Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №34/2003

Предмет


Обращение

к учителям, воспитателям, руководителям
образовательных учреждений и ведомств

Уважаемые коллеги!

Мы, участники августовского педагогического совещания — учителя географии города Армавира Краснодарского края, обращаемся к вам, движимые тревогой за судьбу и качество российского образования.
Реформаторы от Министерства образования под девизом «модернизации образования и разгрузки учебных программ» предлагают отказаться от значимой части национального литературного наследия, сократить естественно-научное образование почти в два раза, не могут определиться с историей и обществознанием. И если школьники России еще успешно выступают на международных предметных олимпиадах и конкурсах, то это заслуга не чиновников от образования, а российских педагогов, которые в условиях бесконечного реформирования и экспериментирования пытаются сохранить все лучшее, что наработано отечественной педагогикой.
Несомненно, борьба за лучшее будущее все более тесно связана с реформированием системы образования. Но реформа реформе рознь. Что ждет нас впереди?
В нынешней сложившейся ситуации — снижение уровня знаний. Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Если же речь идет об общекультурном образовании, то, как отмечается в проекте доклада Всемирного банка «Российское образование в переходный период», «...все, заканчивающие обязательное обучение, должны правильно читать карты (выделено нами. — Авт.), разговаривать на иностранном языке, уметь заполнять налоговые декларации, быть знакомыми с русской литературой и искусством, терпимо относиться к другим социальным группам».
Таким образом, главная задача современного образования — пробудить в обществе осознание значения знания. Только будет ли решена эта задача нашим Министерством образования?
Географическая культура — часть общечеловеческой культуры, важная составляющая поведенческой компетенции будущего политика, бизнесмена, управленца, гражданина.
Сокращение количества учебных часов географии в 6—7-х классах в два раза, введение профильного обучения в старшей школе, где географии отведено место Золушки, так как предмет не входит в число обязательных образовательных (письмо Министерства образования РФ от 09.07.03 № 13-51-145/13 «О проекте базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования»), влечет за собой тяжелые последствия, в частности:
— снижение уровня естественно-научных знаний, направленных на понимание законов природы и человеческого общества, роли и места человека на нашей планете и его ответственности за существование будущих поколений;
— сведеRние школьной географии лишь к поверхностному и неосмысленному ознакомлению учащихся с программным материалом;
— исключение практической, экспериментальной, исследовательской работы с учащимися;
— снижение познавательного интереса к предмету и географической науке в целом;
— массовый уход талантливых педагогов из школы;
— увеличение материальных затрат на создание новых учебно-методических комплексов, переподготовку кадров, апробацию новых программ и учебников.
Серьезной проблемой является и грядущее повсеместное введение единого государственного экзамена, в том числе и по географии. В условиях свертывания естественно-научного образования и перехода к профильному обучению грубо нарушается ст. 43, п. 2 Конституции РФ, где «...гарантируется общедоступность основного общего... образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях».
Уважаемые коллеги! Мы обозначили лишь некоторые последствия принятия нового базисного учебного плана. Круг проблем намного шире. Не будем оставаться равнодушными — с нашим мнением чиновники должны считаться!

УЧАСТНИКИ
АВГУСТОВСКОГО СОВЕЩАНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ
г. Армавир,
Краснодарский край
26 августа 2003 г.