Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №32/2002

Связи

Что такоемеждународная торговля услугами*

К таблицам приведенным ниже

В международной статистике наряду с внешней торговлей товарами (товарный экспорт и импорт) давно уже выделяется внешняя торговля коммерческими услугами**. Речь идет о выполнении одной страной для другой оплачиваемых работ, непосредственно не связанных с созданием вещественных изделий. Эти работы и относятся статистикой к категории «коммерческие услуги».

Что же входит в эту категорию?

Прежде всего — транспортные услуги. Это перевозки, осуществляемые всеми видами транспорта резидентами одной страны для резидентов другой. Сюда входят грузоперевозки, пассажироперевозки, наем транспортных средств (чартер), а также всякого рода вспомогательные услуги, связанные с движением транспортных средств одной страны по территории или акватории другой (например, предоставление железнодорожных путей и тяги для иностранных поездов, лоцманские и портовые услуги, услуги авиадиспетчеров и аэропортов для иностранных самолетов и т. п.).

Туристические услуги — в большинстве стран вторая по значению категория «экспортируемых» коммерческих услуг. Туристические услуги не являются услугами преимущественно одной отрасли (как транспортные), а представляют собой комплекс разнородных услуг, потребляемых путешественником: в эту группу услуг включается все, что связано с размещением, питанием, другими элементами обеспечения жизни, перемещениями внутри страны, куда турист прибыл. Сюда, как правило, включается и стоимость подарков и сувениров. Следует напомнить, что под туристом (путешественником) в международной внешнеторговой статистике понимается любое лицо, совершающее поездку, связанную с пересечением границы. Не имеет значения, является ли он «туристом» в нашем привычном понимании, или едет к родственникам, на лечение, на научный семинар, для переговоров или челноком на базар.

Другие позиции внешнеэкономической деятельности, включаемые в категорию коммерческих услуг:

почтовые, фельдъегерские и телекоммуникационные услуги;
строительные услуги;
страховые услуги;
финансовые услуги;
компьютерные и информационные услуги (включая продажу сообщений информационных агентств);
платы и отчисления в виде ройялти или процентов за пользование лицензиями, патентами, авторскими правами, торговыми марками, промышленными технологиями (сюда же включается и франчайзинг);
другие деловые услуги, включающие в себя обслуживание торговых операций, лизинг, юридические, счетоводческие услуги, консалтинг, услуги по связи с общественностью («пиар»), маркетинговые исследования, опросы общественного мнения, научно-исследовательские разработки, архитектурное проектирование, инжиниринг;
личные услуги, связанные с удовлетворением культурных и рекреационных потребностей резидента другой страны, включая аудиовизуальные услуги.

Почти пятую часть всех коммерческих услуг, предоставляемых в мире на экспорт, обеспечивают США. Далее (по 5—7%) следуют крупнейшие страны ЕС и Япония. США, Великобритания и Франция экспортируют услуг существенно больше, чем импортируют; у Германии и Японии, наоборот, пассивный баланс по внешней торговле услугами. Россия в списке торговцев международными услугами занимает лишь 32-е место (таблица на с. 27—28).

Отдельный интерес представляет таблица, помещенная внизу с. 28. Услуги составляют около 1/5 всей мировой торговли, и в большинстве стран соотношение между товарным экспортом и «нематериальным» экспортом услуг выдерживается на уровне 75—80 : 25—20. Аномально высокая доля коммерческих услуг в экспортных поступлениях отмечается, как правило, в странах, где мощное развитие получил иностранный туризм, а производственный сектор экономики относительно невелик: в средиземноморских Греции, Испании, Турции, Тунисе, Египте коммерческие услуги дают более 30% экспортных поступлений. Напротив, аномально низкая доля услуг в экспорте отмечается в странах — крупных экспортерах углеводородного сырья: в Мексике, Венесуэле, Нигерии, Индонезии доля услуг в экспорте — меньше 10% (ставка в зарабатывании валюты сделана на нефть). На удивление мала доля услуг в общей стоимости экспорта Германии (лишь 13%; в США — 27, во Франции — 22%), что еще раз подчеркивает особенность этой страны, которая на фоне общих расслабляющих (разоружающих) разговоров о «постиндустриализме» идет путем усиления индустриальной (производственной) мощи и очевидно готовится к изменению своего положения в мире***.

