Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №40/2003

Образная карта России. Кольский полуостров


8. БЕДЫ

В каком геополитическом контексте
живет полуостров

Внешнее обрамление образной карты:

Международные отношения. Опасности

Не только непосредственные соседи создавали угрозу нашим северным территориям, но и — через их головы — другие державы, достигавшие в разное время большого могущества и стремившиеся к гегемонии в мире.
Вот что пишет Карамзин, например, о датских притязаниях во времена Ивана Грозного:
Торговля Англичан с 1572 года снова цвела в России: они снова хвалились милостию Царскою, везде находили управу, защиту, вспоможение, к досаде купцев Нидерландских и Немецких, которые своими происками и наветами хотели вредить им в мыслях Иоанновых, не жалея денег в Москве, подкупая Дьяков и Царедворцев. Елисавета [английская королева. — Ред.] также не внимала представлениям Держав Северных ... и, сведав, что Король Датский требует пошлин с Английских мореходцев на пути их к берегам нашей Лапландии, писала о том (в 1581 году) к Иоанну. «Знаю, ответствовал Царь, что вероломный Фридерик Датский, желая лишить Россию сообщения с Европейскими Государствами, вступается ныне в Колу и Печенгу, древнюю собственность моего отечества: уничтожим его замыслы; очисти море и путь к Двине военными кораблями; а я велел ратным своим дружинам занять пристани Северного океана для охранения твоих гостей от насилия Датчан». Но Фридерик, объявив требования несправедливые, замолчал, не думая воевать с Россиею в диких пустынях Лапландских и боясь оскорбить Англию, уже сильную флотами.

Мурманск. Памятник жертвам англо-американской интервенции 1918—1920 гг.

Мурманск.
Памятник жертвам
англо-американской интервенции
1918—1920 гг.

Аппетиты претендентов умерялись только демонстрацией силы. Но ненадолго. 1590 год вошел в историй кольского пограничья кровавой трагедией — разорением Трифонова Печенгского монастыря, самого северного монастыря в мире (в нынешнем поселке Печенга на северо-западе Мурманской области, в устье реки Паз, близ норвежской границы). Хроника повествует:
Шведы, обладавшие Финскою страною, внезапно напали на обитель преподобного Трифона, на самый праздник Рождества Христова, умертвили мученически игумена Гурия и с ним 51 инока и 65 слуг монастырских; остальные спаслись бегством; монастырь был сожжен и разорен до основания.
Набеги продолжались в Смутное время, несколько раз в XVIII в., в начале XIX в. На мурманскую землю приходили шведские и датские войска, английские пираты: жгли, грабили, убивали. В 1854—1855 гг. во время Крымской войны английский флот сжег Кандалакшу, Стрельну, Кереть, Колу.
В 1918 г. началась английская и американская интервенция, а с ней расстрелы, каторжные тюрьмы (страшная каторжная тюрьма была в Гремихе — нынешнем Островном). Лишь благодаря борьбе, развернутой большевиками, интервенты были выдворены.
Но в 1941 г. «цивилизованная Европа» вновь протянула свои хищные лапы, морды и клювы к нашему Заполярью. Фашистская Германия и воевавшие на ее стороне финны создали смертоносную угрозу Мурманску. А что означала бы тогда потеря этого порта, представить нетрудно. Посоветуйте детям прочитать «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля.
Флотские аналитики, несмотря на видимое нежелание официальных властей даже рассматривать эту версию, не исключают возможности того, что «Курск» (базировавшийся в Ара-губе, недалеко от Видяева) погиб все-таки в результате тарана НАТОвской лодки.

Большой герб Швеции

Герб Дании (зеркальное изображение) Герб Норвегии (в 1844—1905 гг.)(зеркальное изображение)
Большой герб Швеции
Герб Дании
(зеркальное изображение)
Герб Норвегии
(в 1844—1905 гг.)
(зеркальное изображение)
c
Символ фашистской Германии Герб Великобритании Герб США
Символ фашистской Германии
Герб Великобритании
Герб США
c
Глава финского государства заявил 7 марта 1918 г., что готов удовлетвориться миром на «умеренных условиях». То есть получить всего-навсего Карелию, прославленную народным артистом СССР Сергеем Филипповым «Кемску волость», Кольский полуостров и, конечно,
Мурманскую железную дорогу, дабы беспрепятственно кататься
из Мурманска в Петрозаводск. Неделю спустя Маннергейм утвердил
эти «скромные» притязания.

Юрий Нерсесов. Мечта имперского чухонца//Спецназ России, № 3/2003