Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №11/2003

Международные миграции


Иностранная рабочая сила в зоне Персидского залива:
страны, которые перестали
быть арабскими

Н.В. МАЗЕИН
студент географического факультета
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова

Дубай. Вид с ультрасовременного небоскреба Бурдж-эль-Араб. И сам небоскреб, и сооружения у его подножия построены руками иностранных рабочих по проектам иностранных инженеров
Дубай.
Вид с ультрасовременного
небоскреба Бурдж-эль-Араб.
И сам небоскреб, и сооружения
у его подножия построены
руками иностранных рабочих
по проектам иностранных инженеров

Растущая трудовая миграция в последние десятилетия стала важным фактором развития многих стран мира. Но нигде она не служит столь важным фактором трансформации социальной, экономической и политической жизни, как в арабских монархиях Персидского залива. Материальную основу современного благополучия Восточной Аравии составили нефтяные богатства, а сам процесс превращения бедных, еще недавно глубоко отсталых стран в богатые, процветающие государства свершился благодаря усилиям тысяч иностранных рабочих. На месте деревень с глинобитными хижинами их руками были построены современные города из стекла и бетона, мосты и автострады, промышленные предприятия и сельскохозяйственные фермы. Иностранные специалисты принесли новые технологии, организацию производств и эффективную систему менеджмента.
В настоящее время удельный вес иностранцев в общей численности занятых в экономике государств Персидского залива составляет около 2/3 (и это не считая тех, кто занят в качестве домашней прислуги, и нелегальных иммигрантов). Общее количество иностранцев, проживающих в нефтяных монархиях региона, — по меньшей мере 10 млн человек. Доля иностранцев здесь намного больше, чем, например, в странах ЕС, также активно использующих приезжих рабочих. И если в Западной Европе главным связанным с иммиграцией раздражителем для местного населения является беспокойство, что иностранцы будут конкурентами на рынке труда и оттянут на себя часть социальных выплат, то в зоне Персидского залива налицо угроза серьезных культурных, демографических и этнических изменений. В ОАЭ, Кувейте, Катаре местные жители буквально стали национальными меньшинствами в собственных государствах.

