Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «География»Содержание №5/2004

Я иду на урок


ЗАЧЕМ

я иду на урок географии

Ребята открывают
и утверждают себя

О.Н. БУРЛА
учитель географии СШ № 12
г. Тирасполь, Молдавия

Изведав мучения жажды,
я попробовал вырыть колодец,
чтобы из него черпали и другие.

Э. Сетон-Томпсон

Задумавшись над вопросом, поставленным газетой «География», — «Зачем вы пойдете на урок географии?» — я невольно вспомнила свои последние рабочие дни прошлого учебного года и те чувства растерянности и сожаления, которые им сопутствовали. Заканчиваются последние консультации, вопросы и экзамены, впереди лето, и я наедине с собой, без школы, учеников и уроков географии. В первые дни сложно привыкнуть к свободе. Но свободное время, доставшееся учителю, может быть затрачено не просто на отдых, а на полезный отдых — путешествия по родному краю и по возможности за его пределами, участие в педагогических конференциях, встречи с интересными людьми, коллегами для обмена мнениями, знаниями, идеями, опытом работы и жизни, чтение книг, статей и переосмысление прочитанного. И все это необходимо человеку, а тем более учителю, хотя бы для того, чтобы потом умело использовать приобретенный опыт, мудрость для преподавания, формирования неподдельного интереса к своему предмету.
География обладает прекрасными возможностями для обогащения кругозора человека, развития мышления, воспитания лучших качеств человека: любви к Родине, бережного отношения к природе Земли.
Вот почему так необходимы вопросы и задания, направленные не на заучивание и воспроизведение знаний, а на развитие творческой, мыслительной деятельности учащихся. Результаты подобных работ бывают ошеломляющие, а для педагога и его учеников наступает настоящий праздник географических идей.
Вместе с учениками я попадаю в непроходимые джунгли Африки, в страну-наоборот Австралию, коричневую пустынную равнину — Сахару, да мало ли куда, ведь мы собираем горные породы, сочиняем репортажи о разных уголках Земли, сказки-путешествия, карты несуществующих островов и материков.
На уроках учащиеся моделируют различные ситуации, рассуждают, решают географические задачи. Например, что произойдет с природой Австралии, если Большой Водораздельный хребет станет в три раза выше; какой будет долгота городов Москвы, Якутска, Пекина, если вести отсчет от Пулковского меридиана; какое положение примут материки и океаны через несколько миллионов лет с учетом движения литосферных плит; каким станет климат Европы при условии, что теплое Северо-Атлантическое течение отклонится к югу? Школьники могут провести небольшое социологическое исследование о количестве детей в семьях с 20-летним и с 5-летним стажем на примере своего района, многоэтажного дома, сопоставить с демографической ситуацией в мире и своем государстве. Можно предложить вопрос: как изменятся функции города Бендеры, если его объявят столицей субъекта Молдавской Федерации, а после изучения новых индустриальных стран учащиеся сопоставляют возможности и условия развития экономики этих стран и своего государства.
С большим энтузиазмом многие ученики участвуют в конкурсе фотографий «Мой город», «Мир и моя семья». Ребятам интересны изменения, произошедшие с родным городом в течение 10—20 лет, показательны фотографии-пары: новое здание и бывший пустырь; отреставрированный театр и театр старый; новые и старые памятники и др. А от стендов с изображением незнакомых городов, тропических растений, айсбергов на фоне корабля, морей (и не только ближайшего Черного) ребят просто не оторвать. Вместе с учащимися готовим уроки-игры, уроки-КВН, уроки-конференции, ребята сочиняют стихи, кроссворды, занимательные вопросы.
И конечно, кто из учителей может добровольно лишить себя общения, творчества, взаимного обогащения не только знаниями, но и чувствами: удовлетворения от достигнутых результатов, радости и восторга от искрящихся глаз учеников, гордости за своих учеников — призеров краеведческих конференций и исследовательского общества учащихся? Можно быть уверенной, что, переступая порог кабинета географии, учащиеся не только открывают для себя мир разнообразной природы, жизни и быта людей в ней, а открывают и утверждают себя, свои возможности, таланты, победы над собой в этом мире, воспитывают новое отношение к себе. Поэтому хочется надеяться, что я не зря иду на урок географии.