Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №43/2003

За умный базисный учебный план


Письмо-обращение в адрес
министра образования России
В.М. Филиппова

Уважаемый Владимир Михайлович!

Омские региональные отделения Русского географического и Российского геологического обществ, рассмотрев документ № 13-51-145/13 от 09.07.03 г. Минобразования России «О проекте базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования», выражают крайнюю обеспокоенность предполагаемым в этом проекте сокращением на 50% учебных часов по курсу «География» в 6—7-х классах общеобразовательной школы.
Наша тревога вызвана следующими обстоятельствами:
1. Со времен П.П. Семенова-Тян-Шанского курс географии в крупнейшей природно-ресурсной стране мира, которой были Российская Империя, СССР и остается современная Россия, занимал достойное место в образовательном процессе.
Российская и советская географическая школа базируется не столько на принципах обучения где, что и сколько, но и поясняет с точки зрения современной науки процессы возникновения, изменения, использования природных комплексов, ресурсов и созданных на их основе ТПК, объясняет динамику взаимосвязей триады Природа—Общество—Человек, является одним из краеугольных камней формирования мировоззрения современного человека.
2. В условиях глобального системного экологического кризиса большое значение приобретает мировоззрение устойчивого развития и принципы управления, основанные на фундаментальных знаниях географического и естественнонаучного циклов. Всевозрастающее негативное антропогенное воздействие на природу и созданную человечеством окружающую среду диктует необходимость изучения основ рационального комплексного природопользования со школьной скамьи, а для этого необходимо сначала четко уяснить собственно законы развития предмета этого самого пользования — ландшафтных комплексов материков и океанов.
3. В России, являющейся крупнейшей страной мира, расположена большая часть природных зон планеты, основной ее ресурсный, кислородный, рекреационный и биогенный потенциал. На этом потенциале основана экономика страны, требующая в ближайшее время постиндустриализации на базе мировоззрения устойчивого развития. Для понимания этих взаимосвязанных физико-географических и экономико-географических процессов необходим фундамент прочных знаний курса географии в школе.
4. В школьном курсе географии особое место занимает так называемый региональный компонент — знание природы и экономики родного края, которое важно и с точки зрения задач патриотического воспитания молодого поколения. Вышеназванные важные образовательные задачи, имеющие большое значение для дальнейшего поступательного развития экономики страны, формирования достойного ее интеллектуального потенциала, не могут быть решены в случае сокращения наполовину школьного курса географии.
Мы должны со всей ответственностью заявить, что подобный удар по географическому образованию выгоден тем, кто ратует за Россию, не имеющую правильной ориентации в быстро меняющемся мире, собственной науки, современной промышленности, собственного мнения и значимого веса на международной арене, послушную глобальным ТНК и политикам других стран. Без современных географических знаний не может быть взвешенных геополитических, геоэкономических и геоэкологических решений. Известно древнее правило: чем меньше люди знают, тем легче ими управлять. Нам кажется, что это относится к подобным подходам к образованию, и мы не можем с ними согласиться.
Приняв предлагаемое в проекте базисного учебного плана решение, Вы, Владимир Михайлович, берете на себя тяжелую ответственность за будущие сложности в развитии страны, за незнание ее граждан и серьезные ошибки ее будущих руководителей.
Считаем такую постановку преподавания географии в школе недопустимой, опасной для дальнейшей подготовки квалифицированных кадров в высшей школе и требуем Вашего содействия в пересмотре проекта вышеназванного документа Минобразования России.
Надеемся на понимание и решение вопроса на благо России.

По поручению
географической общественности Омской области,
Председатель Омского регионального отделения РГО,
начальник Главного управления внешнеэкономических связей
Администрации Омской области,
к.г.-м.н. В.С. Баженов

Председатель Омского регионального отделения РосГео,
заместитель председателя Комитета природных ресурсов
Администрации Омской области,
к.г.-м.н. А.А. Файков

Почетный член РГО,
руководитель комиссии исторической географии ОРО РГО,
д.и.н., проф. А.Д. Колесников

Зам. председателя ОРО РГО, заслуженный эколог России,
отличник просвещения РСФСР, профессор РАЕ,
почетный член ВООП Ф.И. Новиков

Член президиума ОРО РГО, проректор по науке ОмГАУ,
проф., д.с.-х.н., заслуженный мелиоратор В.Н. Русаков

Руководитель комиссии медицинской географии ОРО РГО,
д.м.н., проф. В.К. Ястребов

Член ученого совета ОРО РГО,
заведующая кафедрой физической географии ОмГПУ,
к.г.н., доцент О.В. Мезенцева

Ученый секретарь Омских региональных отделений
РГО и РосГео, директор ФГУ
«Территориальный фонд информации по природным ресурсам
и охране окружающей среды МПР России
по Омской области» И.А. Вяткин

Руководитель комиссии рекреационной географии
ОРО РГО, к.г.н., доцент Н.С. Фалькович

Учитель географии, народный учитель СССР
Н.А. Чернышев

Член РГО, учитель географии,
народный учитель СССР Л.Я. Кичигина

Член РГО, Почетный учитель РФ,
методист кафедры естествознания и географии
ООИ ПКРО Г.И. Саренко

Руководитель фенологической комиссии ОРО РГО,
профессор РАЕ, отличник просвещения РСФСР,
почетный член ВООП В.С. Шрам

Руководитель комиссии экологии почв ОРО РГО,
к.с.-х.н., доцент ОмГАУ Я.Р. Рейнгард

Почетный член РГО, д.и.н.,
проф. М.Е. Бударин

Руководитель музейной комиссии ОРО РГО,
заведующая отделом природы Омского государственного
историко-краеведческого музея С.Д. Авербух