Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №22/2003

Эксперимент


Из выступления на Дне учителя географии 7 апреля 2003 г.

Профильное обучение
географии

В.В. АБАТУРОВА
главный специалист
Министерства образования России

Концепция модернизации российского образования одним из приоритетных направлений называет переход к профильному обучению на старшей ступени общего образования. В связи с этим была разработана и утверждена Концепция профильного обучения, которая своей основной целью ставит индивидуализацию обучения в соответствии с наклонностями и способностями подростка, а также с возможностями муниципальных образовательных учреждений. Продуманная и грамотно построенная модель профильного обучения может дать ребенку возможность построения своей индивидуальной осознанной образовательной траектории. Пока же, по статистике, только 10% подростков, выбирая школу, класс, вуз, профессию, никогда потом не жалеют о своем выборе. Часть школьников, не особенно думая, делают выбор в пользу «модных» профессий (экономист, юрист, программист). Чаще же всего выбор происходит так: идут в 10-й класс с другом (подругой) или выбирают ту школу, что ближе к дому.
Концепция профильного обучения предполагает изучение на старшей ступени общего образования учебных предметов трех типов:
1. Базовые общеобразовательные предметы (50% учебного времени) — предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих предметов должен быть функционально полным, но минимальным. Предполагается следующий набор обязательных общеобразовательных курсов: математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-математического, технологического профилей, естествознания — для гуманитарного, филологического, социально-экономического профилей. География среди предметов первого типа может быть представлена обобщающим курсом «География мира» или «Общая география».
2. Профильные общеобразовательные предметы (30% учебного времени) — предметы повышенного уровня (фактически — углубленные курсы для старшей ступени), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, география, физика, биология — профильные курсы в естественнонаучном профиле.
3. Элективные курсы (20% учебного времени) — обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени. Элективные курсы могут выполнять три основные функции. Одни из них могут выступать в роли дополнения содержания профильного курса. Например, в естественно-математическом профиле предлагается в качестве профильного курс «Физическая география» (4 часа в неделю), элективным может быть курс «Основы геологии». Другая группа элективных курсов может развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Третья группа служит удовлетворению познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного профиля. Например, вполне естественна ситуация, когда школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит интерес к курсу «Экология города», а школьник из класса естественно-математического или технологического направления захочет расширить свои знания в области литературы или искусства.
Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать учащийся. Предлагается модель из 5—6 курсов, из которых учащийся выбирает 3.
Профильное обучение должно начинаться еще в основной школе (9-й класс). Основная задача предпрофильной подготовки в 9-м классе — сориентировать ребенка на определенный профиль в своей школе или другой, помочь ребенку самоопределиться (с помощью родителей и учителей).
Предпрофильная подготовка включает курсы по выбору, которые реализуются за счет школьного компонента (70 часов). По продолжительности элективные курсы короткие (8—12 часов), возможно, что они будут «безотметочными». Курсы по выбору могут быть организованы в школе, где непосредственно учится девятиклассник, в соседней, в учреждениях дополнительного, а также начального и среднего профессионального образования (часть подростков будет ориентирована на дальнейшее обучение в таких учреждениях). 2/3 учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку учащихся 9-х классов, занимают курсы по выбору.
По содержанию они должны быть интересными, занимательными. Элемент занимательности должен содержаться уже в названии того или иного курса. Остальное время, отводимое на предпрофильную подготовку, — это информация о карте образовательных учреждений муниципалитета и профильная ориентация. Работа проводится как с учащимися (беседы, экскурсии), так и с родителями (собрания).
В настоящее время планируется проведение формирующего эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов в школах десяти субъектов Российской Федерации. Начало эксперимента — сентябрь 2003 г. В 2004—2006 гг. эти регионы проведут эксперимент по введению профильного обучения в 10—11-х классах.
3—5 апреля 2003 г. был проведен семинар для регионов — участников формирующего эксперимента. Представители регионов получили пакет материалов для организации курсов по выбору в 9-х классах. Например, для учащихся, ориентированных на социально-экономический профиль, учителям географии предложены курсы «Статистика знает все» (разработчик Н.Н. Петрова) и «Россия — особая страна» (разработчик А.С. Ермошкина). Эти курсы органично сочетаются с основным курсом «География России», дополняя его социально-экономическую составляющую.
Итоговая аттестация за курс основной школы в условиях предпрофильного обучения будет проводиться муниципальной экзаменационной комиссией, которая формируется из руководителей образовательных учреждений, методистов, представителей общественности. Если спрос на тот или иной профильный 10-й класс превысит предложение, то зачисление в этот класс будет проводиться на конкурсной основе. Будут учитываться сертифицированные достижения учащихся (по результатам участия в олимпиадах, конкурсах и т. д.).
Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования готовит курсы подготовки руководителей общеобразовательных учреждений, учителей-предметников для работы в условиях профильного обучения.

Профили, предлагаемые в Концепции профильного обучения,
и географическое образование

Вид
профиля
Базовые курсы Профильные
курсы
Элективные курсы
Естественно-
математический
4 часа
Физическая
география
Природо-
пользование
Основы
геологии
Медицинская
география
Социально-
экономический
4 часа
Экономическая и
социальная
география мира
География человеческой деятельности
Коммерческая география
Гуманитарный профиль Глобальная
география
Глобальная экология
Экология
города
Технологический
профиль
Конструктивная география c
Универсальные
(непрофильные школы)
География мира
или
Общая география
c c

Итоги эксперимента по предпрофильной подготовке в основной школе будут подведены в 2004 г., введение профильного обучения на старшей ступени планируется в 2006 г. Возможно, будут пересмотрены учебные планы, переделаны некоторые нормативные документы и методические рекомендации — все это будет потом. Сейчас мы понимаем, что профильное обучение позволяет изучать географию в двух старших классах по 2 часа, и если переход на профильное обучение всех школ России состоится, учителя географии и все школьное географическое сообщество должны воспользоваться этой возможностью в полной мере.