Экономическая необходимость
и источник проблем

Огромные доходы от экспорта нефти в регионе дали возможность финансировать крупные экономические проекты, но местные трудовые ресурсы были малочисленны: велика доля детей (традиция многодетности), женщины в исламских обществах практически не вовлекаются в общественное производство. Та же часть трудовых ресурсов, которая все-таки могла быть вовлечена в современное хозяйство (взрослые мужчины), имела низкие квалификацию и образовательный уровень. До 70-х годов большинство местного населения не сталкивалось с промышленными технологиями и вопросами организации производства, не знало эффективного и рационального менеджмента. В патриархальный менталитет не вписывались современные методы хозяйствования. Важным фактором отстраненности местных жителей от участия в экономической деятельности было и остается попросту и нежелание работать. Высокий уровень жизни и большое количество денежных льгот, предоставляемых государством своим гражданам, позволяют местному населению безбедно жить, избегая труда, особенно в малопривлекательных сферах занятости. Многие коренные граждане заняты на фиктивных должностях или получают заработную плату вне зависимости от качества выполняемой работы.
Массовая трудовая иммиграция в район Персидского залива началась после 1973 г., когда резко повысились цены на нефть на мировом рынке. Уже в середине 70-х годов иностранная рабочая сила заняла количественно доминирующие позиции во всех сферах экономики стран региона. Сначала преобладали выходцы из арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки, но затем основной вклад в иммиграцию стали вносить государства Южной и Юго-Восточной Азии. Ныне иммигранты из этих стран составляют в регионе основу рабочей силы и занимают низшие и средние ступени социальной лестницы.
Они прибывали из стран, где заработки были на порядок ниже тех, которые им предлагали в нефтедобывающих монархиях. Правительства государств Персидского залива разрешали каждому своему гражданину приглашать по контракту определенное количество рабочих. Иностранные рабочие заняты практически полностью в частном секторе, тогда как местные жители преимущественно работают в государственном, а в частных компаниях — в высшем эшелоне управления. Например, в Кувейте 93% граждан заняты в государственном секторе; 98% работающих в частном секторе — иностранцы.
Определенную часть иностранной рабочей силы составляют вынужденные переселенцы и политические иммигранты из других арабских стран. В основном это палестинцы и ливанцы, уехавшие в страны Персидского залива вследствие арабо-израильских войн; есть также эмигранты из Ирака, Сирии, Йемена, Сомали, Эритреи, Судана, покинувшие свои страны по политическим мотивам. Трудоустройству вынужденных иммигрантов часто помогали благотворительные исламские фонды, действующие в странах Персидского залива.
Среди трудовых иммигрантов немало и высококвалифицированных специалистов (по большей части из развитых стран), занятых в сфере образования, здравоохранения, инженерно-технологическом и финансовом консалтинге, инжиниринге, менеджменте, организации производства, индустрии информационных технологий, военно-технической сфере. Именно в этих сферах экономики, привлекательных и для коренного населения, становящегося все более образованным, наиболее остра конкуренция за рабочие места. В настоящее время местные жители активно требуют от правительств своих стран принятия мер по снижению непропорционально высокой доли иностранцев в общей численности рабочей силы. Особенно это волнует молодых граждан стран Персидского залива, среди которых уровень безработицы неуклонно рос в последнее десятилетие. В Саудовской Аравии, Омане и Бахрейне молодые люди то и дело проводят демонстрации и требуют от правительства создания преимуществ для национальных кадров. По неофициальным данным, уровень безработицы среди 18—30-летних граждан Бахрейна составляет 14%, Саудовской Аравии — 15%1, а в Омане превышает 20%.
Пока власти стран Персидского залива способны обеспечить безбедное существование своим гражданам, но в скором времени ситуация может измениться. Логика экономического развития так или иначе потребует снижения непроизводительных расходов, отмены многих субсидий и льгот для местного населения.


1 Данные по Саудовской Аравии весьма приблизительные.

Сколько иностранцев в странах
Персидского залива?

ОАЭ. Индийская семья в дубайском музее традиционной бедуинской жизни
ОАЭ.
Индийская семья в дубайском музее
традиционной бедуинской жизни

