энергоресурсами. Среди европейских государств ФРГ — первая, хотя ее энергетические ресурсы отнюдь не самые большие и не лучшие. Так, если считать по принятым ныне в экономике и технике энергетическим расчетам (сумме производства в стране за год первичных энергоносителей в пересчете на метрические тонны нефтяного эквивалента), то Великобритания производит из собственных энергоресурсов (добыча каменного угля, теперь в крупных масштабах — нефти и газа на шельфе Северного моря, производство на АЭС и др.) энергии вдвое больше ФРГ (однако электроэнергии — на 200 млрд кВт•ч с лишним меньше; 9-е место в мире). Норвегия, уступая Германии немного по территории и почти в 20 раз — по численности населения, превосходит ее по ресурсам энергии из собственных источников (многочисленные ГЭС, крупная добыча газа и нефти на шельфе Северного моря) в 1,5 раза. Да и Франция, главный конкурент ФРГ в ЕС, немного отстает от нее как по общему производству энергии из первичных энергоносителей, так и по выработке электроэнергии (7-е место в мире).


* См. подробнее: С.Н. Раковский. Объединенная Германия: политико-, экономико- и социально-географические аспекты//География в школе, № 2/95; О.В. Витковский. Едина ли объединенная Германия//География, № 44/99.

** После слияния в 1999 г. с автомобилестроительной фирмой «Крайслер» (США) — «Даймлер-Крайслер» увеличил за короткий срок оборот в 2,5 раза, число занятых — в 1,2 раза.

*** Журнал «Deutschland», № 1/2002, с. 24—25.