Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №37/2003

Опыт


Мониторинг качества знаний
по географии

О.В. Крылова
доцент кафедры исторического и социально-экономического образования
Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО),
учитель географии школы № 1305
Центрального адм. округа г. Москвы

В условиях возможного выбора программ и учебников представляется полезным создание серии учебных и методических пособий, с помощью которых можно осуществить мониторинг качества знаний и умений по географии. Мною разработаны пособия, изданные в форме тетрадей по курсам основной школы с 6-го по 9-й класс. Это сборники итоговых контрольных работ по географии *. Система индивидуальных самостоятельных работ учащихся позволяет на протяжении всего времени обучения (и в течение текущего учебного года, и на протяжении всех лет изучения географии в основной школе) отслеживать качество овладения программными знаниями и умениями.
В данной статье речь идет об организации контроля за знаниями, но совершенно очевидно, что контроль предваряется хорошим обучением, о чем автор говорила неоднократно.
Содержание работ соответствует программам по географии. Работы могут использоваться в комплекте с любыми действующими учебниками по школьным курсам географии, ведь их содержание ориентировано на обязательный минимум содержания знаний и умений по предмету, учитывается последовательность изучения и специфика изложения материала в учебниках разных авторов. В помощь учителю в тетрадях по географии России для 8-го и 9-го классов даны сводные таблицы, которые помогают определить место каждой итоговой работы в структуре изучаемого курса.
В содержании вопросов и заданий реализуется принцип развивающего обучения, в частности соблюдается преемственность вопросов и заданий, последовательно изменяется уровень трудности, осуществляется систематическая актуализация знаний и умений, полученных ранее.
В содержании предлагаемых работ реализуются требования разноуровневого обучения. Каждая контрольная работа состоит из трех частей. Задания первой части соответствуют базовому уровню усвоения знаний и умений, без которых невозможно последующее нормальное усвоение физической географии. Предполагается, что эти задания должны быть правильно и без ошибок выполнены всеми учащимися класса. Итоговая оценка представляет собой сумму баллов, возрастающую при увеличении числа правильно выполненных заданий. Оценивание результатов соответствует современным формам, используемым, например, при подведении итогов ЕГЭ.
Использование предлагаемой системы итоговых проверочных работ по географии точнее ориентирует и учителя на планируемый результат обучения. Для оказания консультативной помощи учителям пособия для учащихся сопровождаются методическими рекомендациями для учителя**. В частности, предлагаются варианты составления аналитических материалов по результатам проведения итоговых работ; эти материалы могут быть использованы учителями при подготовке к аттестации.

1. Географическая карта в 6-м классе

Рассмотрим некоторые особенности содержания контрольных работ по географии в 6-м классе на примере темы «Географическая карта». По итогам изучения этой темы учащиеся должны получить знания о географической карте. Это, в частности, означает знать, что такое:

1) масштаб и его виды;
2) экватор, параллели и меридианы;
3) географические координаты;
4) экваториальные, тропические, умеренные, полярные широты;
5) абсолютная и относительная высота.

Пользуясь градусной сетью карты, учащиеся должны уметь определять:

1) направления по сторонам горизонта и взаиморасположение объектов;
2) географические координаты объекта и объект по заданным координатам;
3) широтное положение объектов;
4) абсолютную высоту и глубину при изображении ее гипсометрическим способом и способом отметки.

Без усвоения перечисленных картографических умений невозможно дальнейшее успешное изучение географии, следовательно, именно их и целесообразно проверить в первую очередь.

Контрольная работа по теме

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

1 часть

Пользуясь необходимыми картами Географического атласа для 6-го класса — физической полушарий, физической России, политической мира, напишите ответы на вопросы или заполните пропуски.

1. Определите географические координаты города Дели, расположенного на юге Евразии.
2. Географические координаты этого города 54° с. ш. и 73° в. д. ________был основан в 1716 г. как пограничная крепость для защиты от кочевников.
3. В каком направлении от Ниагарского водопада расположено озеро Верхнее в Северной Америке?
4. Какой из городов на востоке Евразии — Якутск или Пекин — расположен восточнее?
5. Определите, в каких широтах находится южноамериканское государство Венесуэла.
6. Определите абсолютную высоту самой высокой вершины Уральских гор.
7. Определите абсолютную высоту, на которой находится поверхность озера Виктория в Африке.
8. Определите, какие глубины в северной части Каспийского моря.

Задания первой части контрольной работы позволяют проверить усвоение учеником всех основных картографических умений, при этом каждое задание диагностирует усвоение отдельного практического умения. Задание 1 проверяет умение определять географические координаты объекта (на примере города) по физической карте мира. Задание 2 — умение определять объект (также на примере города) по заданным географическим координатам, но в этом случае по карте России. Задания 3 и 4 проверяют умение определять направления по сторонам горизонта по градусной сети карты и расположение объектов относительно друг друга и относительно сети координат. В задании 5 учащимся предстоит определить широтное положение объекта на примере одного из государств мира***. Задания 6—8 контролируют умения определять абсолютную высоту и глубину, отраженные на карте и гипсометрическим способом, и отметкой.
Напомним, что по условиям работы для получения отметки «3» (удовлетворительно) все перечисленные задания должны быть без ошибок выполнены всеми учащимися. При первом опыте такой работы положительную оценку можно поставить и в случае одного-двух неправильных ответов на вопросы первой части. Безошибочное выполнение — вполне достижимый результат, если на уроках будет проводиться реальная работа по формированию практических умений, то есть шестиклассники будут решать практические задачи по картам, а не слушать вместо этого объяснения учителя, как надо делать.
Как уже отмечалось, содержание первой части контрольной работы направлено на проверку основных знаний и умений по теме, но при этом задания вовсе не рассчитаны на простое воспроизведение. Они предусматривают работу с разнообразными объектами, в том числе с ранее неизвестными (например, задания 2, 5 и др.). Для быстрого поиска объектов на карте в формулировке заданий содержатся все необходимые уточнения (найдите город Дели, который находится на юге Евразии; река Колорадо, которая находится на западе Северной Америки и впадает в Тихий океан; южноамериканское государство Венесуэла, и т. д.). Обратим внимание на то, что во время контрольной работы учителю не следует оказывать учащимся какую-либо помощь, в частности, в поиске объектов на картах атласа. Самостоятельность этого поиска и нахождение упомянутых объектов являются показателем сформированности (или, в противном случае, несформированности) умений ученика работать с градусной сетью карты — использовать условие задачи и определять, в какой части материка находится объект. У хорошо подготовленных учеников выполнение первой части контрольной работы занимает, как правило, от 15 до 20 минут.

Контрольная работа по теме

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

2 часть

9. Река Колорадо находится на западе Северной Америки и впадает в залив Тихого океана. Определите направление ее течения.
10. Расскажите, в какой части Африки находится Ливия и в какой части страны находится ее столица Триполи.

3 часть

11. Определите координаты крайней западной точки Франции.
12. Объясните, что такое градусная сеть и каково ее назначение.

По условиям работы учащиеся самостоятельно выбирают необходимую географическую карту — физическую полушарий (задания 1, 3, 4, 7, 8), политическую мира (задание 2) или физическую России (задания 2, 6), следовательно, работают с разными источниками информации. Нередко на уроках даже в старших классах в ответ на самый элементарный вопрос можно услышать реплики: «Скажите, а по какой карте?
А на какой странице открыть атлас?» и т.п.; чтобы избежать таких вопросов, необходимо уже в 6-м классе научить школьников выбирать нужную карту.
Результаты работы класса полезно представить в аналитической таблице.
Нередко бывает, что первые результаты контрольных работ оказываются менее высокими, чем ожидал учитель, или даже откровенно низкими. Следует объективно разобраться в причинах этого. Дело может быть не в завышенном уровне трудности, а в неопределенности результата обучения: низкой эффективности обучения, доминировании объяснения со стороны учителя над самостоятельной работой школьников и т. д.
В конце учебного года целесообразно подвести общие итоги изучения географии в 6-м классе и проанализировать, как изменялось количество учащихся, выполнявших первую, вторую и третью части контрольных работ.

Публикация статьи произведена при поддержке ProCapital, форума о Форексе. Совместно с инвестиционным брокером «Пантеон Финанс» ProCapital предлагает доступ к зарекомендовавшей себя системе ПАММ 2.0. Главное достоинство ПАММ 2.0 в том, что переняв все лучшее от классической ПАММ, она избавлена от главного ее недостатка – и позволяет распределять не только прибыль, но и риски между инвестором и трейдером. Гарантируя частичную компенсацию потерь клиента, управляющий может сделать свой ПАММ счет востребованным и привлечь большее число инвесторов и количество инвестиций.

Анализ результатов контрольной работы
по теме «Географическая карта»

Учащиеся

1 часть 2 часть 3 часть

Отме-
тка

Опреде-
ление
коорди-
нат
Опреде-
ление
объекта
по
коорди-
натам
Опреде-
ление направле-
ний
Опреде-
ление широтного положения
Определение абсолютной
высоты
(глубины)
Итог Опреде-
ление направ-
лений (перенос умений)
Итог Опреде-
ление
коорди-
нат (перенос
умений)
Расши-
ренное опреде-
ление понятия
Итог
cпосо-
бом
отметки
гипсо-
метри-
ческим спосо-
бом
1. Фамилия,
имя
+ + + + + + + + + + + + + + + 5
2. Фамилия,
имя
+ + + + + + + + + + + + + 4
3. Фамилия,
имя
+ + + + + + + 3
...                                
Kоличество
правильно
выполненных
заданий
3 3 3 3 2 3 2 3 2 3 2 2 1 2 1  
в % 100 100 100 100 65 100 65 100 65 100 65 65 33 65 33  

* Одну из первых статей автора на эту тему см.: О.В. Крылова. Контрольная работа по теме «Географическая карта» для 6-го класса//География, № 5/96.
** О.В. Крылова. Методика организации и проведения контрольных работ по географии в 6—7-м классах. — М.: ИД «Новый учебник», 2002. Издание рекомендовано к использованию МО РФ. Аналогичное издание для 8—9-го классов готовится к печати.
*** Это не совсем типичное для 6-го класса задание, однако необходимость его продиктована следующим соображением. Если придерживаться традиционного построения курса географии 6-го класса, то знания об экваториальных, тропических, умеренных и полярных широтах учащиеся получают лишь в конце учебного года и не успевают на достаточном уровне овладеть ими. В свою очередь, незнание этого материала становится серьезным препятствием для успешного изучения географии в 7-м классе: уже в первой четверти изучается тема «Атмосфера и климаты Земли», для понимания которой необходимым условием является именно знание этих широт. Руководствуясь этим, мы настаиваем на необходимости знакомства учащихся с политической картой мира уже на одном из первых уроков географии в 6-м классе, обеспечивая тем самым возможность использовать эту карту для решения учебных задач на протяжении всего учебного года. Эта новация в построении курса географии 6-го класса нашла отражение в моем учебнике: О.В. Крылова. Физическая география. 6-й класс. — М.: Просвещение, 2001—2003. — С. 18—19; 35—36.