Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №19/2003

Впечатления


По странам Скандинавии

Л.В. Деточенко
кандидат географических наук, доцент кафедры экономической
и социальной географии Волгоградского государственного педагогического университета

Совсем недавно посетила четыре страны Северной Европы — Финляндию, Швецию, Норвегию и Данию.
Называешь эти страны, и сразу сталкиваешься с трудностями терминологии. Как правильно определить, к какому географическому региону они принадлежат? То, что это Северная Европа, ясно.
А вот с распространенным термином «Скандинавия» сложнее. Географически на Скандинавском полуострове расположены Норвегия, Швеция и часть территории Финляндии, то есть эти государства — страны Скандинавского полуострова. Дания — нет. Но по лингвистическому принципу именно норвежский, шведский и датский языки принадлежат к скандинавской подгруппе германской группы индоевропейской языковой семьи. А финский относится к группе финно-угорских языков уральско-юкагирской семьи. И предками финнов были финно-угорские племена, а не северогерманские, как у других названных народов. Поэтому в данном случае отнесение Финляндии к Скандинавии вызывает возражения. Для общего названия употребляют термин «Фенноскандия» (от лат. «Фенния» — Финляндия и «Скандия» — Скандинавия).
С другой стороны, у народов всех четырех государств так много общего и в истории их развития, и в государственной символике (флаги всех стран имеют похожий асимметричный крест), и в особенностях менталитета, и в типах и уровнях развития экономики государств на современном этапе, что трудно их разрывать географически и терминологически. В последние годы в зарубежной, да и в отечественной географической науке все чаще весь этот регион объединяют под общим названием Скандинавия.

Страна дачного типа — Финляндия

Рыбацкие лодки в ляни Лаппи на севере Финляндии
Рыбацкие лодки в ляни Лаппи
на севере Финляндии

Из всех стран Скандинавии Финляндия, пожалуй, самая русская. Еще нет полного ощущения, что ты не в России. Может быть, потому, что от Санкт-Петербурга до столицы Финляндии Хельсинки всего 400 км, это 4—5 часов езды на автобусе, а может быть, потому, что на главной Сенатской площади Хельсинки напротив лютеранского Кафедрального собора возвышается памятник нашему Александру II, который финны и не думают сбрасывать с пьедестала, как мы свои памятники, а, наоборот, очень чтут русского царя за то, что он ввел в обращение национальную денежную единицу — финскую марку и сделал финский язык государственным. Может быть, причиной того является и наша совместная история: с 1809 до 1917 г. Финляндия входила в состав России. И это создает впечатление какой-то общности.
Но, несмотря на это, все-таки сразу ясно: Финляндия — не Россия. Ясно по чистейшим зеркальным стеклам финского автобуса, на котором мы едем; ясно по высочайшему профессионализму нашего финского водителя Раумы, который везет нас по Скандинавии; ясно потому, что при переезде границы автобус совсем перестало трясти: дорога идеально расчищена и дорожное покрытие в отличном состоянии; ясно потому, что стало светло — дорога прекрасно освещена. Не Россия...

Оперный театр в Хельсинки
Оперный театр в Хельсинки

Путешествуя по Финляндии, начинаешь понимать, почему у финских народов такой ни на чей не похожий язык, состоящий, казалось бы, из одних протяжных звуков. Вслушайтесь в названия — Ваалемаа, Сааремаа, Суоменлинна... Язык такой от финской природы. Большая часть территории страны лежит ниже 200 м над уровнем моря. Весь юг и центральную часть страны занимает низменная равнина Суоменселькя с невысокими холмами, поросшими хвойным лесом, с «глазами озер». «Глаз» этих в Финляндии немало — 198 тысяч. Озера и болота покрывают свыше 10% совсем небольшой, по российским меркам, территории. Недаром второе название Финляндии — страна Суоми — переводится как Страна болот. Проезжая по этой равнинной местности, любуясь голубыми озерами, зелеными елями и соснами, белыми березками, не хочешь никуда спешить, на душу снисходит умиротворение, и даже мы, задерганные суетой, с совсем другим, степным менталитетом, расслабляемся и понимаем, почему так протяжен финский язык, и уже не смеемся над медлительными, никуда не спешащими финнами.

Православный Успенский собор в Хельсинки
Православный
Успенский собор
в Хельсинки

Страной дачного типа называют Финляндию, и это недалеко от истины. Прекрасная северная природа, чистый, наполненный фитонцидами воздух, размеренный образ жизни — жители Финляндии, действительно, живут, как на даче. И даже у жителей крупных городов, которых совсем немного в стране, как правило, есть домик где-нибудь в глуши у озера. Хотя глушь здесь — понятие относительное, лес больше напоминает вычищенный и ухоженный парк, в котором аккуратно проложены дороги. Легко объяснимой становится продолжительность жизни финнов — 75 лет, одна из самых высоких в мире: всю жизнь, как на курорте.
Финны вообще народ особый. Жителей Финляндии немного — 5,2 млн чел. при площади страны в 338 тыс. км2, плотность населения невысока — 16,9 чел/км2. Учитывая, что свыше 70% людей живет в городах, сельское население страны довольно редкое. Живут на хуторах, удаленных друг от друга. Эта спокойная, одиночная жизнь вполне соответствует финскому менталитету. Дома на хуторах небольшие, очень чистенькие, всегда свежевыкрашенные. Причем, что характерно для всех северных стран с достаточно суровой природой, краски яркие, жизнеутверждающие — преобладают желтый, бордовый, голубой цвета. И что особенно поразительно — дома вписаны в ландшафт, нисколько не дисгармонируют с природой, не смотрятся чуждым элементом, все очень гармонично, умиротворяюще. Все это веками и создавало характер финнов, о котором ходит столько анекдотов. А они не обижаются, живут в свое удовольствие, никуда не торопясь, а весь мир пусть смеется и завидует.

Башня лютеранского собора в городе Турку
Башня лютеранского
собора в городе Турку

Внешне финны сильно отличаются от жителей соседних Швеции и Норвегии. Когда попадаешь в Финляндию, кажется, что постоянно видишь Вилли Хаапасало (помните киношного финна из «Особенностей национальной охоты?). Они в большинстве своем такие — белокожие, широкоскулые, курносые, какие-то субтильные при том, что рост под два метра и косая сажень в плечах у многих. Молчаливы, малоразговорчивы, по-моему, стеснительны, не способны к решительным действиям — «семь раз отмерь...». Когда финн обращается к вам и выясняет, что у вас нет общего языка для общения — вы не говорите по-фински, он по-русски и по-английски, то у него сразу «опускаются руки». В отличие от южноевропейцев — итальянцев, испанцев, от арабов, турок, которые жестами, мимикой, общеизвестными словами на всех языках Земли будут общаться с вами; финны — нет, они даже не делают попыток что-то предпринять, будут стоять рядом, вздыхать, но не напрягаться.
Зато танцевать с финном — сплошное удовольствие. И в Финляндии, и в Швеции принято танцевать только в паре, общие танцы они не любят. Приглашать могут и женщины, и мужчины — равноправие. В школах в Финляндии с первого класса танцы — обязательный предмет, и танцевать умеют все. Не просто раскачиваться, перебирать ногами, а именно танцевать. Партнер тебя ведет в танце — давно забытое российскими женщинами ощущение!
Чем финны не отличаются от россиян — много пьют. Трезвостью в Финляндии и не пахнет. Но, видимо, сказывается менталитет, особых буйств в пьяном виде не учиняют. Затариваться спиртным предпочитают в России, спиртное у нас гораздо дешевле. Любят русскую водку.

Памятник маршалу Карлу Густаву Маннергейму в Хельсинки
Памятник маршалу
Карлу Густаву
Маннергейму
в Хельсинки

Уровень жизни в Финляндии очень высокий. Финны перешли на евро, и средняя зарплата в стране 2000—3000 евро в месяц. Среднему финну доступно если не все, то очень многое: бутылка приличного ликера стоит 12—20 евро, билет в аквапарк — 15 евро, проезд на общественном транспорте — 1 евро, очень многие социальные услуги бесплатны.
Крупными городами Финляндии считаются столица Хельсинки (ок. 1 млн жителей) с пригородами, Тампере (220 тыс.) и Турку (200 тыс.). Хельсинки (корень «хельсин» — счастье) по сравнению с другими скандинавскими столицами на меня особого впечатления не произвел. Может быть, мы просто быстро его покинули. Чистый, опрятный, 3—6-этажный, с нарядно окрашенными домами. Есть интересные архитектурные ансамбли, памятники. Заметны здания Главного вокзала, лютеранского Кафедрального собора, православного Успенского собора, церковь в скале «Темпельауккио». Привлекает внимание конная статуя маршала Маннергейма, русского генерала от кавалерии, покинувшего российскую армию после 30 лет службы и возглавившего финскую национальную армию. Кстати, это единственный в мире человек, награжденный за мужество и российским Георгиевским крестом (в Первую мировую войну), и гитлеровским Железным крестом. Впечатляет Олимпийский стадион, около которого стоит памятник кумиру всех финнов, «летающему спортсмену», трехкратному олимпийскому чемпиону бегуну Пааво Нурми, установившему 31 мировой рекорд. Интересен памятник финскому композитору Яну Сибелиусу, созданный женщиной Элиа Хилтунен, — один из шедевров абстрактной архитектуры. Прозванный финнами «железный лес», он вызвал в свое время нешуточные дебаты. Состоящий из 580 стальных труб, сваренных вместе, памятник похож на гигантский фантастический орган, поющий на ветру. Копия этого впечатляющего произведения находится ныне в Нью-Йорке в здании штаб-квартиры ООН. А музыка Сибелиуса звучит по всему миру. Но только находясь в Финляндии на родине композитора, ее воспринимаешь как-то особенно.

Олимпийский стадион в Хельсинки
Олимпийский стадион
в Хельсинки

Красив Турку — самый древний из городов Финляндии, ее бывшая столица Або. Основные достопримечательности и символы города — Замок и Кафедральный собор. Находится Турку на берегу живописной речки Аурайоки, в устье которой в Ботническом заливе Балтийского моря расположен пассажирский паромный порт, откуда великолепные паромы отправляются в Швецию. Здесь Россией уже не пахнет, Турку очень тесно связан со Швецией. Около 10% жителей Турку говорят на шведском языке, на нем издаются газеты, журналы, ведется радио- и телевещание.
Я не была бы экономико-географом, если бы не интересовалась промышленностью страны. Но в Финляндии я ее признаков как-то не нашла, хотя знаю, что она есть, причем высокоразвитая. Финляндия на весь мир славится продукцией своей лесной промышленности, в частности, она — внеконкурентный мировой лидер по производству бумаги на душу населения (свыше 1400 кг) и по этому показателю более чем в два раза превосходит занимающую второе место Швецию. Интенсивно развивается производство целлюлозы, пиломатериалов, а на их основе — мебельная промышленность. Отраслями специализации являются электротехническая промышленность (знаменитые компании «Нокиа», «Салора»), судостроение, производство оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, черная и цветная металлургия, пищевая промышленность (в производстве молочных продуктов выделяется компания «Валио»). Но промышленные предприятия настолько замаскированы, так не бросаются в глаза, что на них и внимания не обращаешь. Столкнулись мы лишь с рыбопереработкой, когда ели вкуснейшие рыбные блюда на пароме да покупали свежую копченую рыбу (форель, сига) на рыбокоптильне. Видели мы и лесозаготовки, правда, не в Финляндии, а в России. Финны у нас рубят лес, а потом везут к себе на переработку. Свои леса берегут, ни одной вырубки вдоль трасс мы не наблюдали.

Турку. Набережная реки Аурайоки
Турку. Набережная реки Аурайоки

Непередаваемую радость детям, да и взрослым, доставляет аквапарк «Сирена» — один из крупнейших закрытых аквапарков мира (площадь обогреваемых бассейнов ок. 2000 м2). Там есть разнообразные водяные спуски, террасные бассейны, джакузи, бассейны с искусственными волнами, с водным массажем, пещерные знаменитые финские сауны и общие турецкие бани с влажным паром. Совершенно необыкновенный контраст — внутри аквапарка тепло и раздолье для купанья, а за стеклянными стенами покрытые снегом ели. Ощущение счастья тебя там не покидает.
В Хельсинки нам показали чудесного финского гномика. Дотронешься до его круглого носа, и он исполнит твое желание. Нос я потрогала, а желание мое угадать несложно — еще раз посетить Финляндию — такую на первый взгляд непритязательную, но очень славную и добрую страну.

Продолжение следует