Публикация статьи произведена при поддержке Гуманитарно-Экономического и Информационно-Технологического Института (ГЭИТИ). ГЭИТИ предлагает получить первое и второе высшее образование в Москве заочно. Использование самых современных и эффективных образовательных программ, большой опыт преподавания и высокая квалификация педагогов ГЭИТИ обеспечивают подготовку блестящих специалистов, обладающих богатым практическим опытом и глубокими теоретическими знаниями изучаемой дисциплины. Подробнее ознакомиться с предложением Гуманитарно-Экономического и Информационно-Технологического Института (ГЭИТИ) и подать заявку на поступление онлайн можно на сайте http://www.geiti.ru/


* О классификации услуг см. также: В.В. Вольский. Сервисная революция//География, № 44/99, с. 1—4.

** Помимо коммерческих, в каждой стране выделяются и некоммерческие услуги. В стоимость некоммерческих услуг входят в основном так называемые услуги государственные: бесплатная часть образования, здравоохранения, охраны правопорядка; сюда же входят и работы по государственному и местному
управлению. Некоммерческие услуги предоставляются в основном внутри стран и во внешнюю торговлю не входят.

*** См. С.Н. Раковский. Германию не устраивает ее положение в мире; Его же. Индустриальная и финансовая мощь//География, № 27—28/2002 (спецвыпуск: Федеративная Республика Германия. Экономическая география), с. 4—6, 7—8.

 

Крупнейшие экспортеры и импортеры коммерческих услуг, 1999 г.

Место в мире

Экспортеры

Объем экспорта, млрд долл.

Доля в мировом экспорте, %

 

Место в мире

Импортеры

Объем импорта, млрд долл.

