Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №43/2002

Мнение читателя


№ 37: «Мои личные конспекты уроков пополнились новыми материалами»

Вот и закончила чтение очередного номера газеты «География». Поставила галочки на полях, подчеркнула важные данные в таблицах. Отложила газету в сторону. Что меня интересует в ней?
Я учитель географии и газету из своего почтового ящика вынимаю много лет. Для меня это издание — один из самых важных информационных источников. За годы работы в школе каждый учитель накапливает большой методический опыт, мы знаем, как мы должны учить детей, но материал, который дается на уроках, должен соответствовать дню сегодняшнему, а не вчерашнему. Наверное, прежде всего в этом и помогает всем нам газета «География».
Сегодня у меня в первый раз в жизни появилась возможность диалога с газетой, и свой небольшой отзыв о номере я пишу с радостью.
Что прежде всего привлекло внимание? Конечно же, Данилевский. Классик, знаменитейший славянофил, одна из самых ярких фигур в русской философии XIX в. Ученикам его надо знать. Но познакомить детей с «Россией и Европой» в полном объеме в условиях школы у учителя возможности нет. Отрывки, опубликованные в «Географии», прекрасно соотносятся с курсами 9-го и 10-го классов и могут быть использованы на факультативах с учетом работы в гимназических классах. На мой взгляд, это важно, так как чтение Данилевского уводит детей от простого фактологического восприятия географии и дает навыки обобщения и широкого системного мышления.
Далее, о материале В.П. Максаковского. «Пути решения глобальной продовольственной проблемы» — очерк из нового, готовящегося к печати, дополненного издания всем нам хорошо знакомой книги «Географическая картина мира». Очерк дополнен таблицами со статистическими данными по природным факторам, земельным ресурсам и уровню интенсификации сельского хозяйства. Это-то и есть тот насущный современный материал, который ищет каждый учитель географии. Таблицы можно использовать при преподавании разных тем в курсе 10-го класса.
Две статьи, открывающие номер, — «Бирма или Мьянма» Д.В. Зайца и «Аляска» Г.А. Аграната. Статьи написаны научными работниками РАН. Пожалуй, публикация в «Географии» таких материалов — единственная возможность для школьного учителя в современных условиях следить за развитием сегодняшней географической науки. «Бирма или Мьянма» — историческое исследование об изменении названия страны, четко объясняющее, как и в каких случаях применять то или иное название. «Аляска» — не только исторический, но и аналитический очерк, в коротком газетном объеме дающий представление об экономическом строительстве региона. Как из дикой Аляски американцам удалось сделать цветущий уголок земли? И для учителей, и для школьников это наглядный пример науки и практики, разумной экономической политики как одной из действенных форм любви к своей земле, дающей результат, может быть, и не быстрый, но зато надежный.
К сожалению, в школе и в обществе география не считается ведущей наукой. Учитель географии должен как-то заинтересовать учеников. «Геофутбол» — хороший пример. Участники конкурса, объявленного газетой, с одной стороны, получают возможность продемонстрировать свои знания, а с другой стороны, играя, пополняют их.
Традиционная рубрика «Я иду на урок». Материал по Омской области — систематизированный, обобщенный и оформленный. Для любого учителя, не имеющего возможности заниматься проблемами конкретных регионов, — готовая информация по Омской области и план работы по собственной территории.
Викторина «Африка» — набор вопросов, поднимающих уровень интеллектуального развития детей.
Материалы, печатающиеся в газете под рубрикой «Хрестоматия», как всегда, интересны, и редакции стоило бы подумать об издании их отдельной книгой: она бы была подспорьем для всех учителей.
«Крупнейшие агломерации мира с населением более 1 млн человек» — справочный материал, рассуждать о котором нет особой надобности: эти данные каждому из нас могут потребоваться в любую минуту.
Номер «Географии» дочитан до конца. Мои личные конспекты уроков с 6-го по 10-й класс пополнились новыми материалами. В этом мне в очередной раз помог коллектив газеты «География».

Т.Е. ЛАНДИНА,
учитель географии школы № 1195
Западного адм. округа
г. Москва