Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №28/2002

Пути сообщения

Центр транспортных потоков

С.Н. Раковский

Высокоскоростной поезд на вокзале в Касселе (Гессен)
Высокоскоростной поезд на вокзале в Касселе (Гессен)

 

Автомобиль и в будущем останется основным видом транспорта
Автомобиль и в будущем останется основным видом транспорта

 

Аэропорт

Аэропорт во Франкфурте-на-Майне — крупнейший по числу пассажиров в Европе

Особенности политико- и экономико-географического положения Германии в Европе, да и в мире, высокая территориальная подвижность населения страны, большая транзитность европейского и иного населения через государственную территорию, мощная многоотраслевая экономика с интенсивными внутригосударственными и многосторонними внешними связями — все это заставляет Германию иметь высокоразвитый современный транспорт всех видов.

Прежде всего, бесспорно: Германия — страна автомобилей и автомобилистов. В ФРГ насчитывается свыше 50 млн автомобилей, из них легковых (большей частью личных) — 42 млн (в Германии шутят: все население страны можно сразу увезти в легковых автомобилях!). Автомобилями перевозят («от двери к двери») 64% всех грузов в стране, а пассажиров — 82% на личных автомобилях, 9% — на автобусах, метро и трамваях*. Большинство работающих граждан ФРГ ездят на работу, как и на отдых, в собственных aвтoмoбиляx. Они особенно ценят и превозносят автомобиль как одну из важных «ценностей свободы», но в то же время отдают уходу за ним в среднем... половину своего досуга. В Германии фактически все автодороги с твердым покрытием, их общая протяженность 656 тыс. км, то есть длина вдвое больше, чем таких дорог, например, в России. На 1000 км2 территории в среднем приходится 1837,5 км дорог. Германские скоростные автострады — автобаны (разрешенная скорость — до 100 км/ч) высокого класса, без пересечений на одном уровне, имеют общую длину — 11,4 тыс. км (только в США длина таких автострад больше). Их начали строить еще накануне Второй мировой войны, особенно из-за опасения фашистского режима воевать одновременно на двух фронтах — на востоке и на западе. На значительном протяжении эти автострады проложены вне больших городов: меньше помех для движения, меньше загрязнения воздуха в населенных пунктах выхлопными газами автомобилей. Сеть автодорог очень тесно и рационально увязана с железными дорогами, каналами и размещением аэропортов.

Огромную роль в развитии Германии сыграли железные дороги; они существуют уже более полутора столетий и очень важны по сей день. Их общая длина — почти 41 тыс. км, а средняя плотность превышает 114 км на 1000 км2; в Европе несколько более высокая плотность только в Чехии. На долю железных дорог приходится почти 20% грузовых перевозок и лишь 6,5% пассажирских. Железные дороги построены давно. Они соединяют и пересекают фактически все города Германии и этим особенно привлекательны для туристов и бизнесменов, в значительной мере — для пенсионеров и учащихся — из-за относительной дешевизны проезда. Чтобы еще более привлечь бизнесменов комфортом и быстротой поездки (на расстоянии до 500 км, немалом в масштабах ФРГ — альтернатива автомобилю и самолету) с 1991 г. введены международные экспрессы со скоростью до 250 км/ч (Ганновер—Вюрцбург, Ганновер—Мангейм—Штутгарт), а в октябре 2000 г. был пущен поезд «Трансрапид» (до 320 км/ч), связавший Баварию и Северный Рейн-Вестфалию. Менее скоростные поезда «Интерсити» (160—170 км/ч), действующие с 1971 г., курсируют между 320 вокзалами — около 1500 поездов ежедневно. На 2004 г. запланирован пуск магистрали Берлин—Гамбург (с остановкой лишь в Шверине), на которой поезд «Трансрапид» будет развивать скорость до 500 км/ч. Заметим, что при этом отнюдь не ухудшается экологическая ситуация на трассах и железнодорожный транспорт остается наиболее чистым экологически.

Нигде в зарубежной Европе внутренний водный транспорт не играет такой важной роли, как в ФРГ. Длина внутренних водных путей, включая каналы, в том числе Кильский и Рейн—Майн—Дунай, составляет 7500 км. По ним фактически круглогодично курсирует около 3500 германских и сотни иностранных судов, перевозящих примерно 16% всех грузов в стране, то есть чуть меньше, чем железные дороги (пассажиров так мало, что они в расчет не принимаются). Главное же состоит в том, что эти водные дороги берут на себя столь большую нагрузку, освобождая другие виды транспорта от неспешных, тяжелых, громоздких и неудобных грузов. К тому же они «скрепляют» сеть автомобильных и железных дорог и естественно соединяют экономические районы страны. Главный «работник» — Рейн, берущий на себя 2/3 всех грузов. Особенность ФРГ (судя по всему, не встречающаяся больше нигде в мире): по рекам перевозят до 260—270 млн т грузов за год, то есть почти в 1,5 раза больше, чем проходит их через морские порты страны. При этом до 60—65% перевозок грузов по рекам (по весу) приходится на межгосударственные. Суда типа «река—море» выходят по Рейну и Эльбе далеко за пределы морских границ Германии, а порты на Рейне стали «погранично»-таможенными. Первый среди них — Дуйсбург, с грузооборотом 55 млн т в год, самый большой речной порт в мире, затем Карлсруэ (12 млн т), Кёльн (10 млн т), Людвигсхафен, Мангейм. Значение Эльбы не возросло, как предполагалось после объединения Германии, из-за упадка экономики на востоке страны. То же самое относится и к участку третьей международной реки — Одера, пограничного с Польшей.

Германия, потерявшая практически весь морской флот в годы Второй мировой войны и после нее (в уплату репараций), имеет теперь не слишком большой флот — по тоннажу и числу судов в третьем десятке стран. Однако это молодой современный флот: 2/3 судов плавают не более 10 лет. У ФРГ 475 судов водоизмещением 1 тыс. т и более, общим тоннажем 6,4 млн брутто-регистровых тонн и еще 350 малотоннажных (на начало 2000 г.) Половина всех судов — контейнеровозы (своего рода специализация Германии), затем грузовые суда общего назначения, но только 8 нефтяных танкеров и 2 — для перевозки сжиженного газа. До половины внешнеторговых операций Германия осуществляет флотами других стран. Часть прежних дальних морских перевозок Германии в последние десятилетия сместилась на сушу, на Европейский материк вследствие расширения связей со странами Европейского Союза. В малой степени флот обслуживает прибрежные перевозки, в том числе между портами Северного и Балтийского морей. Однако ФРГ активно участвует в паромных связях на этих морях, и в составе ее флота — 13 паромов, 2 судна для перевозки железнодорожных вагонов, 7 каботажных пассажирских судов.

Германия имеет мало портов по сравнению, например, с Великобританией, Францией, Италией и особенно Испанией. Они к тому же не самые удобные по природным условиям. Наиболее крупный универсальный порт ФРГ — Гамбург, имеющий грузооборот 65—75 млн т в год. Уже упоминался Вильгельмсхафен — главный нефтяной порт, крупный порт Бремен с аванпортом Бремерхафеном, на Балтике — главный военный порт Киль и бывшая гордость ГДР — новый современный порт в Ростоке.

Авиационный транспорт важен в Германии, как и в большинстве стран мира, прежде всего для международных связей. «Люфтганза», приватизированная в 1994 г., — одна из ведущих и крупнейших авиакомпаний мира (у нее — до 250 современных авиалайнеров). Она имеет рейсы более чем в 100 государств и ежегодно перевозит до 110—115 млн пассажиров и более 2 млн т грузов. Крупнейший аэропорт Германии — Франкфурт-на-Майне — занимает по перевозке пассажиров 3-е место в Европе после аэропортов в Лондоне и Париже (пропускает свыше 30 млн пассажиров в год) и 1-е — по грузоперевозкам. Быстро растет значение Берлина с его тремя международными аэропортами. После объединения Германии было объявлено, что в Берлине будут построены самые большие в мире центральный германский железнодорожный вокзал и аэропорт. До объединения правительственным аэропортом ФРГ считался Кёльн—Бонн. Международные аэропорты также Мюнхен, Гамбург, Ганновер, Лейпциг, Штутгарт, Дюссельдорф, Нюрнберг, Бремен, Дрезден, Эрфурт и Саарбрюкен, имеющие в числе прочего по международным стандартам прежде всего взлетно-посадочные полосы свыше 10 000 футов (3047 м). Кроме того в Германии насчитывают еще 182 внутренних аэропорта (с полосами от 3 до 10 тыс. футов), то есть от 900 до 3000 м.


* Для всех видов транспорта показана работа: в тонно-километрах и пассажиро-километрах; данные — в среднем на конец 90-х годов.