Определить численность рабочих-иммигрантов в регионе непросто. Достоверной статистики нет: правительства не желают раскрывать информацию о чрезмерном иностранном присутствии на их территории (ведь это непосредственно затрагивает стратегические аспекты социально-экономических основ общества и вопросы внутренней безопасности), да они и не могут полностью контролировать число пребывающих иммигрантов. В публикуемую статистику зачастую вносятся намеренные искажения, сильно занижающие показатели участия иностранной рабочей силы в социально-экономической жизни общества. Власти Саудовской Аравии и Омана вообще не предоставляют никакой информации о числе иностранцев на их территории. Все данные о количестве иностранных рабочих и их удельном весе в общей численности занятых носят оценочный характер. К тому же в Саудовской Аравии женщины в принципе не включаются в состав трудовых ресурсов, из-за чего статистические данные оказываются сильно искаженными. По оценкам, каждый год в Саудовской Аравии из ста тысяч молодых людей, выходящих на рынок труда, менее половины находят работу.
Первые серьезные исследования по этому вопросу были проведены египетским ученым Насером Фахром в 70-х годах. Он подсчитал, что иностранная рабочая сила составляла в 1970 г. 46% занятых в Кувейте, ОАЭ, Катаре и Бахрейне, а в 1980 г. — более 58%.
Численность иностранной рабочей силы постоянно увеличивается во всех государствах Персидского залива2. В 1975 г. она составляла около 3 млн человек, в 1985 г. — превышала 7 млн. Сейчас она не менее 10 млн чел., а по некоторым данным — достигает почти 15 млн!
Не менее трети иностранных рабочих стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)3, сосредоточено в Саудовской Аравии, имеющей самую мощную экономику среди государств Персидского залива. Оценки разнятся от 5 до 7 млн человек. С учетом нелегальных иммигрантов, большинство из которых проникает в королевство под видом паломников, последняя цифра представляется более близкой к истине. В ОАЭ иностранцев больше двух миллионов, в Кувейте около 1,5 млн.
В Омане насчитывается более полумиллиона иностранцев. Значительный миграционный приток наблюдался в 90-е годы. В небольших по населению Катаре и Бахрейне иностранцев более чем по 200 тыс. человек, и их численность также росла на протяжении последних десятилетий.
Удельный вес работников иностранного происхождения в общем числе занятых во всех странах Персидского залива превышает 50%, что в сущности означает полную зависимость этих государств от импортной рабочей силы. В некоторых странах ситуация просто чрезвычайная: в ОАЭ и Катаре иностранцы составляют 90% всех занятых, в Кувейте — 80%. Местные жители оказались этническим меньшинством в своих государствах. Нигде в мире иностранцы не составляют столь большой доли в населении, как в этих трех странах. В ОАЭ гражданами (то есть не иностранцами), по разным данным, являются лишь от 18 до 25% населения; таким образом, лишь одна пятая всех жителей получает привилегии и гарантированные права, а остальные работают в условиях отсутствия четкого трудового кодекса и могут быть высланы из страны в любой момент. В Катаре гражданами являются только 20% населения, в Кувейте — 35—36%.
В Саудовской Аравии иностранцы, по оценочным данным, составляют 55—60% занятых. Страна все-таки обладает значительными собственными трудовыми ресурсами, бо’льшими, чем в остальных странах ССАГПЗ вместе взятых, и первой начала создавать преимущества для национальных кадров (проводить «саудизацию»). Особенностью иностранной рабочей силы в Саудовском королевстве является значительная доля нелегальных иммигрантов. Гражданами считаются 70—73% жителей, но, вероятно, эти данные преувеличены.
Оценки удельного веса иностранцев в рабочей силе Омана колеблются от 55 до 70%. Этот султанат позже всех начал добычу нефти, ее запасы не очень велики, и общий уровень развития здесь ниже, чем в остальных странах ССАГПЗ. До середины 80-х годов численность иностранной рабочей силы была здесь сравнительно невелика, но резко увеличилась в 90-е годы, когда Оман совершил значительный экономический рывок. Доля иностранцев в общем населении Омана, разумеется, ниже, чем доля в рабочей силе. Граждане (коренные оманцы) составляют около 70% населения Омана, и оманские арабы пока не стали национальным меньшинством в своем государстве.
В Бахрейне ситуация отличается от всех стран Персидского залива. Во-первых, эмират практически прекратил добычу нефти и сократил большое количество рабочих мест в нефтяном секторе. Во-вторых, в Бахрейне проще была процедура натурализации иностранцев. Значительная часть бывших иммигрантов за три десятилетия стала гражданами. Поэтому сейчас в Бахрейне граждане составляют 60% жителей. Доля иностранной рабочей силы в общем числе занятых достигает 60—65%.
Трудовые иммигранты, как правило, компактно проживают в определенных частях государств. Большинство из них живет в крупных городах, где сосредоточены рабочие места. В Эр-Рияде и Эль-Кувейте живет почти по миллиону иностранцев. Много иностранцев проживает в районах нефтепромыслов, в свободных экономических и офшорных зонах.
В Саудовской Аравии трудовые иммигранты сосредоточены в Восточной провинции, столичной агломерации и городах на побережье Красного моря, особенно в Джидде. В ОАЭ основная масса иностранцев проживает в эмирате Дубай, также много их в Абу-Даби и Шардже. В Кувейте почти все иностранцы живут в Эль-Кувейте и его пригородах (Мина-эль-Ахмади, Шувейх). На территории Омана подавляющее число трудовых иммигрантов сосредоточено в Эль-Батине на северо-востоке страны, где больше мест приложения труда и природные условия сравнительно благоприятны для жизни.

Численность (тыс. чел.) и удельный вес (%) иностранцев
в рабочей силе арабских монархий Персидского залива

Страна 1975 г. 1980 г. Середина 80-х годов 1990 г. 2000 г. Доля неграждан
среди жителей
государства 2000 г., %
тыс.
чел.
% тыс.
чел.
% тыс.
чел.
% тыс.
чел.
% тыс.
чел.
%
Саудовская Аравия 1565 43 1250 47 4560 72 60 5361 55 27
ОАЭ 456 85 502 91 930 90 89 90 82,(75)*
Кувейт 502 69 342 76 1020 81 1316 86 1160 81 64,(65)
Катар 97 82 116 89 190 82 92 90 80
Оман 132 19 113 37 210 42 ок. 200 70 527 55 (64) 26
Бахрейн 56 34 65 55 130 58 51 228 64 (60) 40

* В скобках даны другие варианты оценок.


2 Сокращение абсолютного количества иностранцев, занятых в экономике, наблюдалось лишь в Кувейте в 90-х годах вследствие иракского вторжения. Сейчас оно практически достигло уровня 1990 г.
3 В эту организацию входят Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Катар и Бахрейн.

Западные специалисты

На вершине пирамиды иностранной рабочей силы в государствах Персидского залива стоят западные специалисты, в первую очередь граждане США и Великобритании. Это связано с традиционным влиянием Великобритании (существовал британский протекторат над значительной частью Восточной Аравии), значительным участием американского и британского капитала в разработке нефтяных месторождений, традиционными военно-политическими связями монархий Персидского залива с ведущими странами НАТО, широким распространением английского языка в научно-технической сфере. Западные специалисты получают жалованье намного выше, чем на родине.
Их общее число в странах ССАГПЗ — нескольких десятков тысяч. В Саудовской Аравии — не менее 50 тыс. американских и 30 тыс. британских специалистов, а также около 25 тыс. граждан других западных стран. По некоторым данным, сейчас в ОАЭ работает приблизительно 70 тыс. западных специалистов. Особую группу составляют военные консультанты и советники и военнослужащие, размещенные на нескольких американских военных базах. Американские военные советники служат в вооруженных силах Кувейта, Катара и Бахрейна, британские военные консультанты сотрудничают с правительствами Саудовской Аравии, Кувейта и Омана, французские — с властями ОАЭ и Катара.

