Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №39/2002

Общество


Конфликтные ситуации*

В.П. МАКСАКОВСКИЙ

В последнее время глобальный характер приобрели проблемы, связанные со столкновениями культур, этносов, религий, с вопросами нравственности и общественного поведения. Как правило, к ним относят национализм, преступность, терроризм, наркоманию, дефицит демократии.

Национализм — это идеология и политика в национальном вопросе, в основе которых лежит трактовка нации как высшей ценности и формы общества. В определенных, взвешенных дозах национализм не представляет большой угрозы для нормального развития общества. Но если его идеологи делают ставку на национальное превосходство, национальную исключительность, то он может принять и такие крайние формы, как шовинизм, расизм и, как часто говорят, воинствующий национализм. Такой национализм время от времени проявлялся и раньше, преимущественно в национальных и региональных масштабах. Но тот всплеск воинствующего национализма, который имел место в 90-е годы, принял уже достаточно выраженный глобальный характер. Политологи объясняют это явление усилением общей тенденции к суверенизации больших и малых этнических общностей с целью создания своих независимых государств, растущей нетерпимостью к национальным меньшинствам, усилением ксенофобии**, жертвами которой становятся в первую очередь беженцы, переселенцы и рабочие-иностранцы. Отмечается также все большее сопротивление значительной части населения процессам интернационализации и особенно глобализации международных отношений. Это означает, что воинствующий национализм является носителем дезинтеграционного начала, касающегося современной политической и экономической картины мира.

Воинствующий национализм находит наиболее яркое выражение в этнических (этнолингвистических) конфликтах. Эти конфликты характерны прежде всего для многонациональных государств, которых в мире около шестидесяти, и государств с более или менее значительными национальными меньшинствами (их примерно столько же). Они имеют сложный, противоречивый и долговременный характер, а в основе их могут лежать территориальные споры, к которым добавляются исторически накапливавшиеся обиды, воспоминания о пережитом национальном угнетении и тем более геноциде, длительная взаимная отчужденность и вражда. В развитых странах причиной этнических конфликтов чаще выступают не прямая дискриминация, нарушение прав человека, а социальное неравенство, различия в уровнях жизни национальных меньшинств и титульных наций. А конечной целью этнических конфликтов является либо получение автономии, либо завоевание полной политической независимости. И то и другое — это разные проявления сепаратизма, то есть стремления к обособлению, отделению. В наши дни сепаратизм оказывает большое дестабилизирующее воздействие на весь мировой геополитический порядок.

Сошлемся на Д.В. Зайца***, который выделяет в рамках второй половины XX в. 53 основных очага сепаратизма, занимающих тeрpиторию в 12,7 млн км2 с населением в 220 млн человек. Автор выделяет разные географические типы сепаратизма. В 20 очагах конфликты носят вооруженный характер, что особенно характерно для Азии. Специалисты обращают внимание и на то, что этнические конфликты чаще всего вспыхивают тогда, когда общее социально-экономическое положение в стране резко меняется к худшему и (или) когда наступает политическая нестабильность. Яркий пример этому — страны СНГ после распада Советского Союза, страны Восточной Европы после крушения мировой социалистической системы.

В основе возникновения многих очагов сепаратизма лежит не просто этнический, а этнорелигиозный (этноконфессиональный) фактор. Это могут быть разногласия между католиками и протестантами (Северная Ирландия, Квебек), католиками и православными, между другими религиями, но в большинстве случаев с наиболее непримиримых позиций выступает ислам, конфликтующий и с православием (Косово, Северный Кавказ, Северный Кипр), и с католицизмом (Босния и Герцеговина, Южные Филиппины), и с индуизмом (Кашмир), и с буддизмом (Мьянма).

В основе такой непримиримости лежит исламский фундаментализм, который ставит своей целью укрепить веру в фундаментальные источники этой религии, привести нормы общественной и личной жизни в соответствие с заповедями ислама, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики. Для крайних экстремистских течений такого фундаментализма характерны резко агрессивное неприятие европейско-христианских духовных ценностей, повышенная политическая активность, готовность прибегнуть к насильственным методам борьбы, включая террористические. Все население при этом делится на правоверных мусульман и «неверных» (немусульман). Особая опасность исламского фундаментализма связана с тем, что единый территориальный массив исламских стран составляет значительную часть всего Юга. Да и население его быстро возрастает. По некоторым оценкам, в 2020 г. мусульмане могут составлять едва ли не 30% всего населения Земли.

