Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №7/2003

Место


Автодорога «Амур»

И.Д. МЫЗНИКОВ
студент географического факультета
Иркутского государственного университета

Здесь сейчас строят федеральную дорогу «Амур»
Здесь сейчас строят
федеральную дорогу «Амур»

Автомобильные дороги в нашей стране значительны по протяженности. Особенно их много в Европейской части России; здесь можно свободно передвигаться на машинах. В Сибири ситуация другая, большинство поездок на дальние расстояния совершаются на поездах. Автотранспорт легко может пройти лишь по немногим федеральным трассам, названия которых не соответствуют действительности: хороший асфальт лежит вблизи только крупных городов. Связь между отдельными регионами затруднена, но проехать все-таки можно. Если какой-то дальнобойщик захочет проехать из Москвы в Сибирь, он будет беспрепятственно продвигаться в глубь страны примерно до Иркутска. В этом городе кончается федеральная М-53, начавшаяся в Новосибирске, и одновременно стартует другая — М-55 — с конечным пунктом в Чите. Эту М-55 красиво обозвали федеральной, но сама дорога таковой не выглядит. Десятки машин разбиваются в холодное время года на участке между Иркутском и Байкальском, а все потому, что при строительстве не были соблюдены элементарные нормы. Трасса даже не тянет на самую последнюю, пятую категорию, а это значит, что пассажирские автобусы передвигаться по ней не должны. В конце концов (в прямом и переносном смысле) машина добирается до Читы. Здесь фактически кончается асфальт. Как же дальше? Как угодно, но лучше на поезде. Все попытки проехать в Амурскую область заканчиваются неудачей для машины и ее водителя. Весь Дальний Восток с Якутией до сих пор остаются изолированными в отношении автотрасс. Между Могочей и поселком Ерофей Павлович (Читинская и Амурская области) стеной стоит тайга. Лишь Транссиб осмелился прорезать ее без малого девяносто лет назад. Зимой некоторые умудряются проскочить это дикое место по замерзшим рекам (Шилке, Амуру), но есть большая вероятность провалиться под лед.
Летом же по тайге не проходит даже гусеничный вездеход, у севших в грязь машин рвутся рамы, когда обреченную пытаются вытащить.
Бессмысленно проводить всероссийские автопробеги из Москвы, Петербурга во Владивосток. В Чите или Чернышевске автомобили все равно приходится ставить в вагоны и ехать минимум до Сковородино, а лучше — до Благовещенска. Следует повториться: дороги нет совсем, даже самой плохой проселочной, на протяжении примерно трехсот километров!

Ведется монтаж мостового перехода (участок возле поселка Семиозерный)
Ведется монтаж мостового перехода
(участок возле поселка Семиозерный)

Фото автора

Местные жители — потомки строителей Транссиба. Они уже, кажется, потеряли всякую надежду на какое-либо улучшение жизни. Бедность здешних городов и поселков просто поражает; отсюда еще не ушел девятнадцатый век. Да, есть железная дорога, можно по ней передвигаться, но этого мало. Население не должно зависеть только от одной железки. Люди почувствуют настоящую свободу, когда смогут свободно ездить на машинах между населенными пунктами. Наш уважаемый президент поставил задачу строителям до конца 2003 г. построить автодорогу «Амур» — обеспечить сквозной проезд между Читой и Хабаровском. Реально ли осуществить его мечту? Смотря как строить. Осталось пройти 300 километров глухой тайги. Дорога «Амур» — третьей категории. Это значит: очень строгие требования по качеству, технологическим характеристикам. Сейчас эту трассу делают так: несколько фирм — подрядчиков у государства, базирующиеся в Чернышевске, Ксеньевке, Могоче, Амазаре, Ерофее Павловиче, строят свои коротенькие участки, сдавая в год не более 5—10 километров. Для ускорения темпов полотно насыпают в два раза у’же (под одну полосу) и несколько ниже, чем предусмотрено проектом. Застопорилось возведение мелких и средних мостовых переходов. Об асфальте и мыслить не приходится: может быть, лет через 20—25, а пока — лишь бы проехать...
Зачем все-таки нужен «Амур»? После того как почти сто лет назад построили Транссиб, эта железнодорожная магистраль стала единственной наземной артерией, соединяющей Дальний Восток с остальной частью страны. Несколько раз пытались изменить эту ситуацию. В конце семидесятых, правда, требовали здесь строить дороги военные, но без особого энтузиазма: много сил и средств в то время отнимала великая «стройка века» — БАМ. Ввод БАМа в эксплуатацию положения не изменил: на машине все равно не проедешь.
Ситуацию можно быстро исправить. От поселка Невер, который находится как раз по центру «Амура», отходит дорога на Якутск и дальше на Магадан. От Читы дорога идет в Монголию и Китай. Для быстрого развития экономики в этом регионе требуется создать полноценную автотрассу, соединив пока еще разрозненные участки в одну магистраль. И тогда в эти места придет настоящая цивилизация.
Интересно сравнить: Транссиб в этих местах был построен с 1907 по 1916 г., «Амур» же фактически превратился в двадцатилетний долгострой. Требуется построить трассу на пустом месте или реконструировать существующую дорогу на протяжении 1200 километров.
Также очень нужен «Амур» для укрепления нашего государства. В настоящее время дальневосточным регионам легче сотрудничать с Японией и Кореей — с этими странами быстрее связаться, привезти или увезти товар. Наш Дальний Восток все больше обособляется от остальной части России. Будущая трасса может перенять короткие перевозки, которые совсем не выгодны Транссибу.
Автомобильное движение планируется открыть в 2004 г. Произойдет ли такое важное событие в нашей стране? Его можно сравнить разве что с золотым звеном на БАМе. Тогда станет возможным катить на автомобиле от Москвы через всю страну до Владивостока.

ГДЕ и КАК использовать этот материал в учебном процессе

Общая характеристика хозяйства России, как правило, завершается темой «Транспорт». Дороги для России всегда имели большое значение — и для освоения территории и для хозяйственных связей между регионами. В настоящее время нет автодороги, соединяющей западные и восточные районы страны. Поэтому строящаяся дорога «Амур», проходящая через Читу и Благовещенск, позволит решить эту проблему. Подобного рода информация поможет учителю сделать урок по транспорту интересным и актуальным.

Трасса строящейся автомобильной дороги
Чита—Благовещенск