Братья-арабы и соседи-персы

ОАЭ. Дубай. Группа пакистанцев
ОАЭ. Дубай. Группа пакистанцев

Арабской рабочей силе, преобладавшей на начальном этапе среди трудовых иммигрантов, отдавалось предпочтение ввиду культурной, этнической и языковой общности с коренным населением. Наиболее многочисленными были выходцы из Палестины, Египта и Йемена. Среди египтян и палестинцев было много преподавателей, учителей, журналистов, инженеров и врачей. Палестинцы стали активно иммигрировать в Восточную Аравию (первоначально в Кувейт, а потом и в другие страны) после так называемой Шестидневной войны 1967 года, когда Западный берег реки Иордан отошел под контроль Израиля.
Наиболее многочисленной арабской общиной в странах Персидского залива длительное время была йеменская. Наибольший поток йеменских иммигрантов шел в Саудовскую Аравию ввиду открытости саудовско-йеменских границ. По оценкам, в начале 90-х годов в королевстве насчитывалось около одного миллиона выходцев из Йемена. Крупные йеменские общины образовались также в ОАЭ и Омане.
Помимо йеменцев, египтян и палестинцев, в странах ССАГПЗ работало много выходцев из Сирии, Иордании, Ирака, Ливана, Алжира, Марокко и Судана. Представителям арабских общин легче было внедриться в местное общество, установить контакты, создать неформальные общественные организации и требовать от властей соблюдения своих прав наряду с местным арабским населением. Многие египтяне, палестинцы и йеменцы служили в вооруженных силах и органах правопорядка, занимали ответственные посты в государственном аппарате, создавая конкуренцию местным жителям. Все это послужило причиной изменения отношения властей монархий Персидского залива к выходцам из других арабских стран и начала политики уменьшения их роли в общественной и экономической жизни государств.Впервые такая политика стала проводиться в Кувейте, где палестинская община превратилась в мощную политическую силу, способную оказывать давление на государство. Правительство Кувейта было вынуждено сообразовывать свое отношение к палестино-израильскому конфликту с настроениями проживающих в Кувейте палестинцев. Власти Кувейта и других монархий стран Персидского залива усмотрели в деятельности националистических палестинских организаций угрозу возникновения оппозиционных движений, причем весьма радикальных.
Это относилось и к египетским гражданам. Многие египтяне были приверженцами леворадикальной идеологии времен Гамаль Абдель Насера, противоречащей идейно-политическим установкам монархий Персидского залива. Спецслужбы региона обвинили египетские спецслужбы в попытках создать особые организации из числа иммигрантов с целью дестабилизации внутренней обстановки в странах ССАГПЗ.
Особую опасность правительства нефтяных монархий видели в деятельности иммигрантов из Народно-Демократической Республики Йемен, где на официальном уровне провозглашалась марксистская идеология. В частности, власти Омана напрямую увязывали действия антиправительственного Национального фронта освобождения Омана с попытками Южного Йемена распространить свое влияние на султанат.
Граждане Ирака, Сирии, Алжира, Судана, режимы которых противостояли политическому курсу властей стран Персидского залива, тоже рассматривались как «неблагонадежные». Монархические режимы постепенно пришли к выводу, что арабская рабочая сила, несмотря на ряд очевидных преимуществ, представляет опасность для внутренней стабильности в обществе. К тому же выходцы из арабских государств требовали уравнения их в правах и величине заработной платы с местным населением.
С 80-х годов стала проводиться политика сокращения численности арабских общин в странах ССАГПЗ. Нормализация отношений Египта с Израилем в начале 80-х годов и претензии Египта на лидерство в арабском мире явились поводом отказа Кувейта и Катара от услуг многих египетских специалистов. Проиракская позиция руководства Организации Освобождения Палестины во время войны в Персидском заливе сильно осложнила его взаимоотношения со всеми странами ССАГПЗ. Была прекращена выдача виз палестинцам, и началась их высылка. Особенно жестко действовали власти Кувейта, выславшие почти всех палестинцев за пределы эмирата. Такая же участь постигла иммигрантов из Ирака. По оценкам, к концу 90-х годов в Кувейте осталось лишь около 10 тыс. палестинцев и иракцев.
По схожей причине ввиду поддержки руководством Йемена действий Ирака в Персидском заливе правительства монархий Персидского залива на длительный срок прекратили выдачу виз йеменским гражданам, а из одной только Саудовской Аравии было выслано более полумиллиона йеменцев. По оценкам на 2000 г., арабские иммигранты составляли 35% населения Кувейта, 40 — Катара, 20 — ОАЭ, 10% — Бахрейна.
Схожая ситуация и в отношении иранских иммигрантов. Власти монархий Персидского залива стремились не осложнять своих отношений с Ираном, но вынуждены были ввести запретительные меры на въезд иранских граждан после исламской революции 1979 г. Крупные иранские общины в арабских странах Персидского залива существуют много веков. В руках иранских предпринимателей находится значительная часть торговли в Дубае, Бахрейне, Омане и Катаре. Власти нефтяных монархий, особенно Бахрейна и Саудовской Аравии, боятся активизации деятельности собственных шиитских общин под влиянием иранских иммигрантов. Тем не менее иммиграция иранцев, большей частью нелегальная, продолжается,
и происходит рост иранского культурного влияния в странах ССАГПЗ. Согласно оценкам, в 2000 г. иранцы составляли 5% населения ОАЭ, 4 — Кувейта, 10 — Катара, 8% — Бахрейна.