Глобальный характер в наши дни приобрело и такое явление, как преступность. Во-первых, потому, что в большей или меньшей мере оно свойственно всем странам мира, особенно если иметь в виду разнообразие возможных административных, хозяйственных, уголовных и других преступлений. И, во-вторых, потому, что ныне в мире существуют уже международные преступные синдикаты.

То же можно сказать и о терроризме, который также может быть внутренним и международным. В наибольшей мере терроризм свойствен исламскому фундаментализму. Об этом свидетельствуют теракты смертников исламской ХАМАС в Израиле, действия международного исламского терроризма в Чечне, на южной границе Таджикистана и в других местах.

Глобальной в наши дни стала и проблема наркомании, которая приобрела характер настоящей эпидемии. Достаточно сказать, что ежегодный оборот торговли наркотиками ныне составляет 500 млрд долл., из всех видов теневой экономики уступая по этому показателю только торговле оружием. В мире существуют три главных центра производства наркотиков, причем каждый из них имеет свою производственную и сбытовую специализацию и свои центры легализации доходов. Среди главных очагов потребления наркотиков фигурируют многие крупные города мира. Наркомания тесно связана с преступностью, многие наркоманы идут на преступления для того, чтобы удовлетворить свою потребность в кокаине или марихуане.

Глобальной проблемой продолжает оставаться дефицит демократии.

На Западе есть неправительственные организации, которые регулярно определяют «индекс демократичности», исчисляемый на основе характера выборов законодательной власти, ее сменяемости, открытости в подборе руководителей и т. п. Итоги таких расчетов нетрудно угадать: максимально возможный рейтинг (10 баллов) обычно получают развитые страны Запада. За ними следуют страны Латинской Америки (около 7), постсоциалистические страны, страны Южной и Восточной Азии, Африки к югу от Сахары. А последние места в этом рейтинге занимают арабские мусульманские государства Юго-Западной Азии и Северной Африки.

Важно, однако, что общее число стран, последовательно выступающих за принятую ООН еще в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека, все время возрастает. По оценке авторитетных западных источников, в 1974 г. к числу таких стран относилось менее 30% всех государств мира, а в 90-е годы уже 60%. Но наряду с ними существуют государства с недемократическими авторитарными**** и тоталитарными***** режимами, в качестве примера которых чаще всего приводят Ирак и Ливию.

При рассмотрении других глобальных проблем нельзя не обратить внимания еще на одну проблему, которая является в какой-то мере производной от охарактеризованных выше. Речь идет о проблеме беженцев.

Согласно Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженца и Протоколу 1967 г., беженцем считают лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений могло стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений...» Наряду со статусом беженца существует и близкий ему статус перемещенного лица. Так называют лиц, которые были вынуждены покинуть свою страну или свое место жительства по политическим, религиозным причинам, в результате военных действий, терроризма, техногенных аварий, стихийных бедствий. Выделяют также репатриантов — лиц, ищущих убежища. Все эти категории людей правильнее всего объединить под общим названием вынужденные мигранты, но нередко по отношению к ним в качестве обобщающего применяют и термин беженцы. При Организации Объединенных Наций существует особый орган — Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ).

О том, как возрастала общая численность беженцев (вынужденных мигрантов) в мире, свидетельствуют следующие цифры. В 1975 г. их насчитывалось 2,5 млн, в 1985 г. — 10,7 млн, в 1990 г. — 14,9 млн, а в 1995 г. — 27,2 млн человек. Это означает, что за 20 лет численность беженцев увеличилась в 11 раз, а в 1985—1995 гг. — почти в два раза. Правда, затем, по мере умиротворения конфликтов в некоторых «горячих точках», численность беженцев несколько уменьшилась — до 22 млн человек в 2000 г. Но она все равно остается очень большой. Не говоря уже о том, что по другим данным общая численность вынужденных мигрантов (включая внутренних) в современном мире достигает 50—70 млн человек.

Международные источники позволяют составить достаточно полное представление о географии этого глобального явления.

Например, в 1990—1995 гг. наибольшее увеличение численности беженцев произошло в Африке и в Европе, увеличилась их численность и в Азии, тогда как в Америке, напротив, уменьшилась. Из отечественных географов подобные данные по регионам приводят в своих работах А.Е. Слука и Б.С. Хорев. Так, на 1997 г. в Африке было 8,1 млн вынужденных переселенцев, в Азии — 7,9 млн, в Европе (включая CHГ) — 5,8 млн, в Океании — 750 тыс., в Северной Америке — 500 тыс., в Латинской Америке — 170 тыс.

За этими регионами стоят и отдельные страны. В Африке наибольший исход беженцев наблюдался в Руанде, Либерии, Сомали, Судане, Анголе, Бурунди, ДР Конго; в Азии — в Афганистане, Иране, Ираке, Вьетнаме; в Европе — в Боснии и Герцеговине. Но «абсолютным рекордсменом» мира по числу беженцев в 80—90-е годы был Афганистан, откуда в соседние Пакистан, Иран, Индию, страны СНГ бежало от войны и этнических конфликтов более 6 млн человек.

Ныне в мире насчитывается около 30 стран, где численность беженцев превышает 100 тыс. человек. Их репатриация (возвращение) в страны своего происхождения и постоянного проживания, которая началась в 90-е годы, тоже создает немало разных проблем.

Наряду с классическими беженцами в последнее время стали выделять особую категорию экологических беженцев. Некоторые из них вынуждены покидать родные места на сравнительно небольшой срок — в связи с тем или иным стихийным бедствием или ухудшением общей локальной ситуации. Но в случаях, когда деградация природной среды приобретает очень большие размеры и к тому же необратимый характер, подрывающий сами основы жизнеобеспечения, может происходить постоянный отток населения. Поскольку точного учета экологических беженцев пока нет, общую их численность в разных источниках оценивают также не одинаково. Для середины 90-х годов назывались цифры в 17 и 26 млн человек.

По характеру и масштабу этих проблем Россия мало чем отличается от большинства стран мира, а если и отличается, то, скорее всего, в худшую сторону. Об этом свидетельствуют многочисленные факты проявления воинствующего национализма и сепаратизма, особенно на Северном Кавказе, нередко сопровождавшиеся, как в Чечне, затяжными военными конфликтами. Еще более многочисленны примеры преступности, коррупции, терроризма (угоны самолетов, заказные убийства и др.), наркомании. То же относится и ко всему постсоветскому пространству. Это пространство в 90-е годы превратилось в арену массовых перемещений вынужденных мигрантов. Первые потоки беженцев в Россию возникли в 1989 г., а в 1997 г. численность официально зарегистрированных вынужденных переселенцев достигла уже 1,2 млн. Но реально она больше. Основная масса беженцев прибыла в Россию из Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Грузии и Азербайджана; по национальной принадлежности 2/3 из них — русские. По экспертным оценкам Федеральной миграционной службы России, этот процесс будет продолжаться.


* Очерк из готовящегося нового издания книги «Географическая картина мира».

** Ксенофобия (от греч. xe’nos — чужой и phobos — страх) —ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному.

*** См.: Современные очаги сепаратизма//География, № 48/98, с. 11—14 и более поздние работы того же автора.

**** Авторитаризм (от латинск. auctoritas — власть) — система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Выражается в полном или частичном отсутствии политических свобод, ограничении деятельности партий и общественных организаций, подавлении оппозиции, преследовании инакомыслящих, отсутствии разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

***** Тоталитаризм (от срединевек. латинск. totalis — весь, целый, полный) — одна из форм авторитаризма, отличающаяся полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями по отношению к оппозиции, инакомыслящим. В качестве примеров тоталитаризма обычно приводят фашистские режимы в Германии и Италии, франкистский режим в Испании. В последнее время к тоталитаризму стали относить и коммунистический режим в бывшем CCCP.