Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №39/2002

Некролог


Прощай, наш любимый учитель!

Не стало Анатолия Викторовича Даринского. Эти слова звучат противоестественно. Все равно, как сказать, будто Нева перестала течь в Финский залив. Мы реалисты и знаем, что все люди смертны. Но как детям хочется, чтобы всегда были родители, так и мы мечтали, чтобы в этом случае природа сделала исключение. С тех пор, как в нашу жизнь полстолетия назад вошел Анатолий Викторович, он постоянно был с нами, и мы надеялись, что так будет всегда, уж во всяком случае, пока живы мы сами.

Все хорошее об Анатолии Викторовиче мы, к счастью, успели сказать и устно, и в письменном виде, празднуя его юбилейные даты. Только очень далекий от нашей науки, от школы, от нашего города человек не знает о заслугах А.В. Даринского. Мы не будем останавливаться на них. Хочется напомнить о его человеческих качествах.

Первое из них — неуемная жажда деятельности. Человек действительно живет, пока ставит перед собой какие-то задачи, пока просыпается с мыслью: «Что я сегодня должен сделать?» — и реализует свои замыслы. До последнего постигшего его удара Анатолий Викторович жил новыми замыслами. Придешь к нему в гости, а он делится планами — напишу о том-то, потом о другом. И так до последней встречи в июне. И не только делился планами, но и сразу же их реализовывал. Он писал и публиковал больше, чем мы успевали прочитать. Кажется, только книгу о любимом своем герое Уинстоне Черчилле (который нравился ему, помимо прочего, как пример долгожительства), он так и не увидел напечатанной.

Второе качество — невероятная жажда общения с людьми любого ранга и возраста, доброжелательное к ним отношение. Кто только ни побывал на его квартире на Тверской, 20 (около Смольного). И для какого количества визитеров это посещение осталось светлым воспоминанием их жизни!

Как настоящий географ, Анатолий Викторович всегда любил новые впечатления, путешествия. Перевалив через девяносто, он отправился на отдых в Черногорию и не сидел там на лавочке, а взбирался к расположенным высоко в горах православным монастырям, купался в Адриатическом море. Об этой поездке он рассказал на страницах «Географии».

Люди эгоистичны. Конечно, безумно жаль человека, который ушел из жизни, лишился возможности радоваться ее благам, как радовался Анатолий Викторович. Но жалко нам и себя. Как будем жить без него?! Конечно, он навсегда останется с нами в мыслях. Но это никак не может заменить радости общения с живым человеком, ставшего одной из необходимых составляющих нашей духовной жизни. И все же в эти печальные дни поддерживает ощущение удовлетворенности тем, что в нашей жизни был Анатолий Викторович.

Э.Л. Файбусович,
Е.Я. Чернихова