Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №41/2002

Связи


Стальной каркас страны

Железные дороги. Атлас. — Федеральная служба геодезии и картографии России; Омская картографическая фабрика, 2002.
Железные дороги.
Атлас. — Федеральная
служба геодезии
и картографии России;
Омская картографическая
фабрика, 2002.

Россия — страна железнодорожная. Об этом знает любой, кому доводилось путешествовать по просторам великой и необъятной. До сих пор в стране нет единой сети автодорог от западной оконечности до побережья Тихого океана, а стальные магистрали связывают восточные и западные районы страны уже почти сто лет.
Достоинства нового атласа, без ложной скромности названного издателями «новейшим картографическим изданием», видны сразу же, с первых его страниц. В безусловный актив создателей атласа, в число черт, выгодно отличающих рецензируемый продукт от своих предшественников, можно внести следующее:
структура атласа дает представление о пространственной организации железнодорожного транспорта России: разделы атласа соответствуют основным структурным подразделениям этого вида транспорта — железным дорогам, от легендарной Октябрьской до недавно образованной Сахалинской;
линии каждой железной дороги обозначены на страницах атласа своим особым цветом, что придает картам наглядность;
железнодорожные линии даны по субъектам федерации, что удобно пользователю атласа; прежние атласы были построены по «листовому» методу, границы листов рассекали территории областей и республик, реальную картину железнодорожной сети в их пределах можно было уяснить с трудом;
полезные сведения можно почерпнуть из крупномасштабных схем-врезок организации железнодорожного движения в окрестностях центров субъектов федерации и столиц республик бывшего СССР (схема по Великим Лукам добавлена, видимо, в память о былом областном статусе этого города);
карты более подробны по сравнению с прошлыми аналогами;
учтены последние изменения конфигурации сети железных дорог России и стран бывшего СССР*.
В атласе показаны дороги, находящиеся в ведении Министерства путей сообщения РФ, а также соответствующих министерств других государств. Ведомственные дороги (Норильская, Северо-Сахалинская, лесовозные, торфовозные и др.) не показаны. Железнодорожная сеть дана по состоянию на февраль 1999 г., но есть основания в этом усомниться. Ведь к этому сроку, например, уже была прекращена эксплуатация узкоколейной железной дороги Рязань—Спас-Клепики—Тумская (знаменитая Мещерская узкоколейка, воспетая С.А. Есениным и К.Г. Паустовским). Ныне же она на этом участке полностью разобрана.

Железная дорога Рязань (Варские) – Тумская, показанная в атласе как действующая
Железная дорога
Рязань (Варские)—Тумская,
показанная в атласе
как действующая

Уже в 1997 г. было закрыто движение на участке Мытищи—Пирогово. Обе эти дороги показаны в атласе в числе действующих. Тем не менее следует признать, что атлас нуждается лишь в незначительной корректировке, в целом же его содержание практически безупречно.
Политико-административное устройство и географическая основа карт даны по состоянию на 2001 г. Карты атласа имеют не только «железнодорожную» нагрузку. На них можно найти все городские поселения (города и поселки городского типа) в границах указанной территории, автомобильные дороги (с новейшими их изменениями**), речную сеть с судоходными участками, аэропорты.

Помимо российских железных дорог в атласе есть карты железнодорожных сетей (правда, менее подробные) всех постсоветских стран, включая прибалтийские республики. Это и понятно: технологические особенности железных дорог бывших советских республик (ширина колеи, стандарты электрификации, особенности графиков движения и др.) аналогичны российским параметрам. Границы этих стран ежедневно пересекают десятки, если не сотни, пассажирских и товарных поездов. Подробное изучение карт атласа приводит к интересным выводам. Например, ведомственная принадлежность участков дорог не всегда совпадает не только с административными, но даже и с государственными границами. К примеру, российской Южно-Уральской дороге на территории Казахстана принадлежит
основной ход Транссиба, идущий через Петропавловск, а Приволжской дороге целиком подчиняется линия Урбах (Саратовская обл.) — Астрахань, в двух местах «чиркающая»
о казахстанскую территорию. Казахские железные дороги в порядке обмена получили участки Чингирлау—Илецк—Актюбинск (проходит по Оренбургской обл.) и Локоть—Шемонаиха (транзит через Алтайский край).

Фото той же дороги на лето 2001 г.
Фото той же дороги на лето 2001 г.

В конце атласа приведен алфавитный указатель железнодорожных станций и список городов и поселков городского типа, разноименных с названием находящихся в их черте станций.Атлас железных дорог предназначен не только для путешествующих по стальным магистралям России и сопредельных стран. Конечно, не помешало бы видеть на страницах атласа более подробные характеристики линий: электрифицированные участки, число путей, но подобная информация будет рассчитана уже скорее на профессионального пользователя или тонкого ценителя железнодорожного хозяйства. Данный картографический продукт, грамотно составленный и почти безукоризненно выполненный, хотелось бы порекомендовать к использованию в школе как наглядную иллюстрацию транспортной мощи и величия нашей страны.

Д.В. Заяц


* См.: С.А. Тархов. Новые железные дороги в постсоветском пространстве//География, №3/2000.
** В атласе указан, например, недавно открытый автодорожный мост через Волгу близ Саратова. См.: Под Саратовом построен новый мост//География, № 1/2001, с. 11.