Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №31/2002

Я иду на урок

Демографическая ситуация в районе-новостройке Москвы

Школьный исследовательский проект

Л.П. ОРЛОВА
учитель географии и экономики гимназии № 1562
г. Москва

В Юго-Восточном административном округе уже не первый год ученики старших классов проводят исследовательскую работу по изучению демографической ситуации в районе-новостройке Москвы.

В 2001/02 учебном году эту работу выполняли ученики 8—10-х классов гимназии № 1562.

 

Главная задача проекта состоит в том, чтобы школьники научились самостоятельно собирать и обрабатывать данные, приводить их в определенную систему, анализировать и делать выводы.

В основу первой части исследовательского проекта легли материалы семейных родословных, изученных учащимися старших классов школы. Ребятам было предложено составить генеалогическое древо своей семьи за XX век. При составлении учитываются следующие данные:

— количество детей в семьях по поколениям;

— продолжительность жизни (среди уже умерших); влияние на продолжительность жизни исторических событий, например войн; продолжительность жизни среди мужчин и женщин, среди детей;

— уровень образования, как он изменяется за XX столетие;

— национальный состав семьи;

— миграционная подвижность.

Но это только первая часть проекта, которая пробуждает интерес и любовь к собственной семье, ее истории.

Преследуется цель пробудить у учащихся творческое начало в познании окружающей жизни, помочь адекватно воспринимать все происходящее рядом с нами.

Анализ всех работ позволил сделать обобщения и некоторые открытия.

1. Практически 100% семей имеют четко выраженное сокращение численности детей за 3—4 поколения в 2—5 раз. Примерно в 90% случаев в современных семьях 1—2 ребенка.

2. Продолжительность жизни сокращается, особенно заметно среди мужчин. Выявляются главные причины: войны — афганская, чеченская; последствия Чернобыля; заболевания.

3. Совершенно четко прослеживается повышение уровня образования с преобладанием — среди родителей наших учеников — высшего.

4. Однонациональные семьи в 75% случаев нерусские (татары, армяне, грузины); многонациональные — семьи, в основе которых русская нация.

5. Среди детей, обучающихся в нашей гимназии, коренных москвичей (3 поколения родившихся в Москве) менее 5%.

 

Вторая часть проекта подразумевает углубленное получение знаний.

Устанавливается вид демографической ситуации — демографический спад. Рассматривается демографическая политика, проводимая правительствами города и государства.

Ребятам удивительно было узнать о проводимой стимулирующей демографической политике: выяснили, что на детей выдают небольшие суммы, производят разовые выплаты на новорожденных, осуществляется бесплатное питание на детских кухнях, в школах и т. д.

Выясняем, что повышение уровня образования связано с научно-технической революцией.

Теперь можно выяснить проблемы будущих профессий, проблемы трудовых ресурсов.

В практической части второго этапа мы проводим изучение понятия «структурная безработица». Для этого ребята анкетируют старшеклассников с целью выяснить их профессиональную направленность.

На бирже труда получаем данные о профессиональных запросах предприятий Москвы.

И тут ребят ждет потрясение: хозяйство Москвы не нуждается в представителях тех профессий, которые они для себя избрали.

Среди выбранных профессий преобладают юристы, экономисты,
а среди требуемых — рабочие специальности.

Кроме того, полное несоответствие в размерах заработной платы: ребятам хочется получать в 30—100 раз больше, чем предлагают работодатели.

Эти данные заставляют многих задуматься о своем будущем более серьезно.

 

Третий этап проекта дает возможность познакомиться с экономическими основами демографии.

При изучении экономики и географии ребята анализируют бюджет своей семьи, но цели изучения ставятся разные.

Один вариант позволяет сопоставить распределение расходов семьи по основным статьям при изменении доходов. Берутся только основные статьи расходов: питание, коммунальные услуги, одежда, развлечения, товары длительного пользования.

В результате анализа полученных данных ученики приходят к определенным выводам:

— при повышении уровня доходов доля затрат на питание сокращается при одновременном изменении структуры питания;

— затраты на товары длительного пользования увеличиваются;

— очень значительно увеличиваются затраты на развлечения, отдых, образование.

Второй вариант позволяет проследить рост цен по разным группам товаров: продукты, товары широкого потребления, товары длительного пользования.

Самый значительный рост цен приходится на продукты; здесь мы также сталкиваемся с понятием сезонные цены, цены на скоропортящиеся товары.

Самый малый рост цен — на товары длительного пользования.

 

В результате подобных исследовательских проектов у учащихся активизируется познавательная деятельность, их самостоятельность, повышается интерес к обучению, осознается интеграция между школьными предметами, прежде всего между географией, экономикой, биологией.

Активность учащихся возрастает по мере постоянного узнавания нового, увеличивается стремление к творчеству.

Успешность работы по проектам была обусловлена конкретностью и практической значимостью проблем:

— моя будущая профессия;

— мое место в хозяйстве города;

— мой бюджет;

— влияние изменения цен на мой бюджет.

Все это оказалось очень привлекательным для учащихся, так как приобщает к методам научной исследовательской деятельности.

Работу над школьными проектами мы считаем весьма полезной для приобретения навыков исследовательской, творческой деятельности, расширения кругозора, формирования экономической и географической культуры учащихся. Школьная проектная деятельность позволяет очень результативно углублять изучение школьных предметов, улучшает взаимопонимание между учениками и учителем.