Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2004

Я иду на урок


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

«За державу обидно...»

В.В. МАРТЕМЬЯНОВ
учитель географии гимназии № 2
г. Пермь

Да, да обидно за наших безграмотных руководителей, которые наворочали черт-те что и могут еще наворочать. Обидно за географическую безграмотность Хрущева с его кукурузно-целинной эпопеей, обидно за Брежнева с его поворотами северных рек через Каму в Каспий, с загубленным Кара-Богаз-Голом, с уничтоженным Аралом, обидно за Лужкова, реанимирующего проект переброски рек в Казахстан. А все от элементарной географической безграмотности. Вот и иду я на урок, чтобы научить детей тому главному, что определяет суть современной географии, — умению прогнозировать ситуацию при воздействии человека на природу. Конечно, сначала необходим базисный уровень знаний, на основе которого можно делать прогноз. Но прогноз — это и еще умение чувствовать природу, а для этого надо быть к ней поближе. Отсюда и триединая задача моей деятельности как географа — учитывать возраст детей, иметь непосредственный контакт с природой, использовать прогнозные методики.
Первая задача хорошо решается применением разработанной и опробованной мною игровой образовательной системы в преподавании географии*. Только творческая раскованная личность может что-либо спрогнозировать. А творчество дети лучше всего проявляют в игре.
Вторая задача решается мною в многочисленных походах по нашему краю — сплав по рекам на катамаранах, пешеходные маршруты к интересным природным памятникам, исследования наших многочисленных пещер, скальный туризм (потом делаем доклады на научно-практических конференциях школьников).
Третья задача основана на положении, что будущее прогнозных методик состоит в компьютерной обработке исходного материала. Для этого я привлекаю программы текстовых, графических, фото-, видеоредакторов, программы презентаций, flash-технологий. А в перспективе и Virtual Frontier-технологии.
Самое интересное, что все мои задачи принимаются детьми «на ура». Нет скучных уроков — обучение ведется в игре. Изменяется характер игр в течение учебного года и всего курса географии от репродуктивных и программируемых к исследовательски-модельным — по мере развития интеллекта учащихся.
От походов школьников за уши не оттащишь — это знают все преподаватели. Я на основе десятка двухдневных походов в году формирую комплексное представление о природе нашего края (реки, пещеры, скалы, месторождения...). За последние десять лет — около 80 многодневных походов.
Ну и, наконец, компьютер. Это же мечта многих школьников — научиться работать на машине. Особенно, если в результате получается красивое движущееся изображение, с которым можно дальше работать, которое не стыдно показать товарищам. Да еще и оценку получишь. Чтобы научить ребенка программе презентации мне достаточно двух-трех часов, столько же — работе с фоторедактором. И вот уже мелькают на экране детские мысли об окружающей нас природе — на основе фотографий и видеосъемок, сделанных в походах. Остается придать им правильное направление. А ведь можно еще совместить географию и компьютерные игры (правда, пока репродуктивные).
А еще иду я на урок географии, чтобы не пришла к ним какая-нибудь молоденькая выпускница пединститута, которая, кроме 22-летнего жизненного опыта, ничего не имеет. Я вообще считаю, что к детям нельзя допускать начинающих педагогов. Что они могут им дать? Только то, что услышали в институте да свой молодой задор. Нет, пусть человек наберется жизненного опыта, повидает мир, побывает в экспедициях, и вот тогда, если не потеряет жизненный запал и энергию для работы с детьми, пусть приходит в школу.
Ученики любят задавать вопросы и требуют немедленного ответа. А если нет своей жизненной позиции, нет опыта, то не станешь Учителем с большой буквы (в высшем понимании этого слова) для школьников. Да, со временем все придет, но при чем тут дети, которые обучают тебя обретать этот опыт? Они-то останутся «незажженным» факелом. Природа мудро распределила роли в животной стае — обучают молодежь еще нестарые, но опытные особи. Нарушая этот принцип, мы создаем поколение теоретически обученных, но практически безграмотных людей. Кстати, сам я пришел в школу после 7 лет геологических экспедиций, побывав в 40 городах СССР, в 8 странах, имея за спиной опыт работы вожатым в Артеке, владея гитарой, кино-, фото-, видео-, компьютерной техникой.


* В.В. Мартемьянов. Игросистема в преподавании географии//География в школе, № 8/2001.