Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №46/2002


Новые проблемы

Люди


Жизненный цикл японцев
Новые проблемы

И.С. ТИХОЦКАЯ

Большая добрая японская семья... Традиции патернализма в обществе и государстве... Медленный, но почти гарантированный фирмами карьерный рост служащего... Не подвергающееся сомнению главенство мужчины...
Большая добрая японская семья...
Традиции патернализма в обществе и государстве...
Медленный, но почти гарантированный фирмами
карьерный рост служащего...
Не подвергающееся сомнению
главенство мужчины...

В XXI век Япония вступила, переживая далеко не лучшие свои времена. С начала 90-х годов длится экономическая депрессия, оказывающая существенное влияние на мироощущение японцев: многие из них заговорили о «кризисе в душе».
К проблемам, с которыми столкнулось японское общество, прибавляется и «неперспективная демографическая перспектива», о чем уже доводилось писать автору на страницах «Географии»
(см. № 43/99, с. 16). Напомним вкратце основное: идет увеличение продолжительности жизни (в 1999 г. средняя ожидаемая продолжительность жизни в Японии для женщин составила 84 года,
а для мужчин 77 лет) при опережающем росте группы лиц старше 75 лет, и после 2007 г. ожидается абсолютное сокращение численности населения.
Проблема эта не ограничивается большими расходами на социальное обеспечение. В 1995 г. был принят специальный закон о политике в стареющем обществе: он регулирует вопросы занятости и доходов с тем, чтобы каждый член общества мог реализовать свои способности и при желании иметь возможность трудиться даже в преклонном возрасте.
Для женщин старение общества оборачивается еще одной проблемой. Казалось бы, вследствие сокращения числа детей в семье и упрощения домашней работы (дома средних японцев буквально напичканы бытовой техникой, облегчающей домашний труд1) у японок должно появиться больше свободного времени. Но этот выигрыш в обществе зачастую сводится на нет из-за того, что женщинам приходится ухаживать за престарелыми родственниками, число которых увеличивается.

Утро. Час пик. Видно, что в толпе спешащих на работу преобладают мужчины. Выделяются два лица с марлевыми повязками: те, кто простужен, но не может не ехать на работу, не желают заражать окружающих
Утро. Час пик. Видно, что в толпе спешащих
на работу преобладают мужчины.
Выделяются два лица с марлевыми повязками:
те, кто простужен, но не может
не ехать на работу,
не желают заражать окружающих

Японцы, в том числе и очень молодые, озабочены большим числом банкротств в стране, безработицей, потеряли уверенность в завтрашнем дне. В период высоких темпов экономического роста предпочтительной моделью жизненного цикла большинства японцев было удачное трудоустройство на долговременной основе, женитьба и обзаведение детьми, накопление денег для приобретения собственного жилья и обучения детей. Стереотипной была надежда основной части японских семей на будущее: даже те семьи, которые начинали с небольшого достатка (а таких было большинство), верили, что их благосостояние на протяжении жизненного цикла будет улучшаться. Идеалом средней семьи было собственное жилье, машина, разнообразная бытовая техника, облегчающая домашний труд и высвобождающая время, получение детьми высшего образования. Можно сказать, что семейная жизнь японцев базировалась на экономической и психологической стабильности — у большинства была уверенность в лучшем будущем. Теперь многое изменилось.
С ушедшим веком подошла к концу эпоха домохозяек — этого порождения высоких темпов экономического роста. Жить на заработную плату одного супруга для многих семей представляется не только материально затруднительным, но и рискованным — нет уверенности в том, что та или иная компания не обанкротится, человек не потеряет работу. Вероятность развода также увеличилась. Кроме того, многие мужчины средних лет, жены которых не работают, испытывают чувство известной неудовлетворенности, похоже, они страдают, видя, как пополняют семейный бюджет работающие жены других. И среди самих женщин становится больше таких, кто не желает полностью зависеть от мужа и стремится работать хотя бы неполный рабочий день. Появились женщины, способные обеспечить высокий уровень жизни и мужу, и детям; нередки случаи самостоятельной покупки женщинами жилья, что для Японии в новинку.

Пока аналитики отмечают лишь наметившуюся тенденцию к снижению трудовой мотивации, японцы едут на работу
Пока аналитики отмечают
лишь наметившуюся тенденцию
к снижению трудовой мотивации,
японцы едут на работу