Доля в мировом импорте, %

1

США

253,4

18,8

1

США

180,4

13,4

2

Великобритания

101,5

7,5

2

Германия

132,8

9,9

3

Франция

82,6

6,1

3

Япония

114,2

8,5

4

Германия

79,3

5,9

4

Великобритания

81,4

6,0

5

Италия

61,2

4,5

5

Франция

63,1

4,7

6

Япония

60,3

4,5

6

Италия

58,4

4,3

7

Нидерланды

54,2

4,0

7

Нидерланды

47,5

3,5

8

Испания

53,0

3,9

8

Канада

38,5

2,9

9

Бельгия и Люксембург

39,0

2,9

9

Бельгия и Люксембург

36,6

2,7

10

Сянган, особый район Китая

34,9

2,6

10

Китай

30,7

2,3

11

Канада

34,2

2,5

11

Испания

30,0

2,2

12

Австрия

30,5

2,3

12

Австрия

28,3

2,1

13

Швейцария

26,3

1,9

13

Южная Корея

26,1

1,9

14

Южная Корея

24,8

1,8

14

Ирландия

26,1

1,9

15

Китай

23,7

1,8

15

Сянган, особый район Китая

24,5

1,8

16

Сингапур

23,6

1,7

16

о. Тайвань

23,5

1,7

17

Швеция

18,4

1,4

17

Швеция

23,0

1,7

18

Австралия

17,2

1,3

18

Сингапур

18,8

1,4

19

Турция*

16,0

1,2

19

Австралия

17,9

1,3

20

Дания

15,8

1,2

20

Норвегия

17,7

1,3

21

Норвегия

15,4

1,1

21

Индия

17,2

1,3

22

о. Тайвань

14,5

1,1

22

Швейцария

16,1

1,2

23

Таиланд

14,1

1,0

23

Дания

15,2

1,1

24

Ирландия

14,0

1,0

24

Малайзия*

14,3

1,1

25

Индия

13,9

1,0

25

Таиланд

14,0

1,0

26

Малайзия*

12,0

0,9

26

Мексика

13,8

1,0

27

Мексика

11,8

0,9

27

Россия

12,4

0,9

28

Израиль

10,3

0,8

28

Бразилия

11,9

0,9

29

Греция*

10,1

0,7

29

Индонезия

11,3

0,8

30

Польша

10,0

0,7

30

Израиль

10,8

0,8

31

Египет

9,3

0,7

31

Саудовская Аравия

9,5

0,7

32

Россия

9,1

0,7

32

Турция*

8,4

0,6

33

Португалия

8,3

0,6

33

Аргентина

8,2

0,6

34

Чехия

6,8

0,5

34

Польша

7,6

0,6

35

Бразилия

6,8

0,5

35

Финляндия

7,6

0,6

36

Финляндия

6,6

0,5

36

Филиппины

7,5

0,6

37

Венгрия

5,6

0,4

37

Португалия

6,5

0,5

38

Саудовская Аравия

5,2

0,4

38

Египет

6,0

0,4

39

ЮАР

4,8

0,4

39

Чехия

5,6

0,4

40

Филиппины

4,8

0,4

40

ЮАР

5,2

0,4

 

Итого по 40 крупнейшим экспортерам коммерческих услуг

 

 

 

Итого по 40 крупнейшим импортерам коммерческих услуг

 

 

 

 

 

 

1240

91,7

1225

90,9

Всего по миру

1350

100,0

Всего по миру

1345

100,0

* Оценка.

 

Соотношение товарного экспорта и экспорта коммерческих услуг в общем экспорте некоторых стран и регионов, 1999 г.

 

Регион, страна

Общий объем экспорта, млрд долл.

Доля товарного экспорта

Доля экспорта коммерческих услуг

Мир в целом

6890

80,4

19,6

Северная Америка

1216

76,3

23,7

Канада

277

87,7

12,3

США

939

73,0

27,0

Латинская Америка

358

85,1

14,9

Аргентина

28

84,5

15,5

Бразилия

55

87,7

12,3

Чили

19

80,8

19,2

Колумбия

14

86,7

13,3

Мексика

149

92,0

8,0

Венесуэла

20

93,4

6,6

Западная Европа

2934

78,2

21,8

Европейский Союз-15

2680

78,6

21,4

Австрия

94

67,6

32,4

Бельгия и Люксембург

192

79,6

20,4

Дания

65

75,8

24,2

Финлядия

48

86,4

13,6

Франция

381

78,3

21,7

Германия

619

87,2

12,8

Греция

15

34,5

65,5

Ирландия

81

82,7

17,3

Италия

292

79,0

21,0

Нидерланды

222

75,6

24,4

Норвегия

61

74,8

25,2

Польша

34

75,6

24,4

Испания

164

67,7

32,3

Швеция

104

82,2

17,8

Швейцария

122

78,4

21,6

Турция

45

64,7

35,3

Великобритания

369

72,5

27,5

Африка

147

80,1

19,9

Египет

15

36,1

63,9

Марокко

10

72,4

27,6

Нигерия

14

92,9

7,1

ЮАР

33

85,6

14,4

Тунис

9

68,0

32,0

Азия, Австралия и Океания

1788

85,3

14,7

Австралия

73

76,5

23,5

Китай

218

89,2

10,8

Сянган, особый район Китая

210

83,4

16,6

Индия

51

72,9

27,1

Индонезия

53

91,3

8,7

Япония

464

87,0

13,0

Южная Корея

170

85,4

14,6

Малайзия

96

87,5

12,5

Новая Зеландия

17

74,8

25,2

Филиппины

39

87,7

12,3

Сингапур*

139

83,0

17,0

о. Тайвань

136

89,3

10,7

Таиланд

71

80,0

20,0

* Включая большой реэкспорт.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО).