Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №40/2002

Мнение читателя


№ 34: «Летний отдых закончился»

Этот номер понравился многим, в первую очередь гармоничностью подобранных материалов, большинство из которых в той или иной степени посвящено городам.
Изображение известной скульптуры
«И работа снова началась!», помещенное на первой полосе газеты, аллегорично напомнило о том, что летний отдых закончился и предстоит напряженная работа.
Центральная публикация номера — «Лондон: мировой город со стажем»
И.О. Джеймс и Н.А. Слуки образно показывает историю развития столицы Великобритании, ее современное состояние и насущные проблемы. Отдельно стоит выделить свежие статистические данные, показывающие динамику развития города во второй половине ХХ в. Широту восприятия увеличивают превосходно подобранные иллюстрации. Знакомясь со статьей, испытываешь чувство сожаления, что нет возможности увидеть ее графические материалы в полноцветной версии, хотя бы на сайте газеты в сети Интернет.
В настоящее время, как и более 100 лет назад, многих людей интересует вопрос «Европа ли Россия?». Этой проблеме в номере посвящена одноименная публикация классика русской социологии и культуроведения Н.Я. Данилевского. К сожалению, у меня не сложилось целостного впечатления о данной работе, так как опубликованный в номере отрывок очень невелик, а начало и продолжение этого без сомнения любопытного исследования напечатаны в других номерах.
В начале учебного года особенно актуальна публикация проекта образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии.
В рубрике «Контроль знаний» представлены задания на сравнение климатограмм, напомнившие мне семинары по землеведению К.В. Пашканга на геофаке МПГУ. С удовольствием проверил свои знания по физической географии.
Рубрика «Обучение» продолжает публикации географических задач на пересечение множеств в серии «Властелин колец». На мой взгляд, подобные задания развивают логическое мышление учащихся, что может пригодиться не только в географии. Учителю, подходящему к своей работе творчески, наверняка понравится материал о «конкурсе» среди российских рек на то, сколько центров субъектов федерации они несут на себе (с. 24—26), к тому же подобную методику можно
использовать и при изучении других тем.
Подборка отрывков «Хрестоматии», объединенных общей темой «Восприятие места. Органы географических чувств», может послужить хорошим подспорьем на уроках для формирования образного восприятия территории и способствовать улучшению усвоения материала
(с. 29—30).
Удачной методической находкой может стать материал по применению мнемонических формул в обучении (с. 28).
Информацию по геральдике городов можно использовать на уроках с максимальным эффектом. На основе описания гербов можно построить ассоциативные ряды для более эффективного запоминания учениками особенностей городов и прилегающих к ним районов.

П.А. ЧЕРЕМИСИН,
аспирант кафедры экономической
и социальной географии МПГУ