Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №36/2002

Город

Лондон: мировой город со стажем

И.О. Джеймс (Лондон, Великобритания), Н.А. Слука

Продолжение. См. № 34/2002

Нулевой меридиан не просто проходит через Лондон. Он проложен, буквально прочерчен на местности в лондонском районе Гринвич, близ старого здания знаменитой обсерватории. Вмонтированная в мостовую медная лента в безоблачную погоду с помощью хорошей оптики видна из космоса. Сделать бы эту линию тысяч на двадцать километров подлинне’е да много раз повторить по другим долготам — и Земля наша будет похожа на глобус

 

Лондон-бридж — один из центральных мостов через Темзу
Фото начала ХХ в.

 

Королевская карета

 

Вид на Темзу с телебашни

 

Набережная Темзы. Слева — гостиница «Савой»
Фото начала ХХ в.

 

Королевская биржа как организация ведет свою историю с XVI в. Первоначально биржевые переговоры осуществлялись в кафе, но в XVIII в. группа брокеров купила специальное здание. Это здание действует как биржа с 1802 г.

 

Лондонский двухэтажный автобус

 

Крыльцо Палаты лордов

 

Знак, показывающий место входа в Лондонское метро (подземку). Немудрящий аналог наших светящихся «М»

 

Лондонская подземка

 

Национальная галерея — одно из крупнейших в мире собраний западноевропейской, особенно английской, живописи

 

4-13.jpg (17842 bytes)
Театр Шафтсбери
«Это настоящая Африка!» — утверждает огромная афиша негритянского театрального коллектива

 

Концертный зал Альберт-холл

 

4-15.jpg (13465 bytes)
У входа в гостиницу «Риц» — одну из самых дорогих гостиниц Лондона
Одним из лучших в Лондоне считается отель Ritz, построенный на месте одного из самых знаменитых постоялых дворов Англии — The Old White Horse Cellar — в 1906 г. при участии известных архитекторов того времени Мэвиса и Дэвиса. Отель с момента своего открытия тут же стал легендой. Сюда стекались все сливки общества, и Ritz практически сразу окрестили «отелем великих и богатых». В 20—30-е годы здесь часто останавливались различные знаменитости, в том числе Ноэль Ковард, Дуглас Фэрбанкс, Чарли Чаплин, Ага Хан, царь Болгарии Борис, король Албании Зогу. В 1995 г. его приобрели Фредерик и Дэвид Барклай, которые вложили 40 млн фунтов стерлингов в реставрационные работы. Были восстановлены все оригинальные детали интерьера в стиле Людовика XVI. Каждый номер обрел свой неповторимый облик. Прославленный отель вернул присущий ему лоск и стал центром светской жизни. За последнее время здесь проводились такие мероприятия, как прием по случаю 70-летия принцессы Маргариты и вечеринка модного журнала Vogue. На первой среди гостей присутствовали королева-мать и весь цвет английского общества, а вторую посетили Наоми Кэмпбэлл, Джоан Коллинс, Стелла МакКартни и другие звезды.

 

Королевский трон в здании Палаты лордов

В экономике Лондона, как и многих других крупных городов мира, неуклонно сокращается доля отраслей материального производства. Это, однако, не означает, что материальное производство свертывается. Его абсолютные объемы относительно стабильны: просто непроизводственная сфера раздувается гораздо быстрее.

В непроизводственной сфере сконцентрировано 80% всех работающих в Большом Лондоне.

В сфере финансовых и деловых услуг в Большом Лондоне трудится около 1,2 млн человек. Это главная сфера занятости лондонцев.

Лондон — признанный мировой лидер в торговле золотом.

Более 30 крупнейших транснациональных корпораций имеют в Лондоне свои штаб-квартиры.

Площадь офисных помещений в Большом Лондоне составляет 21 млн м2. Нетрудно подсчитать, что, если все лондонские офисы расставить бок о бок в одном уровне, они займут территорию почти 5х5 км — кишащую клерками, наполненную телефонными звонками, шелестом факсов и потрескиванием принтеров. На такой территории мог бы разместиться средней руки город.

Именно в Лондоне была открыта первая в мире туристическая фирма — Wagon-Lits Cook (та самая «контора Кука», о которой мы с детства знаем по «Мистеру Твистеру»).

Обслуживание туристов дает средства к существованию почти 1/4 миллиона лондонцев.

Лондон — первый город мира, где в 1863 г. была построена подземная железная дорога. Вначале она работала на паровой тяге, а в 1906 г. была переведена на электрическую.

Через главный лондонский международный аэропорт Хитроу ежегодно проходят почти 60 млн авиапассажиров.

Грузооборот Лондонского морского порта составляет около 60 млн т в год.

Морской порт Лондона нацелен на дальние связи: бо’льшая часть грузов идет в неевропейские порты.

В Лондоне — 14 тысяч ресторанов и кафе.

Увеличение доли трудоспособных дает большие возможности для хозяйственного развития Лондона. На долю столицы приходится 16% всего ВВП Великобритании. В 1999 г. общее число занятых в экономике города составило 3,7 млн человек. Правда, несмотря на многочисленность и разнообразие мест приложения труда, уровень безработицы в столице был несколько выше, чем в среднем по стране — 7,1 против 5,6%. Это отчасти вызвано динамичным процессом структурной перестройки экономики города, что характерно для многих передовых городов мира. Большинство из них уже достаточно давно освободились от производства массовой промышленной продукции и выступают застрельщиками и носителями главных черт постиндустриального этапа общественного развития. Процесс перепрофилирования крупнейших городов идет по пути, с одной стороны, передачи очень существенной части экономической деятельности (материальное производство, торговля товарами, простые виды услуг и т. д.) другим городам, странам и регионам, а с другой — углубления специализации на отдельных отраслях непроизводственной сферы5.

Как свидетельствуют данные таблицы 4, на протяжении последних 20 лет в структуре занятого населения Большого Лондона неуклонно сокращается удельный вес всех отраслей материального производства. Более чем вдвое уменьшилась доля обрабатывающей промышленности и строительства, в 1,2 раза — транспорта и связи. В результате ныне в непроизводственной сфере столицы сконцентрировано 80% всех занятых (в Париже — 80%, в Токио — 74%). Важно отметить, что, несмотря на сокращение удельного веса промышленности в структуре экономики Лондона, как по занятости, так и по стоимости выпускаемой продукции (11% в 1998 г.) его доля в ВВП индустрии страны на протяжении 90-х годов остается стабильной — на уровне 8—9%. Это объясняется сложившейся специализацией столичного производственного комплекса, где преобладают отрасли с высокой и растущей производительностью живого труда. Наибольшее значение здесь сохраняют четыре блока отраслей:

— «инновационный» — машиностроение, особенно авиа-, автомобилестроение, электроника, электротехника, и химия, включая тонкую химию и нефтепереработку;

— «военный» — производство разнообразных видов вооружения;

— «культурный» — полиграфия и издательское дело, кинематография, производство сувениров и пр.;

— «обслуживающий» — пищевая, швейная, обувная, мебельная и некоторые другие.

Стремительный рост третичного и четвертичного секторов хозяйства сделал Лондон постиндустриальным городом, одним из главных узлов, управляющих международными сделками. Особенно быстро наращивается деятельность в секторах, большинство из которых имеет международную природу:

— финансовая сфера (банковское дело, страхование, бухгалтерия) и бизнес-услуги, инжиниринг, консалтинг, дизайн, архитектурное проектирование, индустрия моды;

— управление хозяйством и контроль над ним (в Лондоне сконцентрированы штаб-квартиры крупнейших компаний, представительства национальных агентств и международных организаций);

— индустрия культуры и творчества, включая электронные и печатные средства массовой информации;

— туризм, как развлекательный, так и деловой.

Ядро современной функциональной структуры столицы Великобритании — сфера финансовых и деловых услуг. В ней сегодня трудится чуть меньше 1,2 млн человек, то есть почти столько же, сколько во всей сфере услуг 20 лет назад. Среди других мировых городов Лондон занимает первое место по объему международных депозитных и кредитных операций, а также валютных сделок. Средний дневной оборот валюты на лондонских биржах составляет 460 млрд долл. (1998 г.). Лондон — признанный глобальный лидер в торговле золотом. Колоссальное влияние на мировую торговлю оказывают лондонские товарные биржи. К числу крупнейших из них относятся: Baltic Exchange (купля-продажа зерновых, семян, растительных масел и сделки на морские и воздушные перевозки), London Commodity Exchange (сделки на какао, кофе, копру, каучук, сахар и т. д.), London Metal Exchange (сделки на металл и металлоизделия) и др. С учетом этих фактов закономерно, что в городе очень широко представлены не только национальные, но и иностранные банки, финансовые компании и ведущие транснациональные корпорации. Ныне здесь имеют свои представительства 565 иностранных кредитно-финансовых учреждений; более трех десятков ТНК, входящих в 500 крупнейших корпораций мира, имеют в Лондоне свои штаб-квартиры.

Сосредоточение в Лондоне международной деловой активности, прежде всего в финансовой сфере, во многом обусловило возникновение «офисного бума», стремительное развитие гостиничного хозяйства и индустрии туризма. Колоссальный спрос на офисные помещения вызвал изменения в строительной политике: была создана целая серия современных деловых суперкварталов с новой урбанистической средой. Ныне в столице 215 тыс. зданий производственного и коммерческого назначения. Из них на промышленные объекты приходится только 4,7 тыс., а на офисные центры — более 64,4 тыс. (или почти 1/3). Их общая полезная площадь превышает 21 млн м2. Несмотря на развитие информационных технологий, позволяющих размещать офисы в принципе где угодно (фактор расстояния при современных средствах связи, казалось бы, теряет свое значение), возведение новых офисных кварталов все-таки осуществляется преимущественно в центральной части города. Часто офисные кварталы строят в районе железнодорожных вокзалов и на заброшенных землях закрытых верфей (например, район Докленда). В последние годы новое офисное строительство стало не столь высотным, а распространяется по площади: вместо «точечных» небоскребов предпочитают сооружать кварталы со средневысотной застройкой на большой площади. Так, Бродгейт — крупнейший обособленно развивающийся район Сити площадью 12 га — возник в конце 80-х годов как квартал с непрерывной застройкой из четырнадцати 8—10-этажных зданий.

Современный бизнес во многом строится на личных контактах, что стимулирует рост деловых поездок и предъявляет особые требования к развитию средств временного размещения. Будучи одним из старейших на планете туристских центров (ведь именно здесь была открыта первая в мире туристическая фирма — Wagon-Lits Cook), Лондон в течение последних десяти лет переживает настоящий туристский бум. За 1991—1999 гг. общая численность туристов увеличилась почти вдвое — с 15,8 до 28,0 млн человек, в том числе международных — с 9,2 до 13,2 млн; в 1,7 раз выросли доходы от индустрии туризма. Ныне, по оценкам специалистов, туризм дает 8% ВРП города и прямо или косвенно обеспечивает 250 тыс. рабочих мест, из которых 130 тыс. приходится на снабжение туристических предприятий (отелей, ресторанов и т. п.). В столице Великобритании размещаются штаб-квартиры четырех из 20 крупнейших европейских туроператоров. Лондон — важный центр конгрессного туризма.

Бурный рост потока туристов обусловливает большой спрос на средства размещения, высокий уровень их загрузки (в отелях занято в среднем 75—85% мест — это очень высокий показатель) и, как следствие, высокую доходность гостиничного хозяйства. Для приема гостей Лондон располагает мощной гостиничной базой общей емкостью свыше 90 тыс. номеров или около 140 тыс. мест. Есть все классы средств размещения: от всемирно известных гостиниц «люкс» (The Dorchester, The Savoy, Hyde Park Hotel, Howard Hotel и т. д.) до сравнительно дешевых пансионатов с отличным обслуживанием (Charming Town House), апарт-отелей (Durley House, Apartment Service) и молодежных общежитий YMCA (Христианская ассоциация молодых людей). В городе размещаются 78 гостиниц различных международных гостиничных цепей: Holiday Inn — 7, Choice — 2, Best Western — 14,
Accor — 5, Marriot — 4, Sheraton — 4, Forte — 19, Hyatt — 2, Radisson — 9, Hilton — 7, Inter-Continental — 5.

В Лондоне в сфере транспорта и связи работают 316 тыс. человек, то есть почти 9% всех занятых. Высокий уровень автомобилизации населения — 2,4 млн автомобилей (1/10 всего автопарка Великобритании) — здесь прекрасно сочетается с отлаженным движением общественного транспорта. Одна из наиболее эффективно работающих систем — метрополитен. Лондон — первый город мира, где в 1863 г. была построена подземная железная дорога. Сначала она действовала на паровой тяге, а с 1906 г. — на электрической. За более чем вековой отрезок времени метрополитен из первоначальной окружной дороги, пересекавшейся одной веткой с востока на запад, превратился в сложную систему, протяженность его путей достигла 4 тыс. км. Городское автобусное движение организовано очень четко. Автобусы курсируют строго по расписанию. В городе большое количество такси, так называемые «кэбы». Это удобный и не слишком дорогой вид транспорта.

Столица является крупнейшим транспортным узлом Великобритании и всей Европы. К ней сходятся важнейшие железнодорожные линии страны, и она возглавляет всю систему английских железных дорог. В городе 16 крупных вокзалов и несколько товарных станций. Его окружает еще более плотная сеть автомагистралей, наиболее мощные из которых веерообразно расходятся от Лондона в разных направлениях и соединяют столицу с другими районами страны. С недавнего времени Лондон связан с континентальной Европой туннелем под Ла-Маншем, а также традиционно действующей морской паромной переправой. Автомобильный и железнодорожный транспорт доминируют в осуществлении внутренних перевозок, однако большая часть международных пассажироперевозок обслуживается авиатранспортом, а международных грузоперевозок — морским транспортом.

В 2000 г. через аэропорты столичного узла прошли 116 млн человек (2/3 всех авиапассажиров аэропортов Великобритании) и 1,8 млн т грузов (4/5 всех авиагрузов страны). Столица располагает пятью аэропортами (Хитроу, Гатвик, Сити, Лутон, Станстед). Крупнейший из них, пользующийся мировой известностью, — Хитроу, который находится в 22 км от центра города и связан с ним прямой линией метро. Он с огромным отрывом лидирует в мире по международным пассажирским перевозкам. Их объем в 2000 г. составил 57 млн человек, что почти вдвое больше, чем в таких аэропортах, как Шарль де Голль (Париж), Шипхол (Амстердам), Нарита (Токио). Еще почти 30 млн пассажиров международных авиарейсов обслуживает другой столичный аэропорт — Гатвик, который расположен в 42 км южнее Лондона и специализируется на обслуживании преимущественно чартерных рейсов.

 

Таблица 4
Изменение структуры занятости населения Большого Лондона, 1981—1999 гг.

Отрасли хозяйства

Распределение занятого населения по отраслям хозяйства, %:

Большой Лондон

Великобритания

Годы

1981

1989

1999

1989

1999

Сельское, лесное хозяйство, рыболовство

0,0

0,0

0,1

1,5

1,3

Добывающая промышленность

} 1,1

0,1

0,3

Электро-, газо- и водоснабжение

 

0,2

0,5

Обрабатывающая промышленность

18,8

12,0

7,5

21,3

16,7

Строительство

6,4

3,9

2,9

5,4

4,7

Транспорт и связь

10,4

8,8

8,6

6,0

6,0

Торговля, гостиничное хозяйство

13,7

19,8

22,3

21,0

22,7

Финансовые и деловые услуги

 

25,1

32,0

15,4

18,7

Образование, социальное обеспечение, здравоохранение

} 39,9

17,9

14,0

17,4

18,2

Прочие отрасли сферы услуг

 

4,3

6,5

4,3

4,8

Управление, армия

7,9

7,0

5,8

6,0

6,0

Прочие отрасли

2,9

0,1

0,0

1,7

0,1

Всего: %

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

тыс. занятых

3 600

3 476

3 676

23 201

24 175

Лондонский морской порт, хотя несколько и утратил былое значение, по объему грузооборота входит в 30 ведущих портов мира. В 1998 г. его грузооборот превысил 56 млн т, а объем контейнерных перевозок составил 1,3 млн условных контейнеров. До недавнего времени территория портовой зоны начиналась у Сити и тянулась на 50 км вниз по течению Темзы. С появлением крупнотоннажных судов возникла необходимость не только в переоборудовании порта, но и в переводе основных торговых операций в более глубоководную его часть, ниже по течению Темзы. Деятельность порта теперь концентрируется в Тилбери, где созданы причалы для контейнерных, пакетных грузов, трейлеров, обычных генеральных грузов, а также находится основной зерновой терминал. В последние годы Лондон все в большей мере передает портовые функции близлежащим, хорошо оборудованным и более глубоководным портам Юго-Востока.

Лондонский порт, являясь важнейшим элементом национальной системы морского транспорта, играет большую роль в осуществлении внешнеторговых операций. Однако его относительная значимость для страны несколько уменьшается. Четверть века назад на долю столицы приходилось до 2/5 всего импорта Великобритании, а в 2000 г. — лишь 20%.

Общий оборот внешней торговли столицы составил 65 млн фунтов стерлингов (18% от страны), причем по стоимости импорт почти вдвое превысил экспорт — 41 против 24 млн фунтов стерлингов. Важно подчеркнуть, что Лондон уже традиционно сохраняет специализацию на обеспечении дальних торговых связей. Если в целом в Великобритании по обоим направлениям внешней торговли существует определенный паритет между странами Европейского сообщества и прочим миром, то в столице — 3/5 стоимости как экспорта, так и импорта приходится на внеевропейские государства.

Широкая география внешних связей Лондона обусловливает традиционное богатство и разнообразие товаров, представленных на внутреннем рынке, в системе розничной торговли. Ее сеть состоит из огромного количества мелких магазинчиков, крупных универмагов (например, Harrods, Harley Nichols, Lyberty, Selfridge’s, Peter Jones, Fortnum and Mason, Marks and Spencer и т. д.) и узкоспециализированных, иной раз с экзотической специализацией магазинов («Все для левши», «Детективы, детективы», «Джазовые мелодии — вчера, сегодня, завтра» и др.). Достопримечательность города — восемь «блошиных» рынков, где можно купить предметы художественных промыслов, антиквариат и многое другое. В Лондоне очень популярны аукционы: Christie’s, Sotheby’s, Рhillip’s, Bonham’s. Помимо того, что эти аукционы выполняют собственно торговую функцию, они служат не требующим никаких затрат источником развлечений. Особый интерес для туристов представляют лавки при музеях: Victoria and Albert Museum (декоративные предметы), National Gallery и Tate Gallery (альбомы по искусству и открытки), British Museum (копии античных статуэток), Rоуаl Academy (краски, кисти и холсты), Science Museum (наборы для юных химиков, физиков, авиаторов и т. д.), National Museum (муляжи).

Сфера общественного питания Лондона насчитывает свыше 14 тыс. ресторанов и кафе. Британскую кухню можно отведать в ресторанах — Wilton’s Connaught Ноtel, Simpson’s-in-the Strand или во встречающихся на каждом шагу «Caffs». В городе много кафе, бистро, закусочных и пабов. Очень популярны винные бары — нечто среднее между пабом и рестораном. Есть и американского типа точки быстрого питания — Fast Food Stops и Pizza Express. В городе можно совершить настоящее «кулинарное кругосветное путешествие». В меню ресторанов популярны блюда индийской кухни. Много ресторанов китайской, американской, восточной, африканской кухни. Во всех крупных гостиницах принято сервировать обставляемый особым ритуалом Afternoon Tea (дневной чай). В некоторых гостиницах чаепитие cопровождается игрой на фортепьяно, как в гостинице Savoy, шампанским (Four Seasons) или танцами (Wаldоrf). Кафе Emporio Armani Express славится своим особым итальянским чаем-гляссе со взбитыми сливками.

Лондон — крупнейший научный и образовательный центр страны. Но, находясь «в тени» сферы финансовых и деловых услуг, научно-образовательные функции носят относительно менее выраженный характер. Город располагает огромным количеством учебных заведений всех ступеней и профилей. Их иерархию возглавляет ведущий в стране вуз — Лондонский университет, который был основан в 1836 г. Научная сфера столицы представлена мощным конгломератом, с одной стороны, государственных научно-исследовательских и проектных институтов, а с другой — частных лабораторий, специализированных изыскательских учреждений и подразделений опытно-конструкторских разработок различных фирм и компаний. В городе сосредоточено большое количество различных научных обществ Великобритании: астрономическое, химическое, геологическое, географическое и др. Лондонское Королевское общество, созданное еще в 1660 г., объединяет и координирует работу английских ученых в области математических и естественных наук, а Британская академия — в сфере гуманитарных наук.

Лондон — город глубоких культурных традиций. Здесь можно осмотреть архитектурные и исторические памятники римской эпохи, эпохи англосаксов, средневековую архитектуру, здания георгианской и викторианской эпох, творения современных художников, скульпторов и архитекторов. К услугам жителей и гостей столицы 80 парков, несколько художественных галерей и 160 музеев, пользующихся большой популярностью6. По данным на 1998 г., например, Британский музей посетили 5,6 млн человек, галерею мадам Тюссо — 2,7 млн, городскую ратушу — 2,6 млн, Естественно-исторический музей — 1,9 млн, столичный зоопарк — 1,5 млн. В Лондоне насчитывается больше сотни театров и концертных залов, 9 культурных центров, 16 постоянно идущих мюзиклов, около 200 кинотеатров, огромное количество танцевальных залов и дискотек. В культурном центре Barbican выступают шекспировская труппа и Лондонский симфонический оркестр, в Coliseum дает свои представления Английская национальная опера (ENO) и Английский национальный балет, в Royal National Theatre можно увидеть спектакли классического и современного репертуара. Очень популярен Rоуаl Festival Hall вместимостью 3 тыс. мест. В концертных залах Rоуаl Аlbert Наll, Rоуal Opera House выступают всемирно известные певцы и дает свои спектакли Королевский балет. В Sadlers Wells Theatre можно увидеть экспериментальные танцевальные группы. Wignore Наll — большой и уютный концертный зал, а St. John Smith Square в Вестминстере — церковь, в которой проходят музыкальные концерты. Культурную жизнь в городе дополняют ежегодно проводимые многочисленные праздники, фестивали, шествия и карнавалы.

Окончание следует

5 Масштаб изменений можно понять по следующему примеру. С 1981 по 1987 г. в Лондоне было ликвидировано около 168 тыс. рабочих мест в области металлообрабатывающей индустрии и в ряде отраслей легкой промышленности, но за этот же период было создано более 195 тыс. рабочих мест в сфере банковской деятельности и финансовых услуг.

6 Самый старый и самый большой из музеев Лондона — Британский музей. В его состав входят Музей археологии и этнографии, Музей естественной истории, библиотека, собрание гравюр и рисунков. Бесчисленные памятники истории и культуры были вывезены англичанами из разных стран. В Британском музее находится огромная коллекция памятников древнеегипетского искусства, знаменитые рельефы ассирийских дворцов, уникальные комплексы греческой скульптуры, включая мраморы Парфенона — творение Фидия, ценнейшие коллекции мексиканских масок, бронзовые и каменные статуи из Индии и Цейлона, уникальные бронзовые рельефы и изваяния, созданные мастерами Экваториальной Африки. Заслуженной славой пользуется библиотека Британского музея, где собрано свыше 6 млн томов книг и замечательная коллекция рукописей. Стены читального зала библиотеки видели выдающихся ученых мира, известных историков, поэтов, исследователей. Столица морской державы, естественно, располагает крупным Морским музеем в Гринвиче. В Гилдхолле и Музее Лондона находятся редкие документальные и изобразительные материалы по истории города. В Музее восковых фигур посетителя ждет встреча с историческими и современными знаменитостями: гангстерами и королями, Наполеоном и битниками, известными футболистами и космонавтами, спящей красавицей и самой мадам Тюссо.

Самые большие художественные ценности принадлежат Национальной галерее, галерее Тейт и Музею Виктории и Альберта. Национальная галерея (1824 г.) хранит картины преимущественно старых мастеров. В ее залах представлено около двух тысяч первоклассных полотен крупнейших художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Веласкеса, Гойи, Дюрера, Гольбейна, Ван Дейка, Рубенса. В залах английского искусства — полотна Хагарта, Гейнсборо, Констебла, Тернера. В основе галереи Тейт — одного из первоклассных художественных музеев — лежит собрание картин, принадлежавших промышленнику Генри Тейту, на средства которого и было возведено здание. Коллекция представляет собой одно из лучших собраний полотен английских художников, западноевропейскую живопись и скульптуру. В состав экспозиции входят и произведения новейших течений современного искусства.