Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №40/2002
Старшая школа

К вопросу о введении профильного обучения на старшей ступени общего образования и о месте географии в примерных учебных планах возможных профилей

В.И. СИРОТИН
главный специалист Министерства образования РФ

Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования в настоящее время поддерживается подавляющим большинством педагогической общественности и органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Профильное обучение является составной частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появится реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием. Этот разрыв в настоящее время достиг ужасающих размеров. Требования, предъявляемые на географическом факультете МГУ, в Финансовой академии, в Академии внешней торговли и т. д. к географическим знаниям учащихся, намного выше базового уровня знаний учащихся, заложенного в действующий обязательный минимум содержания географического образования.

Введение профильного обучения не предусматривает каких-либо резких революционных изменений существующей системы общего образования. Предполагается длительный по времени эволюционный процесс модернизации содержания и структуры образования, учитывающий реальность утверждения новых государственных образовательных стандартов в конце 2002 г. Проект образовательного стандарта по географии подготовлен как для основного, так и для профильного обучения, опубликован в периодической печати и разослан во все субъекты федерации для обсуждения, внесения замечаний и предложений.

Экспериментальная проверка утвержденной приказом Минобразования России Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ № 2783 от 18.07.02) пройдет в рамках общего широкого эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. При этом будет задействована система уже созданных экспериментальных площадок.

Для обеспечения последовательности работы по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования специальным распоряжением министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова был определен состав рабочей группы и проект плана-графика мероприятий по введению профильного обучения на период с 2003 по 2005 г. В проекте плана-графика предусматривается проведение комплекса мер по повышению квалификации и переподготовке работников для системы профильного обучения, подготовка рекомендаций по предпрофильному обучению в основной школе, разработка примерных учебных планов и программ базового и профильного обучения для образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение.

Планируется объявление в начале 2003 г. специального конкурса по созданию принципиально новых учебников для системы профильного обучения. Будут подготовлены рекомендации для органов управления образованием субъектов федерации по разработке региональных программ перехода на профильное обучение. Предполагается подготовка пакета нормативной документации по новой системе итоговой аттестации выпускников основной школы, сетевой организации профильного обучения в сельских районах. Будут подготовлены предложения в Правительство Российской Федерации об изменении оплаты труда работников образования, работающих в системе профильного обучения, и о внесении дополнений и изменений в Типовое положение об общеобразовательном учреждении, внесены изменения в стандарт высшего педагогического образования.

В утвержденной Концепции география включена в качестве одного из профильных общеобразовательных предметов в естественно-математический профиль и социально-экономический профиль (Приложение к Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования). При этом как в естественно-математическом профиле на географию, так и в социально-экономическом профиле на экономическую и социальную географию выделяется по 4 часа учебного времени. Возникает вопрос, какую географию имеют в виду авторы Концепции в естественно-математическом профиле. Можно предположить профильный курс физической географии, тем более что содержание курса физической географии просматривается и в проекте нового Стандарта общего образования для средней школы. Такие профили, как гуманитарный и технологический, вообще не предусматривают изучение географии в профильных предметах. С этим нельзя согласиться. В эти профили логично включить курсы по глобальной географии (гуманитарный профиль) и конструктивной географии (технологический профиль).

В настоящее время школьная география может предложить для включения в профильные учебные планы в качестве элективных курсов основы геологии, коммерческую географию, медицинскую географию, природопользование, картографию и т. д. По многим из этих курсов уже имеются учебные программы, учебники и даже методическое обеспечение. Чрезвычайно важно уже на данном этапе введения профильного обучения показать мировоззренческое значение школьной географии, роль этого школьного предмета в развитии человека, в подготовке учащихся к работе и жизни в новых экономических условиях. Важно уже сейчас определить место географии в профильном обучении. Считаем необходимым вновь вернуться к Концепции школьного географического образования. Нужно более тщательно проработать содержание географического образования в профильном обучении, доработать проект Стандарта с учетом общепринятой Концепции и готовить программы и учебники для профильного обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции профильного обучения
на старшей ступени общего образования

Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей

Естественно-математический профиль

Учебные курсы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые общеобразовательные предметы

Русский язык и литература

6

Иностранный язык

6

История

4

Обществоведение

4

Физическая культура

6

II. Профильные общеобразовательные предметы

Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы)

12

Физика

8

Химия

6

География

4

Биология

6

III. Элективные курсы (3 курса на выбор)

5—6 курсов, предлагаемых школой

Всего 12

 

Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения

 

Социально-экономический профиль

Учебные курсы

Число недельных учебных часов за два года обучения

I. Базовые общеобразовательные предметы

Русский язык и литература

6

Иностранный язык

6

Естествознание

6

Математика

8

Физическая культура

6

II. Профильные общеобразовательные предметы

История (базовый общеобразовательный и профильный курсы)

10

Экономика

6

Право

6

Экономическая и социальная география

4

Социология

4

III. Элективные курсы (3 курса на выбор)

5—6 курсов, предлагаемых школой

Всего 12

 

Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения