Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №47/2003

Я иду на урок географии


Работаем с картой,
живем в пространстве

Н.И. Бобылева
учитель географии, заместитель директора по научно-методической работе
в гимназии с углубленным изучением иностранных языков № 6 г. Архангельска

Расскажу о некоторых методических приемах, применяемых мною в элитной языковой гимназии. В эти классы по конкурсу попадают способные дети, у них всегда есть учебники, тетради, атласы, дома — справочники, красивые книги, видеофильмы. Ребята интенсивно занимаются изучением иностранных языков, поэтому передо мной всегда стоит задача — обязательно научить, но не слишком затруднить, а иногда просто развлечь и расслабить. До оздоравливающего обучения современной школе — как до неба (хотя бы сохранить то здоровье детей, что имеем), но я глубоко убеждена, что кое-что может сделать и рядовой педагог.
Тема «План и карта», 6-й класс. По ходу изучения темы по возможности часто упоминаю, что река за окном нашего класса, Северная Двина, течет на север. В качестве разминки прошу детей встать из-за парт и раскинутыми в стороны руками показать направления:
а) 64-й параллели*,
б) 41-го меридиана,
в) с северо-запада на юго-восток.
Кроме осмысленного движения, не нарушающего хода урока (нужно быстро сообразить, встать), подобная «материализация» сторон горизонта и направлений в помещении определенно полезна.
Тренировочные работы по картам на знание номенклатуры. Прошу детей открыть атласы, взять в руки карандаши (ручки) и всем одновременно показывать под мою диктовку на картах атласа географические объекты. Вторая разновидность этой работы: один ученик под мою диктовку показывает объекты на настенной карте, остальные — в своих атласах. Третья разновидность работы, которая особенно нравится детям: ученик показывает объекты на настенной карте, названия для показа по одному предлагают ученики с места. Такой коллективный и весьма эффективный опрос занимает очень мало времени.
Приятно отметить эффекты: дети иногда забывают тетради или учебники, а вот атласы забывают гораздо реже. Мотивированная обеспеченность атласами в классе очень высокая. У детей чаще возникает повод смотреть на карту (она находится очень удобно — перед глазами) — повышается уровень знания карты. Учитель ходит между рядами и ему на удивление хорошо видна сверху ситуация в целом. Кроме того учителю отлично видны ошибки; ориентируясь на цвет и силуэты карты в атласе, можно корректировать ошибки мгновенно и сразу у многих учащихся. Уже через пару минут учитель сможет оценить знание карты учащимися.

Публикация статьи произведена при поддержке лингвистического портала Лингуст. Посетив лингвистический портал Лингуст, Вы найдете бесплатные учебные материалы, позволяющие самостоятельно выучить иностранные языки: английский, французский и др. Помимо текстовых уроков, к Вашему вниманию представлены аудио и видео материалы, которые помогут максимально отточить Ваше произношение, и научат понимать иностранную речь на слух. Лингвистический портал Лингуст располагается по адресу http://lingust.ru


* Координаты Архангельска (с точностью до градуса) — 64° с. ш., 41° в. д.