Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №44/2003

Образная карта России. Среднерусское Черноземье (запад)


3.ПОЛЕ

Как местность одета? И во что она, по крайней мере, была одета
до начала ее освоения и переодевания человеческими руками?

Первый аналитический срез образной карты

Растительность. Ландшафт. Природные зоны.
Лесостепь. Степь. Открытые пространства. Почвы.
Чернозем. Животный мир

Русская речь — лесная, родившаяся, как и русская нация, в лиственном лесу. Недаром существующие в русском языке традиционные сравнения людей с представителями растительного мира — это сравнения с деревьями, причем лиственными: стройная как березка, стройный как тополь, кудрявая как рябинка, кудрявый как клен, дрожащая как осина, крепкий (вариант: тупой) как дуб; неосторожного человека можно ободрать как липку, опечаленную женщину сравнят с плакучей ивой, невесту — с яблонькой.* Сравнения же с травой если и встречаются, то как исключение или в умышленно уничижительном смысле**.
Почетное место дерево занимает и на русских гербах. Появление же травянистой растительности (не культурной) в символах местностей — редкость. В старинной русской геральдике трава вообще почти не встречается. Но на современных гербах, созданных уже в ту эпоху, когда русская нация на своем евразийском ложе заметно перекатилась к югу, понемногу пробивается травка. И чем южнее, тем заметнее.
На листе образной карты дети без труда найдут три «травяных» герба. На одном из них (Суджа на северо-западе) — тростник, указывающий скорее на близкую долину какой-то речки (какой — выясним позже, в разделе «Верхи'», с. 15), чем на общий характер растительности. Зато два других, юго-восточных, дают прекрасные флористические образцы для определения особенностей ландшафта, природной зоны. На гербе Волоконовского района — дикие тюльпаны, на гербе Вейделевского — дикие травянистые пионы.


* См.: С.В. Рогачев. Центральный район, или Подмосковье. Главы учебного пособия «Отечествоведение»//География, № 30/96.
** Помните, Иван-царевич, призывая своего богатырского Сивку-Бурку, говорит ему: «Встань передо мной, как лист перед травой», то есть как дерево перед травинкой. Он гордится мощью своего коня и ему не обидно «унизить» себя до былинки рядом с ним.

 

Развитие способности
мобилизовать бытовые знания
для общих характеристик

(методический ход)

Ваши школьники, чьи родители, возможно, выращивают и тюльпаны, и пионы, наверняка знают о них что-то. Спросите детей о сроках цветения, о том, почему эти пышные, мясистые цветы стараются отцвести весной или в самом начале лета. Почему? Вышедшие из сухих областей мира эти растения за многие тысячелетия своей эволюции приспособились к летней жаре и сухости. Весной, пока еще есть влага и не очень жарко, они являют себя во всем великолепии, чтобы потом почти скрыться, задремать. Что происходит потом с отцветшим тюльпаном, как он переживает лето? Можно позволить себе произнести и слово «эфемероиды» — растения, вынужденные на лето прятаться под землю (и там пережидать сухость в виде луковицы или клубня).

Не исключено, впрочем, что городские дети найдут и другие «травяные» гербы, приняв за траву культурные злаки; они будут не так уж неправы: злак, дикий ли, культурный ли, — в общем-то степняк, любитель открытых пространств.
Есть на гербах и деревья. Но заметно, что им уже суховато здесь (меньше осадков, но жарче — смотрим климатические карты). Ракиты на гербе Ракитнянского р-на прижались к реке. Ива (Ивнянский р-н), как известно, тоже растет вдоль водотоков и влажных ложбин. Из представителей «нормальных» деревьев, способных образовывать зональную растительность, мы видим лишь дуб (Борисовский р-н) и сосну (Ливенка), но они, как позже узнаем (разделы «Верхи» на с. 15 и «Рабы» на с. 27) попали сюда скорее по недоразумению и должны восприниматься в переносных смыслах. Сказанное, впрочем, не значит, что эти деревья здесь не растут. Растут, но не определяют облик ландшафта. Для характеристики же облика воспользуемся словами В.П. Семенова (Тян-Шанского):

Переход от нечерноземных местностей к черноземной полосе весьма резок и сразу бросается в глаза. Самый облик природы, ландшафт, приобретает новый, совершенно иной характер. Местность из лесистой делается почти безлесной; вместо составляющих ... фон каждого ландшафта темно-зеленых лесов, в пределах черноземной полосы весною и осенью вся окрестность оказывается залитою сплошной светло-изумрудной окраской зеленеющих всходов, а летом — золотом волнующихся, подобно морю, зреющих колосьев, тогда как небольшие, исключительно лиственные леса или рощи встречаются лишь незначительными островками. Это ... является первой и самой характерной отличительной чертой ... кроме само собой разумеющейся разницы в окраске почвы, там, где она оголена.

Можем ли мы найти на образной карте указания на другой цвет почвы? Пусть ученики посмотрят на гербы самых южных местностей (Хотмыжск и Ровеньский р-н): они хорошо выделяются на общем фоне своим жирным черным окрасом. Это повод для объяснения происхождения чернозема, разговора о гумусе (перегное), веками отмиравших травах, не очень обильных (не вымывающих гумус) осадках. Наконец, о ценности чернозема.
Другой ландшафт — другие жители. Отличаются ли здешние птички и зверьки от лесных? Украинский сосед-байбак, или сурок, (Купянск) — вне всякого сомнения (и вот он-то впадает в зимнюю спячку, как и земледелие — профилирующая сфера деятельности Черноземья). Разобраться в других помогут комментарии на полях карты.
Интересующиеся биологией школьники подготовят целые степные повести о шагистой и привязчивой дрофе, зорком и не упускающем своего соколе, юрком хорьке, зловещем вороне-трупояде.
Но вот крупных копытных здесь нет (не то чтобы их тут не было, но они не характерны, и на гербы не попали). Индивидуалисту-лосю негде укрыться. Разве что под ракитой и ивой, разве что в тюльпанах? Но лоси подходят сюда совсем-совсем близко по гербам Брянщины, которую мы рассмотрим в одном из следующих выпусков. Табунам же диких коней здесь еще не так просторно, как в настоящей степи (когда листы образной карты покроют наш сухой Юг, мы услышим топот тарпанов и их потомков).

Оперирование смыслами

(интеллектуальный тренинг учащихся)

Слово «поле» мы избрали для начала анализа этого листа образной карты, в качестве ключевого. Что значит слово «поле»? В нем, пожалуй, для сердца русского слилось больше смыслов, чем даже в слове «Москва». Спровоцируем детей на обнаружение разных смыслов «поля» и на поиск возможностей применения этих смыслов к рассматриваемой территории.
В таблице — примерный набор вариаций смыслов, к которым предстоит прийти в ходе мозгового штурма (левая колонка), а затем использовать эти смыслы для выстраивания канвы дальнейшей аналитики.

Смыслы слова «поле» Пример
употребления
слова в  соответствующем
смысле
Элемент анализа листа образной карты Раздел Страница
Не лес,
свободная
от леса
местность
«Чисто поле» Ландшафт «Поле»  6
Пространство
для маневра,
действий (в частности,
боевых)
«Поле боя»,«поле деятельности» Стратегическое
положение
«Лихо» 9
Пашня, обрабатываемая
земля
«Ржаное поле» Земледелие «Жито» 12
Набор вероятностей,среда для исследования и находок  «Полевой сезон» у геологов и географов, «перед выездом в поле», «полевые исследования» Геология,
минеральные
ресурсы
«Пласты» 20
Край чего-либо, периферия,   окраина,
«маржа»
«Поле
тетрадного листа»
Маргинальность территории «Тишь» 24
Среда взаимодействия «Гравитационное поле»,   «магнитное поле» Социально-
кономические связи
«Братья» 28