Иммиграция из Южной и Восточной Азии

Проводя целенаправленную политику уменьшения зависимости от рабочей силы арабского и иранского происхождения, страны ССАГПЗ сделали ставку на рабочих из других азиатских стран. Это была сравнительно дешевая, дисциплинированная и нетребовательная к условиям труда рабочая сила. В профессиональном отношении она не уступала арабской. Языковые проблемы во многом решались благодаря тому, что большинство иммигрантов владели английским языком. Предпочтение отдавалось рабочим-мусульманам, в основном из стран Южной Азии.
Ныне иммигранты из стран Южной, Юго-Восточной и, в меньшей степени, Восточной Азии составляют основную массу иностранной рабочей силы в монархиях Персидского залива. К 1985 г. здесь насчитывалось около 2 млн выходцев из Азии, сейчас — более 7—8 млн. Наиболее значителен приток из Индии и Пакистана. Жители этих стран связаны традиционными многовековыми отношениями с Персидским заливом. Еще в средневековье на побережье современных ОАЭ, Омана и Кувейта сформировались большие индийские общины. Многие индийцы занимались коммерческой деятельностью и контролировали значительную часть морской торговли. В странах Персидского залива возникла своеобразная индийская культурно-этническая группа — бания, оказывавшая большое влияние на экономическую жизнь Дубая и Омана. Бании до сих пор служат посредниками между фирмами западных стран и
местным населением, выступают агентами крупных торговых компаний, занимаются банковским делом и экспортно-импортными операциями. Индийские общины в некоторых местах были столь влиятельны, что контролировали практически всю экономическую жизнь. В частности, такая ситуация складывалась на северо-восточном побережье Омана.
Традиционные индийские общины сохранили тесные экономические связи с Индией, что в немалой степени способствовало привлечению рабочих-иммигрантов из этой страны. Схожая ситуация складывалась в отношениях с Пакистаном. Бывшее общее британское колониальное правление также способствовало контактам.
Ныне в странах ССАГПЗ проживает около 3,5 млн индийцев (в том числе 1,5 млн — в ОАЭ, 300 тыс. — в Кувейте), около 2 млн граждан Пакистана (в Саудовской Аравии — 35%, в ОАЭ —20%), полмиллиона выходцев из Бангладеш (в Саудовской Аравии, а также в Омане и Кувейте). Роль рабочей силы из Южной Азии в экономике стран ССАГПЗ увеличивается.
Важную роль, особенно в Саудовской Аравии, сыграли рабочие из Южной Кореи — квалифицированные строители и технические специалисты. Однако ныне их численность невелика.
За последнее десятилетие значительно усилился миграционный приток с Филиппин, Таиланда, Шри-Ланки, Индонезии и Китая. Филиппинцы являются третьей по величине после индийцев и пакистанцев азиатской общиной в странах Персидского залива: более полумиллиона человек. На Ближний Восток направляется почти 9/10 всех эмигрантов с Филиппин. Большинство филиппинских рабочих проживает в Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейте.
Есть крупные общины выходцев из Таиланда и Шри-Ланки: по несколько сот тысяч человек каждая. Это низко- и среднеквалифицированные рабочие, они сосредоточены главным образом в Саудовской Аравии. Понемногу растет и число иммигрантов из Индонезии и Китая.
Наиболее высокооплачиваемую категорию азиатских рабочих составляют специалисты из Южной Кореи, потом идут рабочие из Шри-Ланки и Таиланда. Ниже уровень заработной платы у большинства выходцев из Индии и Филиппин, а самую низкооплачиваемую категорию составляют иммигранты из Пакистана и Бангладеш.
Больше половины иммигрантов из Индии попадают в страны ССАГПЗ из штата Керала. Традиционно высокий приток индийских иммигрантов наблюдается также из Гуджарата и Кача. По этнической принадлежности большинство индийских рабочих — гуджаратцы, маратхи, тамилы, хиндустанцы и телугу. Почти все пакистанцы прибывают через Карачи. Это пенджабцы, синдхи и белуджи. 45% иммигрантов из Бангладеш прибыли из района Читтагонга, около 20% — из Дакки. Почти все рабочие из Шри-Ланки и Таиланда приехали из столиц своих государств, среди филиппинцев преобладали выходцы с Лусона.
Так что сейчас в нефтяных монархиях Персидского залива проживают сотни тысяч пенджабцев, гуджаратцев, бенгальцев, маратхов, тамилов, синдхов, тагалов, тайцев. Это существенным образом изменило этнический состав их жителей, произошли серьезные изменения в расселении народов и в удельном весе разных этносов в общей численности населения. Исконно арабские государства Персидского залива фактически перестали быть таковыми.
В последнее десятилетие поменялся половозрастной состав иммигрантов. Если раньше явно преобладали мужчины, то теперь значительную часть иностранной рабочей силы составляют женщины, занятые в сфере услуг или в качестве домашней прислуги.