В Японии уже сравнительно давно говорят о необходимости отойти от традиционной системы распределения обязанностей между мужем и женой и строить отношения сотрудничества между полами. Если на рубеже 80—90-х годов использовался термин «общество совместного труда мужчин и женщин», то на рубеже веков заговорили уже об «обществе равного участия мужчин и женщин». Приходит понимание того, что женщина, совмещающая роли жены-домохозяйки, рожающей и воспитывающей детей, и работника, занятого в общественном производстве, должна получать помощь и содействие — как на уровне семьи, так и от общества в целом. По-видимому, это следует рассматривать как объективное отражение сложившейся демографической ситуации: в условиях падения рождаемости и старения населения общество находит трудовой резерв в женщинах.
Молодые японки хотят уже не просто больше помощи со стороны своих мужей (что наблюдалось примерно с 80-х годов, а раньше об этом и вовсе не было речи), но ожидают справедливого совместного распределения труда. Для большинства японок была характерна следующая модель жизненного цикла: работа до замужества, уход с работы на время рождения и воспитания детей, занятость неполный рабочий день, после того как дети подрастут. В отличие, скажем, от американок, занятость которых постоянно увеличивается с взрослением и зрелостью, пока не начинает резко уменьшаться со старостью, у японок выделяются два пика занятости: первый в возрасте 20—25 лет, второй — в 45—49 лет (в последние годы женщины именно этой возрастной группы лидируют по участию в общественном труде).
До недавних пор наем женщин на работу рассматривался предпринимателями как социальное бремя, и нанимавшие выступали в качестве своего рода благодетелей. Ныне ситуация изменилась. Сами женщины постепенно приходят на ключевые посты в управлении и политике (тому свидетельство — назначение на пост министра иностранных дел Макико Танака, а потом сменившей ее Ёрико Кавагути).
Еще одна новая тенденция в жизненном цикле японцев: мужчины стали чаще менять место работы. Раньше это было скорее исключением: господствовавшая система пожизненного найма предполагала постепенное повышение заработной платы в зависимости от выслуги лет. Теперь все больше мужчин, не желающих ориентироваться на модель «отложенной заработной платы», которую предлагал пожизненный наем. В условиях информационной революции генераторами идей и разработчиками инноваций все чаще становятся люди молодых возрастов, и они стремятся к достойному воздаянию за свои идеи уже сейчас.

Воскресным утром в электричке свободно
Воскресным утром
в электричке свободно

Раньше молодые люди только мечтали попасть в крупную компанию и стать «винтиком» в гигантской машине2, теперь же, согласно данным опросов, 13% выпускников университетов не желают связывать себя на всю жизнь сразу и окончательно с одним местом работы. Они предпочитают сначала оглядеться, попробовать себя в разных сферах. Таких людей называют в Японии «фурита» («freeters» — от английского корня «свобода» и немецкого окончания слова «работники»). Молодое поколение японцев выросло в богатой и изобильной («ютакана») Японии, они не знают тех проблем, с которыми сталкивались их отцы и деды, благодаря труду которых их страна стала второй в мире экономической державой. И они могут позволить себе больше личной свободы.
В целом мотивация к труду в Японии существенно снизилась. Аналитики, ранее подтрунивавшие над «трудоголизмом» японцев, стали говорить об утрате традиционного духа трудолюбия в обществе.
В современной Японии наблюдается трансформация семьи и семейных отношений. Если раньше семья была немыслима без детей, то к концу 90-х годов лишь 10% молодых мужчин и женщин связывали брак с непременным рождением детей. На фоне других развитых стран Япония отличается меньшей склонностью к разводам, но число их растет: в 1996 г. оно впервые превысило 200 тыс., и с тех пор ежегодно увеличивается почти на 10%. Одинокие молодые люди не спешат вступать в брак: брачность, составлявшая в Японии на протяжении всего ХХ в. около 10‰, к концу его снизилась до 6‰. Повысился средний возраст вступления в первый брак. Появилась принципиально новая модель жизненного цикла — модель так называемых «паразитирующих одиночек» (по-японски «парасайто сингуру»), которых сейчас насчитывается примерно 10 млн человек. Это работающие молодые люди обоих полов, сначала откладывающие вступление в брак и живущие вместе со своими родителями, пользующиеся всеми благами, предоставляемыми в родительском доме детям, и свободно распоряжающиеся собственным доходом (на приобретение дорогостоящих вещей, развлечения, зарубежные поездки и прочее по собственному усмотрению), а потом не решающиеся вступить в брак (не желая допустить падения собственного жизненного уровня). Более позднее вступление в брак или безбрачие, отсутствие детей или рождение одного ребенка — и в итоге нет причин стремиться к совершенствованию жизни и увеличению доходов, в конечном счете это означает снижение трудовой мотивации.
В настоящее время серьезную проблему представляет то, что все общественные системы Японии строились исходя не только из 60-летнего жизненного цикла (о чем мы также писали), но и его единообразия — в центр помещалась семья с несколькими детьми, а исходной посылкой было традиционное разделение ролей между полами. О необходимости перестройки с учетом новых реалий пока в основном говорят ученые, до осознания ее на уровне государства, если судить по содержанию проводимых реформ, похоже, дело не дошло.

Изучение темы «Жизненный цикл японцев»
было начато автором при поддержке Японского фонда в 1993/94 г
.


1 Эта техника в Японии чрезвычайно разнообразна, ориентирована едва ли не на все случаи жизни и относительно дешева.
2 Известно, что в Японии человека обычно нанимают в компанию вообще, а не на конкретную должность, то есть поступивший на работу становится «человеком компании», которого с легкостью могут переводить не только с одного вида работы на другой, но и отправить на другое предприятие компании, независимо от того, где оно находится, пусть даже и очень далеко от места жительства.