Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №38/2003

Опыт


Мониторинг качества знаний
по географии

О.В. Крылова
доцент кафедры исторического и социально-экономического образования Академии повышения квалификации и переподготовки
работников образования (АПКиПРО),
учитель географии школы № 1305
Центрального адм. округа г. Москвы

Продолжение. См. № 37/2003

2. Литосфера в 7-м классе

Курс географии 7-го класса один из самых объемных в школьной географии. В нем более десяти крупных тем, содержание которых несколько различается в программах и учебниках разных авторов, это проявляется, в частности, в количестве учебных часов, рекомендуемых на их изучение (таблица).

Примерное количество часов,
рекомендуемое для изучения основных тем
по географии в 7-м классе в разных учебниках

Учебник

Тема
В.А. Kоринская, И.В. Душина,
В.А. Щенев. География материков и океанов. — М.: Дрофа, 2001
О.В. Kрылова Материки и океа-ны. — М.: Просвещение, 2001 И.В. Душина и др.
Наш дом Земля. География. Материки, океаны, народы и страны. — М.: Дрофа, 2001
Д.П. Финаров и др. География. Материки, океаны и страны. — М.: АСТ. Астрель, 2002
Литосфера и ее строение 2 3 4
Атмосфера и климаты Земли 3 6 3 3
Мировой океан 4 5 6 8
Биосфера 4 6 7
Океаны Земли 4 8 3
Африка 11 7 13 12
Австралия 5 6 5 6
Южная
Америка
8 8 10 8
Северная
Америка
9 7 10 10
Евразия 20 9 35 18
Географическая оболочка 3 1 2

В таблицу включены не все параграфы, имеющиеся в учебниках, например относящиеся к другим учебным темам, поэтому количество параграфов в таблице не совпадает с их общим числом в учебнике.
Несмотря на то, что разные темы при работе по разным учебникам подаются в разное время, контрольные работы можно поставить по единому плану.
Рассмотрим несколько примеров контрольных работ для 7-го класса.
Учебная тема «Литосфера и ее строение» — одна из самых коротких по времени изучения, но при этом и одна из самых сложных по содержанию. На двух-трех уроках, которые отводятся непосредственно на изучение этой темы, фактически может произойти лишь первое знакомство с основными положениями теории литосферных плит и с явлениями, происходящими на их границах. Более глубокое понимание этих вопросов, усвоение закономерностей размещения крупных форм рельефа и т.п. будет происходить в дальнейшем, при изучении океанов и материков. Следовательно, очень важно определить, какие знания и умения (которые могут быть усвоены всеми учащимися за столь короткое время!) могут быть вынесены на контроль. На наш взгляд, по итогам изучения темы учащиеся прежде всего должны получить наглядные представления об основных положениях теории литосферных плит и уметь проиллюстрировать эти положения конкретными примерами, работая с новой для них тематической картой «Строение земной коры» и сопоставляя ее содержание с физической и политической картами мира.

Контрольная работа по теме

ЛИТОСФЕРА И ЕЕ СТРОЕНИЕ

Пользуясь картами атласа для 7-го класса (физической и политической мира, картой строения земной коры), напишите ответы на вопросы в виде полных предложений.

1 часть

1. Расскажите, какие материки и океаны (или их части) входят в состав Северо-Американской литосферной плиты. Определите направление и скорость ее перемещения.
2. Приведите примеры островов в северной части Атлантического океана:
  1) которые являются частью срединно-океанических хребтов;
  2) которые расположены за их пределами.
3. Приведите примеры стран Южной Америки, в которых существует опасность землетрясений. Объясните, почему.

Обратим особое внимание на уровень доступности заданий первой части контрольной работы. Все задания основаны на умениях семиклассников работать с картами атласа и устанавливать пространственные соотношения между ранее известными объектами, например материками и океанами, островами, горными странами, государствами, и вновь изученными — литосферными плитами и их современными границами и срединно-океаническими хребтами. Для того чтобы успешно выполнить задания, учащимся достаточно иметь первоначальные представления об основных положениях теории литосферных плит (например, о том, что земная поверхность состоит из крупных блоков — плит, перемещающихся в горизонтальной плоскости) и уметь считывать с тематической карты необходимую информацию. Подчеркнем еще раз — от семиклассников вовсе не требуется изложение абстрактных теоретических знаний без опоры на карту, ведь прошло-то всего 2—3 урока и материал слишком сложен для значительной части учеников. Важно настаивать, чтобы учащиеся формулировали ответы в форме полных предложений. Это условие работы над новой терминологией.