Зависимость от импортной рабочей силы
и амбиции «национализации кадров»

ОАЭ. Дубай. Сомалийка
ОАЭ. Дубай. Сомалийка

Иностранцы не только составляют большинство занятых в гражданском секторе экономики, но и широко представлены в вооруженных силах и спецслужбах стран Персидского залива, в чем таится определенная потенциальная угроза. Военными советниками и техническими консультантами работают западные специалисты, на контрактной же основе в армии и в органах внутренней безопасности служат выходцы из других арабских государств, а также из Ирана и Пакистана. Больше половины армейского состава ОАЭ укомплектовано оманцами и белуджами, среди офицерского состава преобладали выходцы из Иордании. До середины 80-х годов оманская армия состояла почти исключительно из белуджей и йеменцев, катарская — из оманцев, йеменцев, иорданцев и пакистанцев, кувейтская — из иранцев, иракцев и саудовских бедуинов. Со второй половины 80-х годов во всех монархиях Персидского залива стала активно проводиться политика национализации кадров в армии, то есть создания армии, состоящей из представителей коренного населения. В Саудовской Аравии иностранцам было запрещено служить в вооруженных силах, в Кувейте и Катаре армейский состав был реорганизован на национальной основе. Уволены были многие йеменские, палестинские, египетские и иранские военные. Тем не менее иностранцы продолжают численно преобладать в личном составе полиции, в некоторых родах войск, а советнические функции до сих пор находятся в руках западных военных специалистов.
Проблема нарастающей безработицы среди местного населения, конкуренция на рынке труда вызывают подъем радикальных антиправительственных настроений, активизацию исламских фундаменталистских движений.
Нарастает отчужденность и недоброжелательность в отношениях местных жителей с иностранцами. В странах Персидского залива отсутствует полноценное трудовое законодательство, которое бы регулировало права и обязанности наемных работников и работодателей. Трудовые контракты заключаются таким образом, чтобы лишить иностранцев возможности отстаивать свои права. По истечении срока действия контракта иностранные рабочие должны незамедлительно покидать страны пребывания. За малейшее нарушение условий контракта или проявление недовольства иностранцы могут быть высланы. Большинству рабочих запрещено ввозить свои семьи. Иностранцы, как правило, живут сегрегированно в отдельных кварталах городов. Часто одинокая жизнь тянется многие годы. Но люди соглашаются на это: ведь на родине их ожидала бы бедность и безработица. Здесь же минимальное жалованье неквалифицированного работника составляет почти 200 долл. в месяц, рабочий высокой квалификации может зарабатывать более 1000 долл.
Неравноправное положение иностранных рабочих по сравнению с местными жителями вызывает чувство неудовлетворенности и внутреннего протеста. Тем более что заработная плата местных специалистов значительно больше, чем иностранных (исключение делается только для западных специалистов). Это особенно болезненно воспринимается выходцами из арабских стран — людьми, которые давно проживают в нефтяных монархиях Персидского залива, внесли заметный вклад в их социально-экономическое развитие, но не получили адекватного вознаграждения.
Использование иностранцев остается весьма выгодным. Руководители частных компаний, вопреки политике национализации кадров, избегают нанимать местных жителей, избалованных льготами, так как это ведет к увеличению издержек на выплату заработной платы, а качество выполняемой работы зачастую снижается. Процесс национализации кадров пока протекает малоэффективно, хотя и ужесточены правила въезда с целью получения работы, расширены списки профессий и должностей, не подлежащих замене иностранцами, а частным компаниям предписаны ежегодные квоты повышения доли местных жителей среди рабочего состава.
Наиболее последовательно политики национализации кадров придерживается правительство Кувейта, где доля местных жителей в общем количестве занятых достигла 20%, хотя во многом это достигнуто за счет создания фиктивных государственных должностей. Власти Кувейта пытаются сократить разницу в величине заработной платы местных и иностранных специалистов, обязали работодателей оплачивать медицинскую страховку своим наемным рабочим. ОАЭ и Саудовская Аравия добились существенного снижения числа иностранцев, занятых в банковской сфере, в Омане доля местных трудовых ресурсов в частном секторе увеличилась до 20%. Однако это мало изменило существующее положение. В том же Омане многие частные фирмы, выполняя квоты государственной программы «оманизации», фиктивно нанимали местных жителей, платили им определенную сумму денег, отправляли домой, а вместо них работу выполняли иностранцы. Порой процессу национализации кадров препятствуют местные традиции и законодательство. Например, в Саудовской Аравии в качестве частных шоферов занято почти полмиллиона иностранцев, главным образом по той причине, что женщины здесь не имеют права водить машину.
Ежегодно во всех странах Персидского залива проводятся операции по выявлению иностранцев с просроченными визами и нелегалов; в некоторые годы только из одной Саудовской Аравии по этой причине выдворялось почти по миллиону человек.

Каир. Египетские дети — возможно, завтрашние мигранты в одну из стран Персидского залива
Каир. Египетские дети — возможно,
завтрашние мигранты
в одну из стран Персидского залива

Отдельные слои общества в нефтяных монархиях сопротивляются государственным программам национализации кадров. Многие владельцы частных компаний не желают лишиться дисциплинированной дешевой рабочей силы, а богатые семьи — дешевой многочисленной прислуги. По оценочным данным, в странах Персидского залива в качестве домашней прислуги работает около 3 млн чел.
Перечисление иностранными рабочими денежных средств в страны эмиграции сокращает ВВП государств Персидского залива на 10%4. Однако отток иностранной рабочей силы означал бы сужение потребительского спроса на продовольственные и промышленные товары и сокращение торгового оборота. Негативные последствия уменьшения числа иностранных специалистов не согласовываются с курсом правительств стран ССАГПЗ на развитие частного предпринимательства.
В ряде случаев происходили политические осложнения со странами — экспортерами рабочей силы. Правительства некоторых азиатских государств неоднократно подавали жалобы в Международную организацию труда (МОТ) по поводу дискриминированного положения иностранцев в монархиях Персидского залива. Это вызывало серьезные осложнения в отношениях ОАЭ с Индией, Катара с Филиппинами.
Иностранная рабочая сила остается важным фактором общественного и экономического развития стран Персидского залива. В ближайшем будущем эта ситуация вряд ли существенно изменится. Выдвинутая программа национализации кадров предполагает повышение доли местных трудовых ресурсов до 75% к 2020 г. в большинстве секторов экономики, в том числе в промышленности и банковском деле. Однако выполнение этой программы представляется маловероятным.


4 По данным Арабского валютного фонда; в 2000 г. сумма переводов за рубеж, осуществленных иностранными рабочими, составила 25 млрд долл., две трети которых были направлены в страны Азии. 15,4 млрд долл., или 62% всех переводов были сделаны из Саудовской Аравии. — Прим. ред.