Варианты ответов учащихся на задание 2

1) Частью срединно-океанического хребта являются остров Исландия, на котором есть действующие вулканы, и Азорские острова.
2) Остров Гренландия и остров Ньюфаундленд у берегов Северной Америки, Канарские острова и острова Зеленого мыса у берегов Африки расположены за пределами срединно-океанического хребта в Атлантическом океане. (При выполнении задания 2 учащиеся могут пользоваться разными картами и, следовательно, предлагать разные ответы. В данном случае ученик использовал только карту «Строение земной коры».)
1) Азорские острова являются частью Северо-Атлантического хребта в Атлантическом океане.
2) Бермудские, Мадейра, Канарские и острова Зеленого мыса находятся за пределами Северо-Атлантического хребта. (Ученик использовал физическую карту мира и карту «Строение земной коры».)

Если при выполнении заданий 1 и 2 можно ограничиться картой «Строение земной коры», то задания 3 и 4 требуют обязательного сопоставления двух карт: политической мира и «Строение земной коры», физической мира (или материков) и «Строение земной коры».
Задание 5 сходно по содержанию с заданием 1, но отличается от него боRльшим объемом анализируемой информации и требует установления бо'льшего числа пространственных и причинно-следственных ассоциаций, но устанавливаемых опять-таки по картам атласа. Следовательно, и ответ ученика состоит из большего числа предложений (суждений).

Контрольная работа по теме

ЛИТОСФЕРА И ЕЕ СТРОЕНИЕ

2 часть

4. Приведите примеры горных систем Европы, которые находятся:
  1) в областях современных границ плит;
  2) вне областей современных границ плит.
5. Расскажите об основных направлениях перемещения Южно-Американской и Африканской литосферных плит и о явлениях, происходящих вдоль их общих границ.

 

Варианты ответов учащихся на задание 5

Южно-Американская и Африканская литосферные плиты движутся в разных направлениях. Южно-Американская — на северо-запад со скоростью 2,3 см в год, а Африканская плита на северо-восток со скоростью 1,9 см в год*. Граница между плитами проходит по срединно-океаническому хребту в Атлантическом океане, и плиты там расходятся. Вдоль хребта проходит зона землетрясений.
Южно-Американская и Африканская литосферные плиты расходятся друг от друга. Одна движется на северо-запад, а другая на северо-восток. Южно-Американская плита движется быстрее, со скоростью 2,3 см в год. Вдоль общих границ плит океан расширяется, там образуется новая земная кора. Это сопровождается землетрясениями и извержениями вулканов.


* Скорости и направления движения литосферных плит приведены на карте строения земной коры, поэтому учащиеся будут этими данными пользоваться. Между тем учитель должен бы объяснить им, что это лишь усредненные данные, к которым нужно относиться с большой осторожностью, тем более, что многие факты противоречат даже основным положениям тектоники литосферных плит. — Прим. ред.

Приведенные варианты ответов чем-то похожи, чем-то существенно различаются, но их содержание свидетельствует о самостоятельности суждений, и оба ответа могут быть зачтены на контрольной работе как правильные.
Третья часть контрольной работы включает только одно задание. При изучении темы «Литосфера и ее строение» на уроках учитель, как правило, ограничивается рассмотрением на карте срединно-океанических хребтов Атлантического океана, подчеркивая именно «срединность» их географического положения. Времени на анализ местонахождения подводных хребтов в других океанах не остается. Задание 6 строится на умении ученика считать с карты новую информацию, встроить ее в имеющиеся знания основных положений теории литосферных плит и грамотно письменно изложить полученное новое знание. Это задание по силам ученикам, владеющим элементарными навыками описания по картам.

Контрольная работа по теме

ЛИТОСФЕРА И ЕЕ СТРОЕНИЕ

3 часть

6. На примере крупных форм рельефа дна Индийского океана расскажите, как объясняет их происхождение современная наука.

Продолжение следует